Теорема – это мат - ое предложение, истинность которого устанавливается посредством доказательства (рассуждения)
Вида формулирования теоремы
· Условная
· Категорическая
Всегда можно из одного вида формулирования теоремы перейти в другой. Если теорема сформулирована в условной форме, то в ней должно быть ясно указан при каких условиях рассматривается в ней тот или иной объект (условие) и что в этом объекте утверждается (заключение теоремы).
Пример:
Теорема: В параллелограмме диагонали, пересекаясь, делятся пополам.
Если четырехугольник – параллелограмм, то…
Условие Р четырехугольник – параллелограмм, диагонали его пересекаются
Заключение G точка пересечения диагоналей делит каждую из них пополам.
Доказательство теоремы состоит в том, чтобы показать, что если выполняется условие, то из него логически следует заключение, т.е., приняв, что Р истинно, соответствии с правилами вывода показать, что G истинно, и тем самым получить возможность утвердить, что данное высказывание (теорема) истинно целом.
|
|
Доказательство включает в себя три основных элемента:
Тезис (Главная цель доказательства – установить истинность тезиса). Форма выражения тезиса суждение.
Аргументы (основание) доказательства – положения на которые опирается доказательство и из которых при условии их истинности необходимо следует истинность доказываемого тезиса. Форма выражения аргументов - суждения. Связывая аргументы, приходим к умозаключению, которые строятся по определенным правилам. Аргументы, на которые можно опереться при доказательстве: аксиомы, определения, ранее доказанные теоремы.
Демонстрация – логический процесс взаимосвязи суждений, в результате которого осуществляется переход от аргументов к тезису.
При изучении теорем школьного курса математики учитель придерживается следующей последовательности:
1. Постановка вопроса (создание проблемной ситуации)
2. Обращение к опыту учащихся
3. Высказывание предположения
4. Поиск возможных путей решения
5. Доказательство найденного факта
6. Проведение доказательства в максимальной форме
7. Установление зависимости доказанной теоремы от ранее известных.
Процесс изучения школьниками теоремы включает этапы:
1. Мотивация изучения теоремы
2. Ознакомление с фактом, отраженным в теореме
3. Формулировка теоремы и выяснение смысла каждого слова в формулировке теоремы
4. Усвоение содержания теоремы
5. Запоминание формулировки теоремы
6.Ознакомление со способом доказательства
7.Доказательство теоремы
8.Применение теоремы
9.Установление связей теоремы с ранее изученными теоремами
ИЛИ ДРУГОЙ
Этапы изучение теоремы
1. Раскрытие ее содержания (формулировка теоремы)
- Работа над структурой
- Построение чертежа, краткая запись содержания теоремы
- Поиск доказательства, доказательство и ее запись
- Закрепление теоремы
- Применение теоремы