Эрнст Мах попытался преодолеть кризис в физике путем пересмотра представлений о природе человеческого познания

Позитивизм

КОНТ (1798 — 1857).

Выдвинул закон двойственной эволюции —

                                     интеллектуальной и технической.

В этой связи философом были выделены:

                    три стадии интеллектуального развития; •

       теологическая (мировоззрение основано на религии);

       метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);

       позитивная (основана на науке).

 

                          три стадии технического развития.

традиционное общество;

 доиндустриальное общество;

  индустриальное общество.

               Стадии интеллектуального и технического развития в

                               целом соответствуют друг другу:

 теологическая — традиционному обществу;

 метафизическая - доиндустриальному обществу;

 позитивная (научная) — индустриальному обществу.

 

      1. На первой стадии разум пытается ответить на традиционные мировоззренческие вопросы с помощью религии. Однако религиозные представления не позволяют понять глубинную природу реального мира и разрешить эти проблемы.

     2. Поэтому на второй стадии своего развития разум обращается от религии к науке и пытается понять мир с помощью философии (по терминологии Конта – «метафизики». «Метафизика, как и теология, пытается объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей,

основной способ образования всех явлений».)

Однако философия тоже не справляется с задачей понять природу мира, человека и разрешить старые мировоззренческие проблемы (Конт полностью разделяет мнение И. Канта о непознаваемости мира вещей-в-себе).

      3. Только на третьей, позитивной стадии человеческий разум вырабатывает действительно научный, рациональный подход к миру: «… наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состоянии, и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения».

           Иными словами, мировоззренческие проблемы Конт считает неразрешимыми.  

Задача философии – заниматься областью «действительного наблюдения», то есть упорядочивать и классифицировать знания, добытые другими науками, избегая при этом традиционных для философов прошлого мировоззренческих обобщений.

 Позитивистский стиль мышления состоит, таким образом,  в сознательном отказе от постановки и решения мировоззренческих проблем, в попытке ограничить философию и другие науки решением частных, сиюминутных задач, возникающих в познании и практической деятельности общества.

  Наука должна основываться на наблюдениях и выполнять описательную, а не объяснительную функцию.

                                    Социальная философия:

в обществе существуют четыре класса:

        представители научного, философского и эстетического видов деятельности, предприниматели,

      банкиры и торговцы,

       земледельцы,  

       рабочие.

 Подчинение одних классов другим вполне естественно, так как закономерно вытекает из сложившегося в обществе разделения труда.  

Люди обладают врожденной склонностью руководить или повиноваться.

Эти индивидуальные склонности гармонируют со всей системой общественных отношений,   поэтому разделение классов на господствующие и повинующиеся неизбежно и полезно. Классовая борьба только вредит социальному организму.  

Бесконфликтная теория общественного развития О. Конта формировалась под влиянием классика утопического социализма графа Сен-Симона (1760-1825), у которого Конт с 1817 года работал личным секретарем.

Одним из главных способов совершенствования общества Конт считал создание новой религии, поклоняющейся не богу, а Человечеству. Эта религия предлагает каждый день поклоняться одному из великих людей прошлого. Один месяц поклоняются великим ученым, другой – великим писателям и т.д.

 

Герберт Спенсер (1820 – 1903). сторонник дарвинизма.

  Будучи сторонником эволюционизма, полагал, что обществу присуще то же развитие, что и животному миру. Он настаивал, что общество движется теми же законами – естественным отбором и борьбой за существование – которые правят и животным миром.

Наложение этих законов на общественную жизнь привело Спенсера к апологии войн, конкуренции и других форм борьбы за существование в обществе. Полагал, что государство не должно препятствовать гибели слабых, неприспособленных, будь это отдельные люди или целые фирмы, организации.

В то же время Спенсер не полностью отождествлял общество и живой организм, отмечая различия между ними. Он разделял все человеческие общества на два типа:

            военные ( присущи сильный централизованный контроль, строгая дисциплина, иерархическая организация власти, совместная деятельность по обороне и завоеванию новых территорий)

         индустриальные ( политическая свобода, преобладание промышленности и торговли, мирная деятельность)            

         В качестве основного закона общественной жизни постулировал закон дифференциации, усложнения общества, его структуры, которая в то же время сопровождается усилением единства общества, его интеграцией, переходом от механической к органической солидарности.

 

Вторая стадия позитивизма.

Эрнст Мах (1838-1916) -махизм и «эмпириокритицизм» – от слов «эмпирия» – опыт и «критицизм» – критика.

Рихард Авенариус (1843-1896) и выдающийся французский математик Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912).

Эмпириокритицизм разрабатывает программу критической переоценки человеческого опыта, то есть пытается создать новую теорию познания.

 До конца ХIХ века считалось, что все физические явления описываются законами классической механики, разработку которой завершил еще И. Ньютон (1643-1727).  Но открытие делимости атома, радиоактивности, электромагнитного поля, дефекта массы, постоянства скорости света по отношению к любому наблюдателю привели к неизбежному выводу: классическая механика не способна объяснить многие явления природы. Ее законы действуют не везде.

Ситуация осложнялась тем, что вся естественно-научная картина мира была основана на классической механике. У ученых возник вопрос: может ли наука осмыслить новые физические открытия и найти законы, объясняющие непонятные явления?

              Какой должна стать новая фундаментальная физическая теория?

Эрнст Мах попытался преодолеть кризис в физике путем пересмотра представлений о природе человеческого познания.

 В основу его подхода положены принцип «экономии мышления» и вытекающий из него идеал «чисто описательной» науки. В развитой науке всякие объяснения излишни –из «экономии» она их отбрасывает и ограничивается только простыми описаниями событий.

  Согласно Маху, мыслить экономно означает наиболее просто, минимальными теоретическими средствами описывать исследуемые наукой явления, которые есть продукт познающего субъекта, возникающий в его опыте.

 В этом махисты повторяют подход классиков субъективного идеализма Дж. Беркли и Д. Юма, считавших, что «тела есть комплексы ощущений», а не материальные объекты, существующие независимо от человеческого сознания.

 Мах считал, что возникающие в результате объяснения реальности фундаментальные физические понятия (пространство, время, движение, сила и др.) субъективны и плохо отражают свойства вещей. С точки зрения махистов сведение задач науки к простому описанию ощущений позволит преодолеть кризис, возникающий при попытках дать объяснения физическим процессам.

Поэтому Мах считает, что наука должна рассматривать мир как набор «нейтральных элементов» –своеобразных «ничьих ощущений». То, что мы называем материальными предметами, было бы корректнее считать только «комплексами элементов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: