Изначальный выбор не осмыслен, он возникает неизвестным образом с первого момента появления человека на свет. При этом если в ходе дальнейшей жизни человек сознательно ставит перед собой такие цели, которые идут вразрез с изначальным выбором, то они, утверждает Сартр, обречены на неудачу.
Если, например, изначальный выбор человека сводится к «бытию-в-мире-в-качестве-посредственного-актера», то что бы ни делал этот человек, ему никогда не удастся стать хорошим актером.
В свете этого понятна формула Сартра: «Мы есть свобода, которая выбирает, но мы не выбираем быть свободными; мы осуждены на свободу».
Но тем самым свобода в собственном смысле слова полностью уничтожается. Изначальный выбор, идущий вразрез с сомнительными желаниями человека и не позволяющий ему развивать свою личность, означает тотальное отчуждение человека. Это некий неумолимый рок, от которого невозможно освободиться.
Хотя Сартр заявляет, что человек постоянно возобновляет свой выбор, речь идет у него, по сути дела, лишь о постоянном повторении в новых ситуациях изначального выбора. Тот результат, к которому пришел Сартр в ходе анализа «человеческой реальности», совершенно противоположен его замыслу.
|
|
Он хотел дать философское обоснование тезиса об абсолютной свободе человека, но в действительности пришел к фатализму, исключающему всякую свободу. Отчуждение людей, находящихся в автономной свободе, приводит их к конфликтам. Источником конфликта являются взгляды другого человека. Каждый человек знает себя изнутри как субъективное состояние свободы и бытия. Но «внешний» взгляд Другого не в состоянии проникнуть в эту субъективность, так что для него всякий человек выступает в роли объекта, как вещь среди вещей, а не как свободное бытие. Тем самым взгляд Другого «крадет», по выражению Сартра, свободное бытие людей. И это относится к каждому. Каждый из нас «крадет» и отчуждает свободу других людей.
Прагматизм — направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать «проблематические ситуации»).
Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 — 1952).
По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпиристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи:
|
|
отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными;
выдвинул мысль о том, что центральным понятием философии является понятие опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философские исследования;
под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;
особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;
делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, — имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.
Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее.
Если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в дальнейшем к достижению поставленных целей (то есть является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью), то Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии.
Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.
Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофессиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества, то важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества — социальная реконструкция.
Социальная реконструкция включает в себя:
совершенствование отношений собственности, что подразумевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для производственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фактически речь идет об акционировании собственности);
через акционирование и иное совершенствование отношений собственности — приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, присваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.);
более справедливое распределение произведенных материальных благ;
борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучшении благосостояния граждан;
обеспечение прав человека и совершенствование демократического государственного устройства;
наведение порядка в обществе, совершенствование, профессионализацию управления во всех сферах человеческой жизни и деятельности;
сглаживание внутренних и международных конфликтов.
Другим ключевым средством совершенствования опыта помимо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов «высоких технологий».
Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике — то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, «высоких технологий», в то время как ни научные методы, ни высокие технологии абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту.
Следовательно, опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, причем внедрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование.
|
|
Третий важнейший путь реконструкции опыта — совершенствование мышления (также на основе научных методов).
Поскольку согласно Дьюи основная задача философии заключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем применения к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?
Учение о методе
метод — порядок (процесс) приобретения знания и дальнейшего функционирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта;
основная задача науки и научного метода — оптимальное достижение человеком своих целей;
от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использовании которого цель достигнута, — истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее достижение, — ложный;
следовательно, научный метод является инструментом успешной человеческой деятельности, достижения целей.
Данный подход к методу как средству достижения цели получил название инструментализма.
Вывод:
не может быть «метода вообще» (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания);
существуют конкретные методы для достижения конкретных целей;
следовательно, необходимо выявить конкретный механизм действия метода.
Для поиска конкретного механизма действия метода Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуации и путях ее разрешения, суть которого в следующем:
потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям;
данное актуальное сомнение порождает «проблематическую ситуацию» — конкретную (любую) жизненную ситуацию, которую необходимо решить с помощью конкретных шагов;
решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках);
цель научного метода — превратить проблематическую ситуацию в решенную ситуацию;
|
|
действие научного метода осуществляется в процессе преобразования проблематической ситуации в решенную;
следовательно, научным методом (конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решенную.
Выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную):
ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) — в данном случае необходимо: выяснить источник подобного ощущения; осознать проблему; четко сформулировать, в чем заключается проблема;
после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная ситуация превращается в проблематическую;
на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель; осознать возможные трудности;
выдвижение гипотезы (решение последовательности действий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации;
критический анализ гипотезы; теоретическое моделирование (предвидение, основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной цели;
принятие окончательного решения, воплощение смоделированной гипотезы в жизнь, решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной гипотезы на истинность (при достижении результата) либо ложность (при недостижении результата).
Также Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответствовать научный метод:
способность к самоисправлению (в зависимости от вновь приобретенного опыта, как положительного, так и отрицательного);
способность к действию (применемый научный метод должен не только отражать окружающую действительность, но и действовать в любой ситуации);
истинность (только те методы, которые привели к достижению цели, истинны и заслуживают их дальнейшего применения).
Рассматривая проблему познания, Джон Дьюи также проявляет философское новаторство.
Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюи выделяет различные типы знания:
«эпистеме» — достоверное знание, проверенное теорией и
практикой (опытом);
«докса» — недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособны подняться до подлинного знания.
Данные виды знания являются результатом двух типов познания:
непосредственного, чувственного — доступно всем, но недостоверно, дает поверхностное знание («докса») вследствие того, что окружающий мир изменчив и неустойчив;
созерцание чистых идей — доступно немногим, однако, поскольку «чистые идеи» устойчивы, постоянны и универсальны, они дают достоверное знание — «эпистиме».
Следуя Платону, Дьюи считает, что:
чувственное знание свойственно людям, занятым физическим трудом и, как правило, не имеющим образования, — рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.;
высшая духовная деятельность (духовное познание через созерцание чистых идей) свойственна людям специально подготовленным, очень образованным и не занятым физическим трудом.
В связи с тем, что исторически труд людей делился на низкую физическую деятельность и высшую духовную, то соответственно выделилось
два типа мировоззрения (и познания):
материалистическое;
идеологическое.
Спор между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был актуален и существовал тогда, когда имело место разделение труда на грубую физическую деятельность и высшую духовную.
По мере стирания грани между физическим и умственным трудом, их сближения конфликт между материализмом и идеализмом будет сглаживаться, уменьшаться.
В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с физическим и грань между ними исчезнет, будет исчерпан конфликт между материализмом и идеализмом.
Но поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот) и в конечном итоге одержит окончательную победу, то и идеализм одержит окончательную победу над материализмом и станет основным мировоззрением и способом познания.
Пока же указанного процесса не произошло, необходимо использовать и идеалистический, и материалистический способы познания, но поскольку высшая умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то, используя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистический), уклон следует делать в пользу идеалистического.
Поскольку достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической ситуации в решенную, то данная ситуация приобретает иное качество. Следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания, познание изменяет само существование предмета познания.
Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной философии.
Можно выделить следующие положения учения Дьюи о морали и общественной жизни:
не существует единственно возможного «высшего блага», к которому должно стремиться человечество;
существует плюрализм целей и благ;
цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны;
основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность;
большинство людей стремится к указанным благам, причем не к данным благам вообще, а к конкретному размеру указанных благ;
достижение любого блага есть изменение в качестве опыта;
следовательно, сам рост является во всех случаях главной моральной целью;
моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае;
демократия является наиболее оптимальной формой человеческого общежития;
лозунг «цель оправдывает средства» неправилен по своей сути и должен быть отвергнут;
цели должны соответствовать средствам, а средства — целям; применение неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами);
демократия должна отказаться от насилия, войны и использовать только мирные средства (это же касается и всего человечества);
общество нуждается в сглаживании социальных противоречий, социальной реконструкции;
основной рычаг социальной реконструкции - применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали
Пирс. Ч (1839-1914)
Процесс познания – это движение от сомнения в правильности своих действий к твердой устойчивой вере, направляющей действия человека на достижение цели. Сомнение является исходным моментом в познании, состоянием беспокойства. Главной целью познания является избавление от сомнений и достижение устойчивого верования.
Верование Ч. Пирс рассматривает как способность определенным образом действовать для достижения успеха. Успех закрепляет веру, а человеческие знания являются только орудием для успешного действия.
Несколько упрощенно суть прагматизма выражают в краткой формуле:
«Истинно то, что полезно». Иными словами, признавать какие-либо идеи истинными следует в том случае, если это приносит человеку непосредственную практическую пользу. Такой подход делает ненужными сложные процедуры проверки истинности знания, предложенные позитивистами, но при этом разрушает фундаментальный принцип научного исследования – стремление к истине.
Ч. Пирс разрабатывает несколько методов достижения устойчивого
верования, которое ведет к успеху:
Метод упорства. Человек должен непоколебимо придерживаться
однажды принятых взглядов, отрицая любую критику и сохраняя
убежденность в своей правоте.
Метод авторитета. Для закрепления верования надо использовать
авторитет и влияние социальных институтов, государственной власти,
применять насилие.
Научный метод. Верования людей должны быть подкреплены
некими внешними для сознания силами. Следует признать гипотезу