Религиозное направление

К.Н. Леонтьев (1831 — 1891) — кри­тика негативных явлений русской жизни, развивающийся капитализм.

К.Н. Леонтьев в своих воззрениях стремился соединить строгую религиозность со своеобразной философской концепцией, где проблемы жизни и смерти, восхищение красотой мира переплетаются с надеждами на создание Россией новой цивилизации. Свою теорию он называл «методом действительной жизни» и полагал, что философские идеи должны

Соответствовать религиозным представлениям о мире,

Обыденному здравому смыслу,

 требованиям непредвзятой науки,

 а также художественному видению мира.

Центральная идея философии Леонтьева — стремление обосновать целесообразность переориентации человеческого сознания с оптимистически-эвдемонистской установки на пессимистическое мироощущение.

 Человек должен помнить, что Земля — лишь временное его пристанище, но и в земной своей жизни он не имеет права надеяться на лучшее, ибо этика со своими идеалами бесконечного совершенствования далека от истин бытия. Единственной посюсторонней ценностью является жизнь как таковая и высшие её проявления — напряжённость, интенсивность, яркость, индивидуализированность.   Она достигает своего максимума в период расцвета формы — носительницы жизненной идеи любого уровня сложности (от неорганического до социального) и ослабевают после того, как этот пик пройден и форма с роковой неизбежностью начинает распадаться.

Момент её наивысшей выразительности воспринимается человеком как совершенство в своём роде, как прекрасное.

Поэтому красота должна быть признана всеобщим критерием оценки явлений окружающего мира.

Другая ипостась прекрасного — разнообразие форм. И поэтому в социокультурной сфере необходимо признать приоритетной ценностью многообразие национальных культур, их несхожесть, которая достигается во время их наивысшего расцвета.

Ни один народ не являетсяисторическим эталоном и не может заявлять о своём превосходстве.

  Но ни одна нация не может создать уникальную цивилизацию дважды: народы, прошедшие период культурно-исторического цветения, навсегда исчерпывают потенциал своего развития и закрывают для других возможность движения в этом направлении.

Леонтьев формулирует закон «триединого процесса развития», с помощью которого надеется определить на какой исторической ступени находится та или иная нация, так как признаки, сопровождающие переход от первоначального периода «простоты» к последующему — «цветущей сложности» и конечному — «вторичного смесительного упрощения», — однотипны:

         на первой стадии некое национальное образование аморфно. Власть, религия, искусство, социальная иерархия существуют лишь в зачаточной форме. На этой стадии все племена почти неотличимы друг от друга;

         на второй стадии — наибольшая дифференцированность сословий и провинций и власть сильной монархии и церкви, складывание традиций и преданий, появление науки и искусства. Это — вершина и цель исторического бытия, которая может быть достигнута тем или иным народом. Она также не избавляет от страданий и ощущения творящейся несправедливости, но, по крайней мере, это стадия «культурной производительности» и «государственной стабильности»;

                   третья, завершающая стадия, характеризуется признаками, сопровождающими регрессивный процесс, — «смешением и большим равенством сословий», «сходством воспитания», сменой монархического режима конституционно-демократическими порядками, падением влияния религии и т.п.

Через призму закона «триединого процесса развития» Европа видится Леонтьеву безнадёжно устаревшим, разлагающимся организмом. В дальнейшем её ждёт упадок во всех сферах жизни, общественные неустройства, косность жалких мещанских благ и добродетелей.

 Капи­тализм — царство «хамства и подлости», путь к вырождению наро­да, гибели России. Спасение для России — отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый пра­вославно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо право­славия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.

Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью чело­века. Как и жизнь человека, история каждого народа, государст­ва зарождается, достигает зрелости и затухает.

Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства — внутренне деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, не­справедливость, рабство. Неравенство между людьми — желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано.

Вообще XIX в. становится для него периодом, не имеющим аналога в истории, поскольку влияние народов друг на друга приобретает глобальный характер, традиционный процесс смены культурно-исторических типов готов прерваться, что чревато "концом света", бедствиями, неизвестными доселе людям. Гибнущая Европа вовлекает в процесс своего "вторичного смесительного упрощения" всё новые нации и народности, что свидетельствует о появлении всеобщих смертоносных тенденций. Люди отуманены "прогрессом", внешне манящими технологическими усовершенствованиями и материальными благами, по сути, стремящимися ещё быстрее уравнять, смешать, слить всех в образе безбожного и безличного "среднего буржуа", "идеала и орудия всеобщего разрушения".

Россия может на одно-два столетия продлить своё существование в качестве самобытного государства, если займёт позицию "изоляционизма", то есть отдаления от Европы и славянства, сближения с Востоком, сохранения традиционных социально-политических институтов и общины, поддержания религиозно-мистической настроенности граждан.

Если же в России возобладают всеобщие тенденции разложения, то она будет способна даже ускорить гибель всего человечества и свою историческую миссию создания новой культуры превратит в апокалипсис всеобщего социалистического заблуждения и краха.

Будущее человечество предстанет тогда в виде раздробленного существования однообразных отдельных политических образований, основанных на механическом подавлении и объединении людей, неспособных уже породить ни искусства, ни ярких личностей, ни религий.

  Н.В. Федоров (1828 — 1903). Согласно Федорову — мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодо­полняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум.

«Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом — смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения са­мой главной задачи — победы над смертью. Победа над смертью возможна в будущем, по мере развития нау­ки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем нахождения спо­собов воспроизводства жизни, оживления. Надежду на возможность оживления дал Ии­сус Христос.

Моральная жизнь всех без исключения людей — путь к решению всех проблем и всемирному счастью. В поведении человека недопусти­мы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить «с каждым и для каждого».

Ф.М. Достоевский (1821 — 1881). Будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «нацио­нальную почву» — обычаи, традиции.

Проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества (путь абсолютной свободы челове­ка). Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя — вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. Данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах;    путь богочеловека (путь следования Богу, стремле­ние к нему во всех своих привычках и поступках). Такой путь наиболее верный, праведный и спаситель­ный для человека.

  B.C. Соловьев (1853 — 1900). Основные идеиего философии: идея Бога как выражения добра; идея «богочеловека» — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; идея Софии — всеобщей Божественной мудрости; идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь); идея прогресса — как всеобщей связи поколений; идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к кото­рой должно стремиться человечество; русская идея  («Святая Русь» (Москва — Третий Рим), «Великая Русь» (реформы Петра I) и «Свободная Русь» (дух декабристов и Пушкина)).

Н.А. Бердяев (1874 — 1948) Ос­новные положения: ключевую роль в жизни человека играет религия; Бог должен быть нравственным символом и примером для человека, но отношения между Богом и человеком должны быть «на рав­ных» (Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба);  человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

  Высшей ценностью в окружающем мире является свобода, которая составляют осно­ву существования человека.

  Свобода человека подвергается угрозе извне (прежде всего общество и госу­дарство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления). Общество и госу­дарство стремятся подчинить человека, подавить его инди­видуальность, поэтому задача человекасохранить свою самобыт­ность, не дать последним ассимилировать себя.

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедли­вости, коллективизму).

 

 Историческая судьба и миссия России и русского народа построить «Царство Божие» (то есть общество, осно­ванное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: