Прочитайте 3Цар.3:6; Пс.56:4; 65:20; 142:8 и Мих.7:20. Как Божья милость и доброта распространяются на сотворенных Им существ?

Еврейское слово хе́сед («милость») — одно из таких слов. Оно описывает Божью любовь, доброту, милосердие и отношения завета Бога со Своим народом. В прочитанных отрывках мы увидели, как Бог явил «великую милость (хе́сед) рабу Твоему Давиду», «сохранил ему эту великую милость (хе́сед)» (3Цар.3:6), и «пошлет Бог милость (хе́сед) Свою и истину Свою» (Пс.56:4). К Израилю Он «явит верность Иакову, милость (хе́сед) Аврааму» (Мих.7:20). О слове хе́сед написаны целые книги в попытке передать глубину Божьей милости и любви к нам.

Прочитайте Числ.6:24–26; Иов.3:26; Пс.28:11; Ис.9:6; 32:17. Что означает слово «мир» (Евр. шалом́), упомянутое в этих отрывках?      

Еврейское слово шало́м часто переводится как «мир». Но значение данного слова гораздо глубже и шире. Его можно перевести как «целостность, полнота и благополучие». Божье благословение и милосердие сохраняют нас в состоянии «шало́м», что является даром от Бога (см. Числ.6:24–26). Напротив, в опыте пережитых Иовом страданий описывается ситуация, когда он не имел ни «мира», ни «покоя», потому, что ему недоставало «шало́м». В этом суматошном мире великое благословение встречать субботний день со словами «Шаба́т шало́м» («мирной субботы»), потому что наше общение с Богом наполняет нас совершенным миром и привносит гармонию, чего мы так жаждем в нашей жизни.

Как мы можем наилучшим образом понять суть библейских слов, даже не зная их значения в еврейском и греческом языках?

 

Вторник. Повторения, устойчивые фразы и их значение

В еврейском мышлении существует ряд способов выразить идею так, чтобы усилить и подчеркнуть ее значение. В древнееврейском оригинале, в отличие от европейских языков, нет знаков препинания, поэтому в структуре языка возникли другие способы усиления передаваемых идей.

Прочитайте Быт.1:26-27 и Ис.6:1–3. Какие слова повторяются в этих отрывках? Как значение этих повторяющихся слов расширяется с помощью других понятий, которые вводятся посредством повторения?

Один из способов, которым еврейский автор мог подчеркнуть определенный атрибут Бога, — это повторение мысли трижды. Когда рассказ о Творении доходит до кульминации Божьей творческой работы, текст подчеркивает особый статус сотворенных людей. Слово бара́ («творить») всегда используется только со словом «Бог». Это означает, что только Бог имеет силу творить совершенно новое, не опираясь ни на что предыдущее. Еще раз прочитаем текст, описывающий сотворение человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Обратите внимание на трехкратное повторение слова «сотворил». Таким образом Моисей подчеркнул, что человек сотворен Богом и что в то же время он сотворен «по образу Его». Эти истины он хотел выделить.

В видении Исаии серафимы повторяют слова «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3). Здесь подчеркивается святость великого Бога, Чье присутствие наполняет храм. Мы также можем увидеть эту святость в словах Исаии, когда он находится в присутствии Всемогущего: «Горе мне! погиб я!» (Ис.6:5). Даже такой пророк, как Исаия, столкнувшись со святостью и характером Бога, почувствовал себя недостойным. Таким образом, уже здесь, задолго до описания Павлом человеческой греховности и нужды в Спасителе (см. Рим.1–3), мы находим описание падшей человеческой природы в опыте и личности пророка Исаии.

В главе 3 книги Даниила мы видим повторение (в различных вариациях) фразы «истукан, которого поставил Навуходоносор» (Дан.3:1- 3,5,7,12,14-15,18). Данная фраза и ее вариации повторяются в этой главе десять раз, чтобы противопоставить действия Навуходоносора образу истукана, показанному ему Богом во сне (см. Дан.2:31–45). Здесь подчеркивается желание человека сделать себя богом, которому должны поклоняться, в противовес единственному истинному Богу, достойному поклонения.

 

Среда. Текст и контекст

Слова Писания всегда находятся в контексте. Они не располагаются в тексте сами по себе. Слово имеет непосредственный контекст — предложение, и именно его нужно понять в первую очередь. Затем существует более широкий контекст, в котором находится предложение. Это может быть отрывок Писания, глава или несколько глав. Крайне важно понять, насколько это возможно, контекст слов и предложений, чтобы не прийти к ошибочным выводам.

Сравните Быт.1:27 и Быт.2:7. Затем прочитайте Быт.2:15–23. Как из этих разных отрывков и контекстов мы можем понять значение слова «человек» (Евр. адам́)?        

Мы уже отметили, как повторение слова бара́ в Быт.1:27 подчеркивает сотворение человека. Теперь мы видим, что в контексте данного стиха слово «человек» означает «мужчина и женщина». Это значит, что еврейское слово «ада́м» в данном отрывке нужно понимать как относящееся ко всему человечеству в общем.

Однако в Быт.2:7 то же слово ада́м используется для описания сотворения Адама из «праха земного» (что по-еврейски звучит адама́ — обратите внимание на игру слов). Здесь описывается только мужчина Адам, потому что Ева была создана позднее и совершенно другим способом. Таким образом, в каждом отрывке, даже в контексте двух глав, мы видим разницу между определением слова ада́м как «человечество» в первом отрывке (см. Быт.1:27) и мужчина Адам — во втором (см. Быт.2:7). Этот Адам является личностью, что позже подтверждено в родословных (см. Быт.5:1–5; 1Пар.1:1; Лук.3:38) и в упоминании про Иисуса, Который стал «вторым Адамом» (см. Рим.5:12–14).

Так же как слово Адам может находиться в разном контексте, так и история сотворения Адама и Евы находится в контексте общего рассказа о Творении в первых двух главах книги Бытие. Это называется широким контекстом. В широком контексте толкователь находит дополнительные темы, идеи и события. Отрывок Быт.2:4–25 иногда называют вторым рассказом о сотворении, но на самом деле вся разница только в подчеркиваемой мысли (см. урок 8). Однако в обоих рассказах нам представлена достоверная история происхождения человечества.

В предыдущих текстах мы увидели, что мужчина и женщина как прародители всего человечества были сотворены Богом. Что это говорит нам о том, как действительно неразумна «мудрость мира сего» (1Кор.1:20), которая учит, что мы появились в этом мире случайно?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: