II. Содержание и формы внеклассной работы по истории

 

Содержание внеклассной работы можно рассмотреть по нескольким направлениям:

1. Расширение и углубление исторических знаний, приобретенных на уроках истории. Следовательно, прослеживается связь с историческими курсами.

2. Изучение краеведческого материала:

- изучение истории города, села, края, школы;

- изучение отдельного периода края;

- изучение биографии людей, связанных с историй края;

- археологическое изучение края;

- комплексное изучение края (экономические, культурные, социально-политические и другие аспекты);

- современные проблемы родного края, региона, страны.

3. Работа в связи с юбилейными датами.

4. Эстетическое воспитание (изучение искусства или отдельных его видов).

Формы внеклассной работы.

В классической методической литературе существуют различные классификации форм внеклассной работы:

I. По количеству участников:

- массовая (вечер, конференция, линейка);

- групповая (кружки, работа над проектом и др);

- индивидуальная (сочинение, реферат, отзыв на книгу, научно-исследовательская работа, изготовление наглядных пособий, составление презентации и др.).

II. По продолжительности:

- постоянная форма;

- эпизодическая форма.

III. По направлениям:

- краеведческая;

- научно-исследовательская;

- военно-патриотическая;

- экскурсионная и др.

В соответствии с новым ФГОС в базисном учебном плане выделены следующие направления внеурочной деятельности:

1. спортивно-оздоровительное;

2. художественно-эстетическое;

3. научно-познавательное;

4. военно-патриотическое;

5. общественно-полезная деятельность;

6. проектная деятельность.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

(Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М., 2011)

IV. По источникам познания:

- на основе работы с книгой;

- на основе работы с наглядностью;

- на основе работы с документами.

При этом нужно понимать, что ни одна из этих классификаций не может полностью охватить все разнообразие форм внеклассной работы по истории. В школьной практике происходит сочетание различных форм внеклассной работы.

Вся внеурочная работа по истории классически делится на три основных направления.

Внеклассная работа

массовая групповая индивидуальная
- исторические вечера; - исторические экскурсии; - викторины и конкурсы; - олимпиады; - конференции; - недели истории; - просмотр исторических фильмов - исторический кружок; - исторические общества; - выпуск исторических газет и журналов; - факультативы - написание рефератов и докладов; - создание проектов; - выполнение творческих заданий

 

Рассмотрим кратко некоторые конкретные виды внеклассной работы.

I. Внеклассное чтение – это чтение школьниками художественной и научно-популярной литературы по исторической тематике. Это особенно способствует формированию исторических представлений.

Необходимо целенаправленное руководство внеклассным чтением со стороны учителя, следовательно, учитель должен хорошо ориентироваться в мире детской художественной и научно-популярной литературы.

Руководство внеклассным чтение проходит в два этапа:

Пропаганда книги. Она включает в себя знакомство школьников со списком литературы, создание иллюстрированного каталога, предоставление аннотаций на книги, организацию книжных выставок, устные рекомендации книг на уроке или вне его с показом экземпляра книги и зачитыванием интересных отрывков.

 Руководство усвоением содержания прочитанной книги. Оно состоит в обучении школьников продуктивному чтению. Обучение такому чтению в младших классах (5-7 классы) выражается в беседе о прочитанной книге. Учителем ставятся вопросы на раскрытие содержания, понимания сути книги, на умение связно пересказывать прочитанное, выражать свое отношение к прочитанному.

Можно предложить памятку, по которой пойдет такая беседа.

Памятка беседы по прочитанной книге.

Кто автор книги?

О какой эпохе и каких исторических событиях рассказывается в книге?

Каких героев, действующих лиц ты можешь назвать?

Что тебе понравилось в книге? Почему?

Возможно предложить школьникам ведение читательских дневников:

 

Автор книги Название книги Какие исторические события описаны в книге Впечатления о прочитанном
       

 

В средних и старших классах учителя часто делают обзор художественной и научно-популярной литературы с кратким разбором и оценкой содержания рекомендуемых книг. Такие обзоры представляют одну из форм внеклассной работы и требуют широкой осведомленности учителя истории в области литературы для внеклассного чтения. Интересной формой пропаганды являются тематические вечера, посвященные книге и ее истории, олимпиады, конкурсы, викторины, встречи с писателями.

Важным моментом организации внеклассного чтения является учет прочитанного учащимися. Индивидуальные беседы с учениками о прочитанном, их ответы на уроке, выступления. Важным является так же умение учителя возбудить у учащихся интерес к чтению, воспитать постоянную потребность в нем. Научить разбираться в прочитанном материале, давать ему оценку, делать выводы. Связывать содержание книг с теми знаниями, которые они получают на уроках истории, других предметах, в кружке и т.д.

В старших классах используются приемы:

- написание рецензии на книгу;

- организация дискуссии по прочитанной книге. Следовательно должны быть подготовлены вопросы для дискуссии, необходимо планирование дискуссии учителем;

- организация обсуждения книги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: