Содержание внеклассной работы можно рассмотреть по нескольким направлениям:
1. Расширение и углубление исторических знаний, приобретенных на уроках истории. Следовательно, прослеживается связь с историческими курсами.
2. Изучение краеведческого материала:
- изучение истории города, села, края, школы;
- изучение отдельного периода края;
- изучение биографии людей, связанных с историй края;
- археологическое изучение края;
- комплексное изучение края (экономические, культурные, социально-политические и другие аспекты);
- современные проблемы родного края, региона, страны.
3. Работа в связи с юбилейными датами.
4. Эстетическое воспитание (изучение искусства или отдельных его видов).
Формы внеклассной работы.
В классической методической литературе существуют различные классификации форм внеклассной работы:
I. По количеству участников:
- массовая (вечер, конференция, линейка);
- групповая (кружки, работа над проектом и др);
- индивидуальная (сочинение, реферат, отзыв на книгу, научно-исследовательская работа, изготовление наглядных пособий, составление презентации и др.).
|
|
II. По продолжительности:
- постоянная форма;
- эпизодическая форма.
III. По направлениям:
- краеведческая;
- научно-исследовательская;
- военно-патриотическая;
- экскурсионная и др.
В соответствии с новым ФГОС в базисном учебном плане выделены следующие направления внеурочной деятельности:
1. спортивно-оздоровительное;
2. художественно-эстетическое;
3. научно-познавательное;
4. военно-патриотическое;
5. общественно-полезная деятельность;
6. проектная деятельность.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
(Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М., 2011)
IV. По источникам познания:
- на основе работы с книгой;
- на основе работы с наглядностью;
- на основе работы с документами.
При этом нужно понимать, что ни одна из этих классификаций не может полностью охватить все разнообразие форм внеклассной работы по истории. В школьной практике происходит сочетание различных форм внеклассной работы.
Вся внеурочная работа по истории классически делится на три основных направления.
|
|
Внеклассная работа | ||
массовая | групповая | индивидуальная |
- исторические вечера; - исторические экскурсии; - викторины и конкурсы; - олимпиады; - конференции; - недели истории; - просмотр исторических фильмов | - исторический кружок; - исторические общества; - выпуск исторических газет и журналов; - факультативы | - написание рефератов и докладов; - создание проектов; - выполнение творческих заданий |
Рассмотрим кратко некоторые конкретные виды внеклассной работы.
I. Внеклассное чтение – это чтение школьниками художественной и научно-популярной литературы по исторической тематике. Это особенно способствует формированию исторических представлений.
Необходимо целенаправленное руководство внеклассным чтением со стороны учителя, следовательно, учитель должен хорошо ориентироваться в мире детской художественной и научно-популярной литературы.
Руководство внеклассным чтение проходит в два этапа:
Пропаганда книги. Она включает в себя знакомство школьников со списком литературы, создание иллюстрированного каталога, предоставление аннотаций на книги, организацию книжных выставок, устные рекомендации книг на уроке или вне его с показом экземпляра книги и зачитыванием интересных отрывков.
Руководство усвоением содержания прочитанной книги. Оно состоит в обучении школьников продуктивному чтению. Обучение такому чтению в младших классах (5-7 классы) выражается в беседе о прочитанной книге. Учителем ставятся вопросы на раскрытие содержания, понимания сути книги, на умение связно пересказывать прочитанное, выражать свое отношение к прочитанному.
Можно предложить памятку, по которой пойдет такая беседа.
Памятка беседы по прочитанной книге.
Кто автор книги?
О какой эпохе и каких исторических событиях рассказывается в книге?
Каких героев, действующих лиц ты можешь назвать?
Что тебе понравилось в книге? Почему?
Возможно предложить школьникам ведение читательских дневников:
Автор книги | Название книги | Какие исторические события описаны в книге | Впечатления о прочитанном |
В средних и старших классах учителя часто делают обзор художественной и научно-популярной литературы с кратким разбором и оценкой содержания рекомендуемых книг. Такие обзоры представляют одну из форм внеклассной работы и требуют широкой осведомленности учителя истории в области литературы для внеклассного чтения. Интересной формой пропаганды являются тематические вечера, посвященные книге и ее истории, олимпиады, конкурсы, викторины, встречи с писателями.
Важным моментом организации внеклассного чтения является учет прочитанного учащимися. Индивидуальные беседы с учениками о прочитанном, их ответы на уроке, выступления. Важным является так же умение учителя возбудить у учащихся интерес к чтению, воспитать постоянную потребность в нем. Научить разбираться в прочитанном материале, давать ему оценку, делать выводы. Связывать содержание книг с теми знаниями, которые они получают на уроках истории, других предметах, в кружке и т.д.
В старших классах используются приемы:
- написание рецензии на книгу;
- организация дискуссии по прочитанной книге. Следовательно должны быть подготовлены вопросы для дискуссии, необходимо планирование дискуссии учителем;
- организация обсуждения книги.