Одной из главных целей внеурочной деятельности является стремление развивать интерес учащихся к истории своего государства

К основным задачам внеклассной работы по истории мы относим:

развитие самостоятельности учащихся в поиске исторического материала;

развитие творческого мышления и способностей через основные формы внеурочной деятельности;

воспитание чувства патриотизма у учащихся на мероприятиях, посвященных отечественной истории;

углубление стремления изучать события, исторических личностей, культуру и быт различных исторических эпох.

оптимизация учебной нагрузки обучающихся.

Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка, установить более тесный контакт и взаимопонимание. Формы воспитательной работы - это способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на достижение той или иной воспитательной цели.

 

I. Задачи внеклассной работы, ее особенности.

 

Осуществление всех целей образования (обучающих, развивающих, воспитательных) происходит как на уроках, так и во внеклассной работе.  В научной литературе используются как синонимы термины «внеклассная работа» и «внеурочная работа», «внеурочная деятельность».

К сожалению, в 1990-е и начале 2000-х гг. по разным причинам (сокращение часов на внеклассную работу, уменьшение оплаты труда учителя, преувеличение роли программных знаний, смена поколений учителей, отсутствие необходимых средств и др.) роль внеклассной работы значительно снизилась. Публикации велись, в основном на уровне статей в журналах «Преподавание истории в школе» и «Преподавание истории и обществознания в школе». В учебниках по методике обучения истории 2000-х гг. обобщена теория организации внеклассной работы (Вяземский, Стрелова, 2003.). Во многом потерян практический опыт учителей советского периода по организации внеклассной работы в целом и по истории в частности. В последние годы начался процесс восстановления значения внеклассной работы, что нашло отражение в нормативных образовательных документах. Определенный интерес представляют веб-сайты учителей истории и обществознания и других образовательных сайтов, где предлагаются конкретные разработки внеклассных занятий. Серьезных теоретических публикаций, касающихся по проблем внеклассной работы по истории и обществознанию сегодня, к сожалению, нет. Опора при изучении тех или иных аспектов внеклассной работы идет в основном на публикации советского периода.

Рассмотрим основные теоретические положения об организации внеклассной работы в школе.

Внеклассная работа делится на:

- общешкольную воспитательную работу. Ею занимаются завучи по воспитательной работе и классные руководители. Эта работа отражается в общем плане воспитательной работы школы. Здесь каждый учитель отвечает за какое-либо направление. Кроме того, организуются общешкольные мероприятия;

- внеклассную работу каждым классным руководителем в своем классе;

- внеклассную работу по предмету для всей школы (общешкольные исторические конференции, недели истории, работа школьного музея и др.);

- внеклассную работу по предмету учителя в классах.

Более подробно рассмотрим внеклассную работу по предмету.

Внеклассная работа по истории – это изучение учащимися истории вне рамок учебного плана и требований школьной программы. Отличается, прежде всего, от урока как основной формы организации процесса обучения.

Внеклассная работа строится на ином по сравнению с уроками историческом материале; проводится в иных, чем урок, организационных формах; в значительной большей степени, чем на уроке, основывается на самостоятельной работе школьников; проходит во внеурочное время (Методика обучения истории: Пособие для учителя / Отв. Ред. Н.Г. Дайри. – М., 1978, Ч 2, с. 188).

Задачи внеклассной работы напрямую связаны с общими целями школьного исторического образования.

Задачи внеклассной работы по истории:

- расширение и углубление знаний школьников об историческом прошлом мира, своей страны, родного края, собственной семьи;

- формирование познавательных способностей школьников, практических, коммуникативных умений, а также специальных исторических умений. Сегодня можно говорить о формировании соответствующих компетенций (в соответствии с новыми стандартами);

- формирование системы ценностных отношений личности;

- формирование устойчивого познавательного интереса к истории и способам ее изучения.

Особенности внеклассной работы (по сравнению с уроками):

1. Добровольный характер.

2. Организация деятельности учащихся по интересам, что способствует развитию индивидуальных способностей школьников. При это работа должна быть посильной для каждого школьника.

3. Внеклассная работа строго не регламентирована по времени и по срокам проведения (может проводится не по строгому расписанию). В то же время она должна быть систематичной.

4. Содержание внеклассной работы отбирает учитель (а содержание уроков определяется по программе). Содержание определяется с учетом интересов школьников, особенностей региона и др.

5. Осуществляется связь с современностью более широко, чем на уроке.

6. Используются более разнообразные формы работы, следовательно создаются благоприятные условия для учета психолого-возрастных особенностей школьников (например, в средних классах могут преобладать игровые формы работы, в старших классах - самостоятельная работа в музее, с литературой).

7. Внеклассная работа содержит более широкие возможности для формирования умений школьников, чем на уроке. Это происходит в основном за счет использования элементов исследовательской работы.

Вместе с тем, несмотря на различия, внеклассная и урочная работа тесно связаны между собой. В современных условиях внеклассная работа становится органической частью обучения. В современной школе возобновляется работа по организации внеклассных мероприятий по предмету. При этом используется богатый опыт советской школы. Однако, нужно помнить, что следует избегать ярко выраженных идеологических установок и стремиться к тому, чтобы деятельность школьников была целесообразна. При правильной организации внеклассной работы повышается качество обучения.

Стоит отметить, что сегодня большую роль во внеклассной работе играют компьютерные средства обучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: