Философия Нового времени (17-19 вв.)

Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в Новое время она опирается на науку, ориентированную на конкретные естественнонаучные знания. Это обусловило метафизический метод философского мышления. В его основе лежал тезис о том, что все в природе развивается по законам механики.

В Новое время теория познания в философии была представлена тремя направлениями:

Эмпиризмом

Сенсуализмом

Рационализмом

Сенсуализм (Эпикур, Джон Локк, Этьен Боно де Кондильяк, Карл Густав Юнг) - направление в гносеологии (теории познания), признающее ощущения и другие формы чувственного восприятие единственным источником достоверных знаний.

Эмпиризм (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джордж Беркли) – метод научного познания, в основе которого лежит опыт. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиться практических результатов в деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, наука должна служить жизни и практике, знания, не приносящие реальной пользы,- ненужная роскошь.

Особенностью эмпиризма является разработанный Бэконом индуктивный метод – метод познания от частных эмпирических (опытных) данных к общим выводам, в основе которого лежат наблюдения, анализ, сравнение, эксперимент. Им предпринята первая попытка классифицировать науки, выделив исторические науки, поэзию и философию. Философское кредо: «Знание – сила»

Рационализм (Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Бенедикт Барух Спиноза) – один из самых распространенных направлений гносеологии Нового времени, в основе которого лежит вера в неограниченные возможности человеческого разума. Опыту рационалисты отводили роль простой практической проверки данных интеллекта.

Декарт разработал дедуктивный метод научного познания, суть которого заключается в движении мысли от общего к частному, в определении неизвестного через ранее познанное. Считал, что в основе всякого познания лежат сомнения и интуиция («Я мыслю, следовательно, я существую»)

Идеи материализма получили в Новое время очень широкое распространение, но в своеобразной форме. Например, по мнению Декарта, Вселенная представляет собой огромный механизм, не отрицая идеи существования Бога, он отводил ему роль силы, направившей первоначальный импульс к существованию и развитию мира, последующие изменения в котором определяются самостоятельной творческой силой материи.

Дальнейшее развитие получил и идеализм в духе традиций классического реализма.

Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классической философии.

Вопросы к лекции №6:

1. Как развивается философия в эпоху Средневековья?

2. Что такое схоластика и патристика?

3. Какие направления в развитии имела философия в эпоху Возрождения?

4. Что представляет собой натурфилософия?

5. Какие направления в гносеологии философии развиваются в Новое время?

6. Кто разработал индуктивный метод, его особенность?

7. Каков вклад в развитие философии внес Рене Декарт?



Лекция №7

Тема: «НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ конца XVIII - начала XIX веков»

Цель: Сформировать знания у студентов о немецкой классической философии как завершающей стадии новоевропейской философской традиции.

 

План лекции:

Особенности немецкой классической философии.

2.   Иммануил Кант (1724-1804).

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) и Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831).

Значение немецкой классической философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow