В основе философской системы Гегеля лежит учение о тождестве субъекта и объекта, мышления и бытия, в отличие от Канта. Гегель считает, что благодаря своему мышлению человек определяет тождественность (одинаковость, общность) субъекта и объекта. Эту общность Гегель называет «идеей» (как Платон) - разум, субстанция, сущность и первооснова всех вещей. По Гегелю, философия – это постижение мира в идеях. Идеи существуют в мире, а согласно Канту, идеи существуют в сознании.
В определении метода познания Гегель был диалектиком. В диалектике Гегеля лежит утверждение, что процесс всякого развития протекал по схеме: утверждение или полагание (тезис) – отрицание этого утверждения (антитезис) – отрицание отрицания или снятие противоположностей (синтез).
Аристотель в античности сформировал законы формальной логики, где логические противоречия – это заблуждения. Гегель сформировал законы диалектической логики, где логика – это переход от одних противоречий к другим. Более прав оказался Аристотель, правильная логика должна избегать противоречий. Но Гегель был прав в том, что в жизни человека проблемы не заканчиваются окончательным решением.
|
|
Объективный идеализм Гегеля заключался в утверждении, что источник всякого развития в природе, обществе, человеческом мышлении заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическое духовное происхождение.
Сущность философии Гегеля заключается в том, что логика, и диалектика, лежат в основе его метода и философской системы.
5. Значение немецкой классической философии:
1. Явилась преемницей многих философских традиций, начиная с античности
2. Впитала в себя достижения научной мысли Нового времени
3. Оказала сильное воздействие на развитие философской мысли следующих столетий, послужив методологической основой таких ее школ, как марксизм, неокантианство, неогегельянство и т.д.
Вопросы к лекции №7.
1. Каковы особенности немецкой классической философии?
2. Философские идеи И. Канта – основоположника немецкой классической философии.
3. Главная задача философии И. Фихте и Ф. Шеллинга, их вклад в развитие философии.
4. Философская система Г. Гегеля.
5. Чем отличается гегелевская модель логики от аристотелевской?
6. Каково значение немецкой классической философии?
Лекция №8
Тема: «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
Цель: Изучить этапы зарождения, становления и развития русской философии.
План лекции:
Специфические особенности русской философии.
Периодизация русской философии.
Характеристика периодов, основные идеи и представители.
Специфические особенности русской философии.
|
|
Русская философия представляет собой одно из оригинальных и выдающихся явлений мировой культуры, хотя и не имеет столь долгой истории, как, например, китайская, индийская или античная философия. На ее становление и развитие определяющее воздействие оказало множество факторов:
1) Отсутствие дохристианского, античного периода развития;
2) Сильное влияние идеологии и морали: сначала христианской, а затем коммунистической;
3) Тесное взаимодействие русской культуры с культурами других народов;
4) Сложный путь исторического развития России;
5) Специфика самого стиля философствования: в западной философии с XVII в. господствующим стал чисто рационалистический, «научный», а в русской – эмоционально-образный, художественный стиль философствования;
6) Пристальное внимание к социальной проблематике, т.е. русская философия явилась философией жизни и сознательно подчинялась решению стоявших перед обществом насущных проблем.
На каждом этапе развития русской философии эти особенности проявлялись с разной силой, что и придавало им неповторимое своеобразие.
2. Периодизация русской философии.
В своем развитии русская философия прошла ряд периодов, тесно связанных с исторической судьбой русского государства:
Период. XI – XVII века. – Древняя и средневековая философия.
Период. XVIII – первая четверть XIX вв. – Русское Просвещение.
Период. Вторая четверть – конец XIX в. – Российский духовный Ренессанс.
Период. 1917 – 1991гг. – Советский период русской философии.
Период. С 1991г. – Постсоветский период русской философии.
Характеристика периодов, основные идеи и представители.
Период. XI – XVII века. – Древняя и средневековая философия.
На данном этапе происходит усвоение восточными славянами традиций христианской православной религии византийской философии, культуры с сохранением в них на многие века заметного влияния древнерусской мифологии. Наиболее выдающимися представителями философской мысли этого периода были митрополит Илларион, Никифор, Сергий Радонежский, князь Владимир Мономах и др. Они сформировали следующие представления:
1) о мире как о творении Бога;
2) о человеческой истории как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней;
3) о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души.
В XV- XVI вв. эти суждения были дополнены высказываниями Филофея, Нила Сорского, князя Ивана Грозного, князя А.Курбского, Максима Грека, Ю.Кражанича, и др.:
1) о народе как объекте постоянной опеки, повинующемся «грозному» царю, который укрепляет законность, любит народ, следит за порядком и другими идеями относительно искусства, светской власти и ее связи с духовной властью;
2) о самобытности славянского культурного мира, противостоящего как «немецкой», так и «греческой» культуре;
3) о человеке как «образе и подобии Бога.