Средневековая философия (5/6 – 14 вв.)

Средневековая философия представляет собой синтез двух традиций: христианского «откровения» и античной философии. Она возникла и сформировалась в результате перехода европейских государств в экономике и политике к феодализму, а в духовной сфере и идеологии – к единобожию в форме христианства. Это установило в европейском обществе жесткую религиозную диктатуру и объявило философию «служанкой богословия». Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Тертуллиан,Августин Аврелий Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Иоанн Богослов, Григорий Нисский, Джовани Фиданца, Фома Аквинский.

Средневековая философия делится на два направления:

1. Патристика (Тертуллиан, Августин Аврелий) - учение 2-8 вв., утверждавшее на несовместимость религиозной веры с античной философией.

Это философия отцов христианской церкви, считавших абсолютной истиной Библию и утверждавших, что Бог пребывает вне области чувственно воспринимаемого и умопостигаемого и поэтому не может быть определен словами. Способ познания – вера. Причина наличия зла в мире – неправильный выбор людей, над которыми довлеет «земное царство».

2. Схоластика (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) философское учение, сложившееся на основе патристики в 9-12 вв., обосновавшее независимость религиозных догматов, считающее, что все знания о мире содержатся в Библии и трудах Аристотеля, откуда их необходимо извлечь путем истолкования и комментирования.

Схоластика включала в себя два противоположных направления в зависимости от решения философами спора о природе предельно общих понятий (универсалий) – номинализм и реализм.

1. Реалисты(Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) считали, что понятия существуют подобно вещам в окружающем мире.

2. Номиналисты (Оккам) утверждали, что понятия существуют реально, независимо от единичных вещей.

Среди наиболее выдающихся философов и официально признанных католической церковью выделяют Фому Аквинского (1221-1274), который достиг высокого совершенства не только в логике, но и в обработке догматов христианского вероучения в форме здравого смысла. Под бытием он понимал христианского Бога (теоцентризм). Невозможность же отказа от такого понятия как материя, показывала Иисуса Христа как материю, явленную людям в виде человека. Учил, что Бог открывает себя человеку естественными и сверхъестественными путями, следовательно, вера и разум относительно самостоятельны как различные пути к истине. Но в случае их конфликта, все равно преобладает вера.

Особенности средневековой философии:

1) Монотеизм – единобожие, Бог един и уникален.

2) Теоцентризм – религиозная картина мира, в которой источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

3)   Креацинизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.

4)  Вера и Библия, которая возвышает веру над интеллектом. Вера – это личностное самоопределение человека, составная часть его внутреннего мира.

В итоге, эпоху Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.

Философия эпохи Возрождения (14-16 вв.)

Философия эпохи Возрождения впитала в себя наследие мыслителей Средневековья, возродила античные взгляды, нашла новые подходы в оценке бытия. Она имела антицерковную направленность, устремленность к человеку, веру в его физический и духовный потенциал.

Основные направления философии эпохи Возрождения:

1. Гуманизм – целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвавшее переворот в культуре и мировоззрении (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валли) уходят от религиозной оценки человека, его греховности, возвышают человека, защищают его телесность, красоту лица и тела, активность, творческую деятельность, талант. Человек становится центром мира, а не Бог (антропоцентризм). Они верили в Бога, но человека считали свободным существом, творецом самого себя и окружающего мира. Пико утверждал, что человек – творение Бога, который дал ему свободную волю и способность человеку самому определять собственную судьбу, свое место в мире. Парацельс отметил, что в человеке объединяются природное, телесное и духовное начала.

2. Натурфилософия - философия природы, главной особенностью которой является пантеизм, где Бог утрачивает трансцендентный характер, сливается, отождествляется с природой. Философы Возрождения сформировали новые представления о космической картине мира: Николай Кузанский, Николай Коперник - о бесконечности и неизменности Вселенной; Джордано Бруно, Галилео Галилей - гелиоцентризм – научную теорию о нахождении в центре мира не Земли, а Солнца, Земля же вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси.

3. Социальная философия – основное внимание было сосредоточено на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Никколо Макиавелли учил, что политика и нравственность несовместимы, поскольку главные средства достижения успеха в политике – жестокость и обман. Томас Мор написал книгу «Утопия», создал идею утопического социализма. Доказывал, что абсолютным злом является собственность, поэтому все должно быть общим.

Эти идеи заложили основы для развития естествознания и философии Нового времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: