Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ совершил в философии коренной переворот. В своей философии ставит на первое место не физику, а этику, считая, что именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. Поэтому он первостепенное значение придает тому, что человек есть существо познающее. Человека отличает от других существ душа. Душа – это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души. Является родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - майевтика (буквально, - повивальное искусство) – метод извлечения скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов. Излагал свое учение устно; главный источник – сочинения его учеников Ксенофонта и Платона.

Цель философии Сократа – самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.

Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Но был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд).

Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.)

Настоящее имя Платона Аристокл. Платон является учеником Сократа, развивал его идеи. Основал школу в Афинах. В его философии на первом месте не натурфилософия, а этика. Основа его философии – концепция идей (высшая среди них – идея блага). Платон не рассматривает вещи в их эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи он определяет ее смысл, сущность (идею). Идеи соотносятся как с материальными, так и с душевными явлениями. Идеи – вечные, неизменные умопостигаемые прообразы вещей; вещи – подобие и отражение идей. Бытие характеризует как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувствам, постигаемое только разумом. Но бытие множественно. Бытие – это мир идей; мир идей первичен, истинно существующий. Вторичный, производный от идей – это чувственно воспринимаемый мир, для объяснения которого Платон вводит понятие«материя». Материя – это первичный материал, из которого состоят вещи, идеи придают ей форму. Космос создан Богом через соединение идей с материей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Платон интенсивно разрабатывал диалектику. Создал учение об обществе, где главной идеей общественного благоустройства выступает идея справедливости. Желал построить идеальное государство на справедливых началах. Идеальное государство – это иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.

В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззрения (средневековье), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).

Аристотель (384 -322 гг. до н.э.)

Аристотель - ученик Платона, наставник Александра Македонского. В 335 г. до н.э. основал Ликей (перипатетическую школу). Колебался между материализмом и идеализмом. В «Первой философии» (позднее названной метафизикой) содержится учение об основных принципах бытия. Аристотель пересмотрел многие концепции философии Платона. Перенес акцент с идеи на форму. Выделяет в каждой вещи материю (субстрат) и форму. Утверждает, что форма важнее материи. Следовательно, форма есть главная причина бытия. Бытие, по Аристотелю, есть синтез материи и формы. Форма выражается понятием. Понятие принадлежит уму человека. Бог для Аристотеля – это не только перводвигатель, источник движения и изменчивого бытия, но еще и «ум». Утверждает, что в душе человека самое важное – ум, следовательно, и Бог. «Ум», разум отличает человека от животного, человек – существо общественное. Аристотель впервые систематично изложил формальную логику как науку о законах мышления и этику как практическую науку, целью которой является счастье, где счастье - это не жизнь, потраченная на удовольствия, развлечения и наслаждения, не успех и богатство, это добродетели человека: разумное поведение, умеренность (метриопатия), мудрость, рассудительность, правдивость, дружелюбие, любезность, щедрость, мужество. Его политические взгляды совпадают с идеями Платона. Формы государственного устройства делил на правильные (достигается всеобщая польза) и неправильные (польза для некоторых). Наилучшие формы государства: монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия»); наихудшие: тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства – подражание (мимесис), цель трагедии – «очищение» духа (катарсис).

III период. Эллинистическая философия (2-я пол. 4в.-30-е гг. 1 в. до н. э.)

Греческие города-государства приходили в упадок. Центр философии перемещается из Греции в Рим. Эллинская философия переходила в эллинистическую, а затем и в римскую.

Название периода связано социально-политическими обстоятельствами: формированием эллинистических монархий после распада империи Александра Македонского (323г.до н.э.) и смертью последнего эллинистического монарха—царицы Египта Клеопатры (31г. до н. э.). Главнейшие философские центры: Афины и Александрия (с Мусейоном, играндиозной Библиотекой).

Получили расцвет четыре школы:

Кинизм (цинизм)

Эпикуреизм

Скептицизм

Стоицизм

Данные школы имели общую цель – обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий они видели в атараксии (невозмутимости), апатии (безразличии), автаркии (самодостаточности человека).

Кинизм (цинизм).

Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а наиболее ярким представителем – Диоген Синопский; а также: Менипп, Бион, Кратет, Гиппархия, Метрокл. За основу своей философии взяли практическую модель Сократа, свойственные ему спокойствие, самообладание, неприхотливость. Не подкрепленные интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии, безразличия и аскезы, постоянной тренировке души и тела. Латиняне называли киников циниками. Постепенно термин «циник» получило негативное значение.

Эпикуреизм («Счастье- это умеренное наслаждение»).

Основателем является Эпикур. По мнению сторонников этого учения, мир чувств не иллюзорен, он – главное содержание познания. Подлинные познавательные реалии – это не идеи Платона или формы Аристотеля, это чувства. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств. Человек существо свободное. Боги безразличны к человеческим делам, что доказывает существование зла в мире.

Скептицизм («Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежны»).

Основателем является Пиррон Эллидский и Секст Эмпирик. Представители: Энесидем, Агриппа, Ксанф.

Скептики видели и видят сегодня свою цель в опровержении догм всех философских школ. Мир изменчив, текуч, непостоянен, относителен, иллюзорен. Это не позволяет считать истинными те или иные суждения, истины не существует, любой анализ не имеет конца, разум противоречив, чувства лживы, опора на чувства и разум человека несостоятельна. В постоянно меняющемся мире нельзя признавать существования ни добра, ни зла. Остается только свой внутренний покой и безмятежность.

 Стоицизм («Счастье – это жизнь в соответствии с космическими законами»).

Основателем является Зенон из Китии. Его учеников называли стоиками (Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет, Панетий, Посидоний). По представлениям стоиков, природа – это Бог, Бог есть вся природа (пантеизм). Человек существует в рамках космических законов, подвержен космической судьбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: