Общие положения по подготовке и организации

 строительного производства. (2 часа)

  Должны знать: 1. состав общей организационно-технической подготовки строительного производства;

2. состав внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ;

3. состав подготовки к производству строительно-монтажных работ.

Строительство автодорог складывается из 3 периодов:

1. подготовительный;

2. основной;

3. заключительный.

Подготовительный период выполняется с целью технической подготовки к строительству.

 

Его выполняют в 2 этапа: 1. организационный;

2.подготовительный.

Организационный этап выполняет заказчик (территориальная дирекция автодорог ФДС), решая при этом следующие вопросы:

1. Открытие финансирования.

2. Заключение договора с проектной организацией на составление рабочего проекта.

3. Согласование с землевладельцем или землепользователем вопроса на отвод земель под строительство дороги.

4. Согласование пересечений различных инженерных коммуникаций с их владель-цами.

5. Определение подрядчика и заключение с ним договора (контракта).

6. Поставка материалов и других ресурсов (но чаще это делает подрядчик).

Подготовительный этап выполняется подрядчиком в течении 1-3 месяцев перед началом строительства.

Подготовительный этап разделяется на:

1. внеплощадочные работы;

2. внутриплощададочные работы.

Внеплощадочные работы включают:

- разработку проекта производства работ;

- строительство жилья, обслуживающих и вспомогательных предприятий;

- заключение договоров на приобретение и поставку материалов и других ресурсов.

Внутриплощадочные работы включают:

- геодезические работы по восстановлению трассы и выставлению реперов;

- расчистка дорожной полосы;

- обустройство и перестройка коммуникаций;

- устройство подъездных и объездных дорог.

Основной период заключается в строительстве автомобильной дороги и сооружений на ней.

Заключительный период включает работы по подготовке дороги к сдаче в эксплуатацию, и ликвидации временных дорог и временных складов, устранении недоделок, рекультивации карьеров и боковых резервов.

 

Тема 1.3. 

Документация по организации строительства и производства работ. (4 часа)

Должны знать: 1. состав документации и порядок ее разработки;

2. содержание проектов ПОС и ППР;

3. виды и состав технологических карт;

4. содержание порядок ведения общего журнала работ.

 

Вопросы: 1. Документация по организации строительства и производству работ. (§ 1.2)

2.Технологические карты производства работ. (§ 4.4)

 

Вопрос 1. Документация по организации строительства и производству работ.

 

Проектная организация при разработке рабочего проекта разрабатывает раздел «Проект производства работ» (ПОС). «ПОС» включает общие вопросы организации строительства, сроки выполнения работ, потребные ресурсы (ДСМ, машины, техника и рабочая сила и т.п.).

Основным документом «ПОС» является линейный календарный график, на котором отражена последовательность выполненных работ и увязка их во времени.

Строительная организация разрабатывает на каждый строительный сезон ППР – проект производства работ, который используется мастерами и прорабами для организации выполнения определенного вида работ по требуемой технологии.

ППР состоит из пояснительной записки, рабочих чертежей, линейного календарного графика организации работ, технологических карт производства отдельных видов работ.

При строительстве дороги прорабы (мастера) ежедневно заполняют журнал производства работ (общий журнал работ) в котором указывают выполняемые работы, их объем, применяемые механизмы и материалы, отклонения от технологии и погодные условия.

Журнал производства работ передается заказчику при сдаче дороги в эксплуатацию.

Технологическая карта, являясь составной частью ППР, используется мастерами и прорабами для организации строительства с требуемой технологией каждого вида работ.

 

Вопрос 2. Технологические карты производства работ.

 

Технологическая карта – это проектный документ, который определяет организацию и технологию работ для какого либо комплексного процесса.

В технологической карте отражены рациональные приемы работ с использованием современных достижений.

Технологические кары различают:

- типовые, разработанные институтами для каких-то средних условий;

- рабочие, привязанные к конкретным условиям строительства.

Технологическая карта, разработанная Росавтодором от 23.05.2003 г за № ОС-468-р,  состоит из следующих разделов:

1. Область применения: указывается, на какой комплексный процесс работ, и для каких условий разработана технологическая карта.

2. Организация и технология производства работ. Раздел включает:

2.1.  требования к качеству выполнения предыдущего вида работ;

2.2. распределение работ по захваткам, и технологические требования при их выполнении;

2.3. технологическую последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов (таблица);

2.4. состав отряда;

2.5. технологический план потока по устройству данного вида работ (чертеж);

2.6. технологию операционного контроля качества выполняемых работ.

3. Безопасность труда.

 

Тема 1.4. 

Материально-техническое обеспечение объектов строительства (8 часов)

Должны знать:    1. порядок обеспечения строительства материально-техническими                                    ресурсами;

2. разновидности складов и принципы их организации;                                                       3.  принципы организации транспортных работ;                                                            

4.  принципы комплектования механизированных отрядов.

Должны уметь:   1. разрабатывать транспортную схему к поставке материалов;                             

2. определять зоны обслуживания карьеров, заводов и т.п.;                                

3. рассчитывать среднюю дальность возки материалов;                                      

4. рассчитывать потребность в транспортных средствах.

Вопросы:  1.Порядок обеспечения материально-техническими ресурсами.

2. Организация складского хозяйства. (с17-18)

3. Организация транспортных работ. (§ 3,5)

4. Механизация СМР.

5. Практическое занятие №1.

 

Вопрос 1. Порядок обеспечения материально-техническими ресурсами.

 

Материально-техническим обеспечением, как правило, занимается строительная организация в подготовительный период.

В состав этих работ входит:

 1 ). Уточнение потребности необходимых материально-технических ресурсов с учетом потерь, а так же замены одних материалов другими.

 

Потери различают: транспортные, складские, при выполнении СМР. Общие нормы потерь составляют ориентировочно:                   для щебня             - 1 –2%

                                                           для гравия и песка  - 1,65 – 2,4%

                                                           для цемента         - 0,5 – 3%

                                                           для битума           - 1,0 – 1,45%

2). Заключение договоров с производителями или поставщиками на приобретение продукции и с транспортными организациями на ее поставку. Договора могут заключать сами строительные организации, а такие юридические лица.

3). Организация складского хозяйства.

4). Организация приемки и выдачи продукции.

5). Организация работы построечного транспорта.

 

 

Вопрос 2. Организация складского хозяйства.

Складское хозяйство позволяет хранить поступающую в течение года продукцию до ее использования в строительный сезон. На складах хранится до 30 – 70% ее годовой потребности. Запас продукции на складе определяется по формуле:

   Зпр = Зт + Зп + Зг

     где Зт – текущий запас материалов, обеспечивающий бесперебойную работу в период между двумя смежными поставками по договорам.

     Зп – подготовительный запас материалов, обеспечивающий работу от начала работ первой поставки.

     Зг – гарантийный запас в размере 50% текущего запаса, на случай срыва или неравномерности поставок.

Склады каменных материалов выполняют, как правило, открытыми, на спланированных укрепленных площадках.

Цемент, битум и другие материальные ценности хранят в закрытых складах.

Склады должны быть оборудованы механизмами для подогрева, рыхления материалов, а так же для выполнения погрузо-разгрузочных работ.

Поступающая продукция должна сопровождаться документами:

1.накладная;

2. паспорт или сертификат качества;

3. товарно-транспортная накладная (для привлеченного транспорта);

4. счет – фактура.

Продукцию на склад оформляют приходным ордером. Учет продукции на складе и ее движение ведет бухгалтер материального стола.

Выдачу продукции со склада выполняют по требованию, или расходной накладной.

 

Вопрос 3. Организация транспортных работ.

 Транспорт по назначению перевозок разделяют на:

1. внешний – от изготовителя к поставщику (железнодорожный, водный, автомобильный);

2.   внутренний – со складов, АБЗ и т.д. к месту строительства (автомобильный);

3. технологический – по ходу технологического процесса (конвейерный, трубопроводный).

Большую часть перевозок выполняет автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт может быть использован:

1. собственный;

2.  по найму;

3.  автоколонны для обслуживания данной стройки.

Производительность автомобиля -  самосвала в смену определяется по формуле:

 

 

 

 

 

                                                                                        

где Т - продолжительность смены в часах (8 часов);

K вр – коэффициент внутрисменной загрузки 0,8 – 0,9 (в расчетах 0,85);

 q – количество груза в кузове самосвала, т или м3;

Lср – средняя дальность транспортирования в один конец, км;

 V  – средняя скорость движения, км;

t – продолжительность погрузо-разгрузочных работ, в часах.

 

Количество автомобилей самосвалов в смену определяют по формуле:

N=

Q

где: Q – количество перевозимого груза, т, м3

n – количество смен для вывозки груза.

П х n

Вопрос 4. Механизация СМР.

 

При выполнении СМР комплектуют механизированные отряды дорожных машин, которые выполняют различные виды работ.

Ведущей машиной назначают ту, которая выполняет основные более дорогостоящие процессы работ, и она задает темп работы отряда. Ведущие машины для выполнения различных видов работ рекомендуются СНиП 3.06.03 – 85, приложение №1.

Вспомогательные машины выполняют сопутствующие работы. Их подбирают по производительности, так чтобы они обеспечивали работу ведущих машин, но не простаивали.

При составлении ППР при комплектовании отрада машин производится технико-экономическое обоснование (ТЭО) – т.е. выбор более экономичного отряда.

 

Вопрос 5. Практическое занятие № 1.

(См. методические указания по практическим работам.)

 

Тема 1.5.

  Основные положения организации строительного производства поточным методом. (8 часов)

Должны знать:    1. сущность поточного метода организации работ и его параметра;         

 2. порядок построения линейного календарного графика.

  

Должны уметь:    1. рассчитать продолжительность строительного сезона и основные

                                   параметры потока.

Вопросы:   1.Сущность поточного метода и его параметры. (§ 4.1-4.2)

                2. Линейный календарный график организации работ. (§ 4.5)

                3. Практическое занятие №2.

 

Вопрос 1. Сущность поточного метода и его параметры.

 

Строительство автодорог обычно ведется поточным методом, сущность которого заключается в том, что все СМР выполняются комплексным потоком (протяженность 3 –7 км), состоящим из специализированных отрядов, выполняющих отдельные виды работ.

Специализированные отряды работают с определенной скоростью, в определенной технологической последовательности, с необходимыми технологическими разрывами и после прохода последнего отряда дорога готова к эксплуатации.

Организацию строительства поточным методом отражают на линейном календарном графике (ЛКГ).

Рис. 1. Линейный календарный график организации выполнения работ поточным методом.

Поточный метод имеет следующие основные параметры:

1. Полное время действия потока (Т) – время от начала работы первого до окончания работы последнего специализированного отряда.

2. Период развертывания потока (Тр) – время от начала работы первого до начала работы последнего специализированного отряда.

3.
Скорость (успех) – участок дороги, выполняемый потоком (отрядом) за смену или сутки. Скорость определяется по формуле:

 

Отряды могут работать с постоянной скоростью (1 - строительство дорожной одежды) и с непостоянной скоростью (2 - земляного полотна, строительство труб).     

4. Темп работы потоков (отрядов) – объем работы, выполняемой отрядом в смену (т, м2, м3)


где Q – общий объем работ

5. Захватка – участок дороги численно равный скорости потока, на котором выполняются определенные виды работ за смену.

 

Вопрос 2. Линейный календарный график.

Строительство автомобильной дороги поточным методом отражается на линейном календарном графике, где показывается работа специализированных отрядов, увязанная по времени – см. рис. 1.

Наклон линии работы отряда определяет ее скорость. Отряды могут работать с постоянной скоростью (прямая линия - 1) и с непостоянной скоростью (ломанная линия - 2).

Комплексный поток выполняет линейные работы, а сосредоточенные работы выполняются отдельными спец. отрядами, которые работают независимо от комплексного потока и должны быть закончены до его подхода.

Направление действия потока зависит от:

1) местоположения производственных предприятий и источников получения ДСМ;

2) местоположения сосредоточенных работ;

3) желания заказчика.

Задел – объем незавершенного строительства, необходимый для обеспечения работы последующих отрядов при перебое в работе.

Задел различают:

1) технологический (между смежными спец. отрядами);

2) сезонный (при перерывах в межсезонье).

 

 

Вопрос 3. Практическая работа №2.

(См. методические указания по выполнению практических занятий)

 

 

Раздел 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: