Строительство автомобильных дорог
и аэродромов
(Конспект)
Специальность 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Ряжск, 2009 год
(Обновлен в 2013 г)
Автор – ЛИТВИНОВ А.Ф., преподаватель Ряжского дорожного техникума.
“ Рассмотрен ” цикловой комиссией специальных дисциплин (спец.270831) 4 сентября 2013 года | Составлен в соответствии с Государственными требованиями к мини-муму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 270831. | |
Председатель: ___________________Литвинов А.Ф. | Заместитель директора по учебной работе: _____________________Арсагова Н.В. |
Оглавление
№ тем | Наименование темы | Страницы | ||
Введение | 3 | |||
Раздел 1. Организация строительного производства | ||||
1.1 | Основы организации и технологии дорожного и аэродромного строительства | 4 | ||
1.2 | Общие положения по подготовке и организации строительного производства | 6 | ||
1.3 | Документация по организации строительства и производству работ | 7 | ||
1.4 | Материально-техническое обеспечение объектов строительства | 8 | ||
1.5 | Основные положения организации строительного производства поточным методом | 10 | ||
Раздел 2. Технология и организация строительства автомобильных дорог и аэродромов
| ||||
2.1 | Подготовительные работы | 12 | ||
2.2 | Строительство сооружений дорожного водоотвода и водосточно-дренажных систем аэродромов | 14 | ||
2.3 | Разбивочные работы | 18 | ||
2.4 | Разработка, перемещение и укладка грунтов в земляное полотно | 20 | ||
2.5 | Уплотнение грунтов | 27 | ||
2.6 | Отделочные и укрепительные работы | 29 | ||
2.7 | Производство земляных работ в особых условиях | 31 | ||
2.8 | Подготовка поверхности земляного полотна и строительство дополнительных слоев оснований | 36 | ||
2.9 | Строительство оснований и покрытий из укрепленных грунтов | 38 | ||
2.10 | Строительство щебеночных и гравийных оснований и покрытий и мостовых | 42 | ||
2.11 | Строительство оснований и покрытий из каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими | 45 | ||
2.12 | Строительство оснований и покрытий из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими | 45 | ||
2.13 | Строительство асфальтобетонных покрытий и оснований | 48 | ||
2.14 | Строительство поверхностей обработки покрытий | 52 | ||
2.15 | Строительство монолитных цементобетонных, армобетонных и железобетонных покрытий и оснований | 54 | ||
2.16 | Строительство сборных покрытий | 60 | ||
2.17 | Организация строительства автомобильных дорог и аэродромов поточным методом | 61 | ||
2.18 | Строительство дорожных одежд с использованием местных материалов | 62 | ||
2.19 | Производство работ по благоустройству автомобильных дорог и городских улиц | 65 | ||
2.20 | Производственный контроль качества и приемка выполненных работ | 70 | ||
2.21 | Правила техники безопасности при строительстве автомобильных дорог и аэродромов | 72 | ||
2.22 | Охрана окружающей среды при строительстве автомобильных дорог и аэродромов | 73 |
Пояснительная записка
|
|
Написание конспекта вызвано тем, что существующий учебник по дисциплине авторов Кубасова А.У и др. «Строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог», выпущенного в 1985 году не соответствует действующей рабочей программе, разработанной в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 2905.
После наименования каждой темы указано количество часов, отводимое на ее изучение, а также приведены требования к минимуму знаний и умений. По каждой теме сначала приведены изучаемые по ней вопросы, и указаны параграфы в действующем учебнике, если они там есть.
Материалы конспекта в дальнейшем следует обновлять, используя современные достижения науки и техники в отрасли.
Данный конспект позволяет студентам, пропустившим занятия по тем или иным причинам, изучить пропущенный материал.
Введение (2 часа)
В России проживает около 144 млн. человек. Россия занимает наибольшую площадь среди государств мира – 17 млн. кв. км или 30% всего евразийского континента, поэтому экономика страны в первую очередь зависит от эффективной работы транспорта. Это требует наличия огромной и разветвленной сети автомобильных дорог, обеспечивающих бесперебойную связь между населенными пунктами и районами России.
Дорожное хозяйство – единый производственно-хозяйственный комплекс, включающий в себя все автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, более 3000 организаций различных форм собственности и подчиненности с общей численностью работающих более 750 тысяч человек.
Возглавляет дорожное хозяйство России Федеральное дорожное агентство (ФДА или Росавтодор) в системе Министерства транспорта Российской Федерации (министр Левитин Игорь Евгеньевич – с 2004 г), которое выполняет функции государственного заказчика по объектам содержания, ремонта, реконструкции и строительства сети автодорог общего пользования.
Руководителем Росавтодора является Роман Владимирович Старовойт.
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения (т.е. находящихся в государственной собственности) в России оценивается в 1150 тыс. км.
Протяженность дорог общего пользования федерального и регионального значения составляла 574,5 тыс. км, в том числе:
федерального значения – 47,3 тыс. км;
регионального значения – 527,2 тыс. км.
Твердое покрытие имеют около 519,2 тыс. км (~ 90%).
Кроме того, в нашей стране свыше 570,5 тыс. км автомобильных дорог и улиц муниципальных образований и поселений, которые не включены в сеть, но фактически выполняют функции автомобильных дорог общего пользования.
Примерная протяженность авт. дорог с твердым покрытием по категориям: | ||||
федеральные | региональные | всего: | % | |
1 категория | - 4183 км | - 1312 км | - 5500 км | 1,1 |
2 категория | - 18368 км | - 10430 км | - 28800 км | 5,5 |
3 категория | - 19429 км | - 89167 км | - 108600 км | 21 |
4 категория | - 3830 км | - 297655 км | - 320000 км | 58 |
5 категория | - 1227 км | - 73645 км | - 75000 км | 14,4 |
Плотность дорожной сети общего пользования в России составляет около 0,07 км на 1 км2 территории. Это значительно ниже, чем в экономически развитых странах мира, сопоставимых по размерам территории (например, в США – 0,67 км, во Франции 1,83 км).
Недостаточное развитие сети автодорог и их состояние таково, что средние скорости движения составляют около 30 км в час, т.е. менее чем в 2 раза, чем в Европе, а срок службы автомобилей почти на треть меньше. Это приводит к увеличению стоимости перевозок на 20-25 процентов. При таком техническом состоянии дорожной сети автомобиль на наших дорогах расходует почти в 1,5 раза больше горючего, чем в развитых зарубежных странах
|
|
Основу сети автомобильных дорог общего пользования образуют федеральные автомобильные дороги. При протяженности около 47,3 тыс. км (чуть более 8% от общей протяженности дорожной сети), они обеспечивают около 45-50% всех автомобильных перевозок. Состояние их таково, что более трети из них требуют реконструкции, около половины требуют усиления дорожных одежд.
Минимально необходимая протяженность сети автодорог с твердым покрытием, способная обеспечить надежную связь промышленных, сельскохозяйственных и культурных центров и населенных пунктов, должна составлять не менее 1,5 миллионов километров. Поэтому Правительством утверждена новая федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы на 2010-2015 годы».
При изучении дисциплины используется различная литература:
Учебная:
1. Учебная: 1. Каменев С.Н. «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». учебное пособие для СПО – Волгоград: ИД «Ин-Фолио», 2010 г. – 384 с.
2. Кубасов А.У. и др. “ Строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог “, М:. Транспорт, 1985г. - 336 с.
Нормативная: 1. СНиП 3. 06. 03 - 85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР - М:. ЦИТП Госстроя СССР, 1986 г.
2. СНиП 2. 05. 02 – 85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР - М:. ЦИТП Госстроя СССР, 1986 г.
3. ЕНиР. Сборник Е2. Земляные работы. / Госстрой СССР- М:. Стройиздат, 1989г.
4. ЕНиР. Сборник Е 17. Строительство автомобильных дорог. Госстрой СССР - М:. Стройиздат, 1988 г.
5. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН – 2001). Сборник 27 «Автомобильные дороги».
Справочная:
1. Справочник инженера дорожника (СИД). Строительство автомобильных дорог.
2. Справочник техника-дорожника.
Раздел 1.
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Тема 1.1
Основы организации и технологии аэродромного и дорожного строительства. (4 часа)
|
|
Должны знать: 1. Содержание понятий «организация», «технология».
2. Классификацию дорожно–строительных работ, их особенности и особенности организации.
3. Содержание понятий «строительный сезон», «период пониженных температур», «зимний период». Принципы организации работ в зимний период.
4. Структура управления в дорожном строительстве.
Вопросы: 1.Классификация дорожно–строительных работ.
2.Сезонность дорожного строительства.
3.Структура управления дорожным и аэродромным строительством.
Вопрос 1. Классификация дорожно–строительных работ.
Организация работ – увязка во времени всех ресурсов, т.е. кто, чем и когда выполняет работы.
Технология работ – порядок выполнения работ, т.е. из каких материалов, в какой последовательности и с какими требованиями выполняются работы.
Дорожные работы по характеру их производства разделяют на:
1. Заготовительные, по заготовке материалов, полуфабрикатов и изделий.
2. Транспортные, по перевозке ДСМ и других ресурсов от мест складирования, приготовления и добычи к месту строительства.
3. Строительно–монтажные работы (СМР) по строительству дороги и сооружений на ней.
Они являются наиболее сложными по организации их производства и технологии выполнения.
СМР по объему и равномерности распределения разделяют на:
Линейные – равномерно расположенные вдоль трассы (строительство дорожной одежды, невысоких насыпей и неглубоких выемок, водопропускных труб и обстановки дороги) – составляют 80 – 90% от СМР.
Сосредоточенные – имеющие большой объем на участке небольшой протяженности и выполняемые в течение длительного времени (отсыпка высоких насыпей, разработка глубоких выемок, строительство мостов, зданий и т.п.).
Вопрос 2. Сезонность дорожного строительства.
Круглый год по возможности выполнения строительных работ разделяют на следующие периоды:
1.Строительный сезон (от +50С весной, до +100С (+150С) осенью).
2.Период пониженных температур от 00С до +50С весной и +100С(+150С) осенью.
3.Период отрицательных температур.
Продолжительность сезонного сезона в России в различных регионах составляет от 4 до 10 месяцев, поэтому целесообразно продолжить выполнение работ при пониженных и отрицательных температурах. Стоимость выполнения этих работ будет выше, однако при этом заняты рабочие и механизмы, сокращается продолжительность строительства, а следовательно снижается его стоимость.
Дорожные работы по возможности выполнения их в зимний период разделяют на 4 группы:
1. Выполняемые по той же технологии что и в теплый период: заготовка материалов, строительных оснований из каменных материалов, разработка выемок в несвязных грунтах.
2. Выполняемые по той же технологии что и в теплый период, с внесением несложных изменений: монтаж железно-бетонных элементов при строительстве мостов, зданий, строительство щебеночно-гравийных оснований, монтаж сборных покрытий и др.
3. Выполняемые по специальной технологии: строительство а/б покрытий, земляные работы в мерзлых грунтах и т.д. (удорожание составляет до 25%).
4. Работы, которые выполнять нельзя: укрепление грунтов и каменных материалов вяжущим, строительство поверхностной обработки и т.д.
Вопрос 3. Структура управления дорожным и аэродромным строительством.
В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» функции по управлению автомобильным транспортом и дорожным хозяйством возложены на ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (ФДС или Росавтодор), в системе Министерства транспорта РФ.
Управление автомобильными дорогами федерального значения (т.е. 47,1 тыс. км федеральных автодорог, 5687 мостов и путепроводов) осуществляется, как правило, управлениями (дирекциями) этих дорог. В эту систему входят:
1. 10 федеральных управлений автодорог;
2. 22 управления автомагистралей;
3. 4 дирекции по дорожному строительству.
Низовыми организациями, выполняющими работы по ремонту и содержанию федеральных дорог являются 195 шт. ФГУ ДЭП.
Управление автомобильными дорогами регионального значения в каждой области или крае осуществляется региональными управлениями (министерствами) автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, которые в свою очередь подчинены правительству или губернатору (правительству) своей области.
Работами по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию этих дорог занимаются как государственные унитарные предприятия (например «Рязаньавтодор»), так и другие организации независимо от форм собственности и подчиненности. Они работают по договорам, как подрядные организации.
Низовыми дорожными организациями, которые непосредственно занимаются дорожными работами, являются ДРСУ, ДПМК, ХДСУ и др.
Низовые организации располагаются, как правило, в областных и районных центрах, имеют соответствующую производственную базу (гаражи, мастерские, склады), АБЗ и ЦБЗ, карьеры, а так же располагают необходимыми машинами и механизмами, ИТР (инженерно- технические работники) и квалифицированными механизаторами и рабочими.
Эти организации могут выполнять работы по строительству (реконструкции), ремонту и содержанию дорог в теплый и в зимний период.
Дорожные организации, обслуживающие федеральные дороги, могут выполнять дорожные работы собственными силами (хозяйственный способ).
Тема 1.2.