Пояснительная записка

Строительство автомобильных дорог

и аэродромов

(Конспект)

 

Специальность 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

 

 

 

 

 

Ряжск, 2009 год

(Обновлен в 2013 г)

 

 

Автор – ЛИТВИНОВ А.Ф., преподаватель Ряжского дорожного техникума.

 

“ Рассмотрен ” цикловой комиссией специальных дисциплин (спец.270831) 4 сентября 2013 года   Составлен в соответствии с Государственными требованиями к мини-муму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 270831.
Председатель: ___________________Литвинов А.Ф.   Заместитель директора по учебной работе: _____________________Арсагова Н.В.

 

Оглавление

№ тем Наименование темы Страницы
  Введение 3

Раздел 1. Организация строительного производства

1.1  Основы организации и технологии дорожного и аэродромного строительства 4
1.2 Общие положения по подготовке и организации строительного производства 6
1.3  Документация по организации строительства и производству работ 7
1.4 Материально-техническое обеспечение объектов строительства 8
1.5 Основные положения организации строительного производства поточным методом 10

Раздел 2. Технология и организация строительства автомобильных дорог и аэродромов

2.1 Подготовительные работы  12
2.2 Строительство сооружений дорожного водоотвода и водосточно-дренажных систем аэродромов 14
2.3 Разбивочные работы 18
 2.4 Разработка, перемещение и укладка грунтов в земляное полотно 20
 2.5 Уплотнение грунтов 27
2.6  Отделочные и укрепительные работы 29
2.7  Производство земляных работ в особых условиях 31
2.8 Подготовка поверхности земляного полотна и строительство дополнительных слоев оснований 36
2.9  Строительство оснований и покрытий из укрепленных грунтов 38
2.10  Строительство щебеночных и гравийных оснований и покрытий и мостовых 42
2.11 Строительство оснований и покрытий из каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими 45
2.12 Строительство оснований и покрытий из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими 45
2.13 Строительство асфальтобетонных покрытий и оснований 48
2.14  Строительство поверхностей обработки покрытий  52
2.15 Строительство монолитных цементобетонных, армобетонных и железобетонных покрытий и оснований 54
2.16  Строительство сборных покрытий 60
2.17 Организация строительства автомобильных дорог и аэродромов поточным методом 61
 2.18 Строительство дорожных одежд с использованием местных материалов 62
 2.19 Производство работ по благоустройству автомобильных дорог и городских улиц 65
 2.20 Производственный контроль качества и приемка выполненных работ 70
 2.21 Правила техники безопасности при строительстве автомобильных дорог и аэродромов 72
 2.22 Охрана окружающей среды при строительстве автомобильных дорог и аэродромов 73

Пояснительная записка

Написание конспекта вызвано тем, что существующий учебник по дисциплине авторов Кубасова А.У и др. «Строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог», выпущенного в 1985 году не соответствует действующей рабочей программе, разработанной в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 2905.

 После наименования каждой темы указано количество часов, отводимое на ее изучение, а также приведены требования к минимуму знаний и умений. По каждой теме сначала приведены изучаемые по ней вопросы, и указаны параграфы в действующем учебнике, если они там есть.

Материалы конспекта в дальнейшем следует обновлять, используя современные достижения науки и техники в отрасли.

Данный конспект позволяет студентам, пропустившим занятия по тем или иным причинам, изучить пропущенный материал.

Введение  (2 часа)

 

В России проживает около 144 млн. человек. Россия занимает наибольшую площадь среди государств мира – 17 млн. кв. км или 30% всего евразийского континента, поэтому экономика страны в первую очередь зависит от эффективной работы транспорта. Это требует наличия огромной и разветвленной сети автомобильных дорог, обеспечивающих бесперебойную связь между населенными пунктами и районами России. 

Дорожное хозяйство – единый производственно-хозяйственный комплекс, включающий в себя все автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, более 3000 организаций различных форм собственности и подчиненности с общей численностью работающих более 750 тысяч человек.

Возглавляет дорожное хозяйство России Федеральное дорожное агентство (ФДА или Росавтодор) в системе Министерства транспорта Российской Федерации (министр Левитин Игорь Евгеньевич – с 2004 г), которое выполняет функции государственного заказчика по объектам содержания, ремонта, реконструкции и строительства сети автодорог общего пользования.

Руководителем Росавтодора является Роман Владимирович Старовойт.

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения (т.е. находящихся в государственной собственности) в России оценивается в 1150 тыс. км.

Протяженность дорог общего пользования федерального и регионального значения составляла 574,5 тыс. км, в том числе:     

федерального значения – 47,3 тыс. км;

регионального значения – 527,2 тыс. км. 

Твердое покрытие имеют около 519,2 тыс. км (~ 90%).

Кроме того, в нашей стране свыше 570,5 тыс. км автомобильных дорог и улиц муниципальных образований и поселений, которые не включены в сеть, но фактически выполняют функции автомобильных дорог общего пользования.

 

Примерная протяженность авт. дорог с твердым покрытием по категориям:

  федеральные региональные всего: %
1 категория - 4183 км - 1312 км - 5500 км 1,1
2 категория - 18368 км - 10430 км - 28800 км 5,5
3 категория - 19429 км - 89167 км - 108600 км 21
4 категория - 3830 км - 297655 км - 320000 км 58
5 категория - 1227 км - 73645 км - 75000 км 14,4

 

Плотность дорожной сети общего пользования в России составляет около 0,07 км на 1 км2 территории. Это значительно ниже, чем в экономически развитых странах мира, сопоставимых по размерам территории (например, в США – 0,67 км, во Франции 1,83 км).

Недостаточное развитие сети автодорог и их состояние таково, что средние скорости движения составляют около 30 км в час, т.е. менее чем в 2 раза, чем в Европе, а срок службы автомобилей почти на треть меньше. Это приводит к увеличению стоимости перевозок на 20-25 процентов. При таком техническом состоянии дорожной сети автомобиль на наших дорогах расходует почти в 1,5 раза больше горючего, чем в развитых зарубежных странах

Основу сети автомобильных дорог общего пользования образуют федеральные автомобильные дороги. При протяженности около 47,3 тыс. км (чуть более 8% от общей протяженности дорожной сети), они обеспечивают около 45-50% всех автомобильных перевозок. Состояние их таково, что более трети из них требуют реконструкции, около половины требуют усиления дорожных одежд.

Минимально необходимая протяженность сети автодорог с твердым покрытием, способная обеспечить надежную связь промышленных, сельскохозяйственных и культурных центров и населенных пунктов, должна составлять не менее 1,5 миллионов километров. Поэтому Правительством утверждена новая федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы на 2010-2015 годы».

 

При изучении дисциплины используется различная литература:

 

Учебная:   

1. Учебная: 1. Каменев С.Н. «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». учебное пособие для СПО – Волгоград: ИД «Ин-Фолио», 2010 г. – 384 с.

2. Кубасов А.У. и др. “ Строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог “, М:. Транспорт, 1985г. - 336 с.

 

  Нормативная: 1. СНиП 3. 06. 03 - 85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР - М:. ЦИТП Госстроя СССР, 1986 г.

2. СНиП 2. 05. 02 – 85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР - М:. ЦИТП Госстроя СССР, 1986 г.

3. ЕНиР. Сборник Е2. Земляные работы. / Госстрой СССР- М:. Стройиздат, 1989г.

4. ЕНиР. Сборник Е 17. Строительство автомобильных дорог. Госстрой СССР - М:. Стройиздат, 1988 г.

5. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН – 2001). Сборник 27 «Автомобильные дороги».

 

Справочная:

1. Справочник инженера дорожника (СИД). Строительство автомобильных дорог.

2. Справочник техника-дорожника.

Раздел 1.

  ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

Тема 1.1   

Основы организации и технологии аэродромного и дорожного строительства. (4 часа)

 

Должны знать: 1. Содержание понятий «организация», «технология».

2. Классификацию дорожно–строительных работ, их особенности и особенности организации.

3. Содержание понятий «строительный сезон», «период пониженных температур», «зимний период». Принципы организации работ в зимний период.

                         4. Структура управления в дорожном строительстве.

 

Вопросы: 1.Классификация дорожно–строительных работ.

2.Сезонность дорожного строительства.

3.Структура управления дорожным и аэродромным строительством.

 

Вопрос 1.   Классификация дорожно–строительных работ.

Организация работ – увязка во времени всех ресурсов, т.е. кто, чем и когда выполняет работы.

Технология работ – порядок выполнения работ, т.е. из каких материалов, в какой последовательности и с какими требованиями выполняются работы.


 Дорожные работы по характеру их производства разделяют на:

1. Заготовительные, по заготовке материалов, полуфабрикатов и изделий.

2. Транспортные, по перевозке ДСМ и других ресурсов от мест складирования, приготовления и добычи к месту строительства.

3. Строительно–монтажные работы (СМР) по строительству дороги и сооружений на ней.

Они являются наиболее сложными по организации их производства и технологии выполнения.

СМР по объему и равномерности распределения разделяют на:

Линейные – равномерно расположенные вдоль трассы (строительство дорожной одежды, невысоких насыпей и неглубоких выемок, водопропускных труб и обстановки дороги) – составляют 80 – 90% от СМР.

Сосредоточенные – имеющие большой объем на участке небольшой протяженности и выполняемые в течение длительного времени (отсыпка высоких насыпей, разработка глубоких выемок, строительство мостов, зданий и т.п.).

 

Вопрос 2. Сезонность дорожного строительства.

 

Круглый год по возможности выполнения строительных работ разделяют на следующие периоды:

1.Строительный сезон (от +50С весной, до +100С (+150С) осенью).

2.Период пониженных температур от 00С до +50С весной и +100С(+150С) осенью.

3.Период отрицательных температур.

Продолжительность сезонного сезона в России в различных регионах составляет от 4 до 10 месяцев, поэтому целесообразно продолжить выполнение работ при пониженных и отрицательных температурах. Стоимость выполнения этих работ будет выше, однако при этом заняты рабочие и механизмы, сокращается продолжительность строительства, а следовательно снижается его стоимость.

Дорожные работы по возможности выполнения их в зимний период разделяют на 4 группы:

1. Выполняемые по той же технологии что и в теплый период: заготовка материалов, строительных оснований из каменных материалов, разработка выемок в несвязных грунтах.

2. Выполняемые по той же технологии что и в теплый период, с внесением несложных изменений: монтаж железно-бетонных элементов при строительстве мостов, зданий, строительство щебеночно-гравийных оснований, монтаж сборных покрытий и др.

3. Выполняемые по специальной технологии: строительство а/б покрытий, земляные работы в мерзлых грунтах и т.д. (удорожание составляет до 25%).

4. Работы, которые выполнять нельзя: укрепление грунтов и каменных материалов вяжущим, строительство поверхностной обработки и т.д.

 

Вопрос 3.  Структура управления дорожным и аэродромным строительством.

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» функции по управлению автомобильным транспортом и дорожным хозяйством возложены на ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (ФДС или Росавтодор), в системе Министерства транспорта РФ. 

Управление автомобильными дорогами федерального значения (т.е. 47,1 тыс. км федеральных автодорог, 5687 мостов и путепроводов) осуществляется, как правило, управлениями (дирекциями) этих дорог. В эту систему входят:

1. 10 федеральных управлений автодорог;

2. 22 управления автомагистралей;

3. 4 дирекции по дорожному строительству.

Низовыми организациями, выполняющими работы по ремонту и содержанию федеральных дорог являются 195 шт. ФГУ ДЭП.

Управление автомобильными дорогами регионального значения в каждой области или крае осуществляется региональными управлениями (министерствами) автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, которые в свою очередь подчинены правительству или губернатору (правительству) своей области.

Работами по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию этих дорог занимаются как государственные унитарные предприятия (например «Рязаньавтодор»), так и другие организации независимо от форм собственности и подчиненности. Они работают по договорам, как подрядные организации.

Низовыми дорожными организациями, которые непосредственно занимаются дорожными работами, являются ДРСУ, ДПМК, ХДСУ и др.

Низовые организации располагаются, как правило, в областных и районных центрах, имеют соответствующую производственную базу (гаражи, мастерские, склады), АБЗ и ЦБЗ, карьеры, а так же располагают необходимыми машинами и механизмами, ИТР (инженерно- технические работники) и квалифицированными механизаторами и рабочими.

Эти организации могут выполнять работы по строительству (реконструкции), ремонту и содержанию дорог в теплый и в зимний период.  

Дорожные организации, обслуживающие федеральные дороги, могут выполнять дорожные работы собственными силами (хозяйственный способ).

 

Тема 1.2.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: