Вопрос 3. Строительство покрытий способом смешения на дороге

Смешение на дороге применяют в качестве покрытия слоем толщиной 8-10 см. Для смешения используют гравийные и щебеночные смеси оптимального состава (dмах. = 40-70 мм).

Вяжущие:

битумы МГ, СГ- 25/40, 40/70           – при рабочей температуре;

дегти Д-2, Д-3

битумные эмульсии – холодные.

Расход вяжущего 5-8 % от массы материала.

Перемешивание материалов с вяжущим выполняют, как правило, в валике расположенном по оси дороги автогрейдером или дорожной фрезой.

Последовательность процессов по устройству покрытия:

1. Разбивочные работы.

2. Вывозка минерального материала и выгрузка его в кучи по оси.

3. Оправка минерального материала в валик по оси автогрейдером и его обмер шаблоном.

4. Разравнивание материала не на полную ширину покрытия (не доходя по 0.5 м с каждой стороны).

5. Розлив вяжущего автогудронатором в два или три приема.

6. Перемешивание автогрейдером за 60-80 круговых проходов или фрезой за 10-15 проходов. Смесь считается готовой, когда имеет равномерный темно-коричневый цвет без сгустков вяжущего и сухих комьев.

7. Профилирование готовой смеси автогрейдером под шаблон.

8. Укатка покрытия сначала легким катком за 5-7 проходов, затем тяжелым за 5-15 проходов, но лучше вибро- или пневнокатками.

9. Формирование под движением транспорта 3-4 недели (смотри пропитку).

10. Окончательная укатка после формирования тяжелым катком за 2-5 проходов по одному следу.

Вопрос 4. Строительство оснований и покрытий из черного щебня

В зависимости от применяемых вяжущих черный щебень различают:

-   горячий, температура приготовления 140 – 1600С и укладки больше 1200 С;

-   холодный, температура приготовления 100 – 1200 С и укладки более 50 С.

Черный щебень используют слоем толщиной 4-10 см.

 На АБЗ приготовляют сортовой черный щебень:

5 – 10 мм

покрытие  10 – 20 мм

20 – 40 мм     основание

Для обеспечения надежной связи покрытия с основанием по нему, после очистки, производится розлив жидкого битума СГ – 15/25 в объеме 0,3 – 0,8 л/м2подгрунтовка (протравка).

Последовательность процессов по устройству покрытия из черного щебня:

1. Разбивочные работы.

2. Очистка основания от пыли и грязи дорожной щеткой.

3. Подгрунтовка автогудронатором.

4. Устройство боковых упоров автогрейдером.

5. Вывозка черного щебня 20 – 40 мм и его выгрузка.

6. Укладка черного щебня 20 – 40 мм асфальтоукладчиком.

7. Укатка легким катком за 5-15 проходов и тяжелым за 5-10 проходов.

8. Вывозка черного щебня 10-20 мм и его распределение щебнераспределителем навесным или самоходным.

9. Укатка тяжелым катком за 5-10 проходов.

(При строительстве оснований из черного щебня можно приступать к строительству асфальтобетонного покрытия).

10. Вывозка черного щебня 5-10мм и его распределение щебнераспределителем (навесным или самоходным).

11. Укатка тяжелым катком за 5-10 проходов (до отсутствия следа).                              Покрытие из холодных смесей формируют под движением 3 – 4 недели (смотри пропитку).

В связи с тем что АБЗ не может одновременно выпускать несколько фракций щебня, то щебень 10-20 мм и 5-10 мм готовят заранее (холодный) и хранят на складе, а 20-40мм укладывают горячим.

Как исключение разрешается укладывать черную щебеночную смесь 5-40мм в один прием.

 

Вопрос №5. Контроль качества работ.

 

При входном контроле проверяют:

- зерновой состав грунта, а у глинистых грунтов - число пластичности;

- засоление грунтов легко растворимыми солями;

- плотность и влажность верхней части земляного полотна;

- качество вяжущих;

При операционном контроле проверяют:

- точность дозирования вяжущих, ровность их распределения;

- влажность обрабатываемых грунтов и готовой смеси перед уплотнением;

- ровность поверхности и поперечного профиля;

- режим ухода за укрепленным грунтом.

 

Вопрос 6. Практическая работа № 7.

(См. методические указания по практическим работам.)

 

Тема 2.13

Строительство асфальтобетонных покрытий и оснований. (8 часов)

Должны знать: технологию строительства покрытий и оснований из горячих и холодных асфальтобетонных смесей.

Должны уметь: разрабатывать технологическую последовательность процессов на строительство асфальтобетонного покрытия.

Вопросы:   

1. Конструкция асфальтобетонных покрытий. (§19.1)

2. Строительство покрытий из горячих асфальтобетонных смесей. (§19.2)

3. Строительство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей. (стр. 172-173)

4. Строительство покрытий из литых асфальтобетонных смесей. (стр. 173)

5. Строительство покрытий при пониженных и отрицательных температурах воздуха. (§19.6.)

6. Контроль качества и приемка асфальтобетонных покрытий. (§19.7)

7. Практическое занятие № 8.

 

 

Вопрос 1. Конструкция асфальтобетонных покрытий

 

Асфальтобетонные покрытия устраивают в один, два или три слоя. Верхний слой выполняют из мелкозернистого, плотного асфальтобетона h = 3 – 6 см, нижний слой - из пористого крупнозернистого асфальтобетона h =4 – 10 см.

Краевые полосы выполняют, как правило, из того же асфальтобетона, что и покрытие, а на затяжных продольных уклонах их можно устраивать из лекальных бетонных блоков для сброса воды в пониженные места.

Основание под а/б покрытия выполняют, как правило, двухслойное:

- верхний слой, из каменных материалов обработанных битумом (черный щебень или пропитка);

- нижние слои основания устраивают из щебня, уложенного методом заклинки, из каменных материалов или грунтов, укрепленных вяжущими.

При тяжелом движении основание можно выполнить из цементобетона.

Покрытию придается поперечный уклон 15-20% для водоотвода.

 

Вопрос 2. Строительство покрытий из горячих асфальтобетонных смесей

Асфальтобетонные покрытия из горячих смесей устраивают в сухую и теплую погоду при температуре воздуха не ниже +50С весной и летом и не ниже +100 С осенью.

Последовательность процессов:

1. Разбивочные работы.

2. Очистка основания от пыли и грязи.

3. Подгрунтовка жидким битумом СГ 15/25 в объеме 0,3-0,8 л/м2.

4. Транспортирование асфальтобетонной смеси.

5. Укладка асфальтобетонной смеси.

6. Укатка покрытия.

При строительстве двухслойного покрытия операции повторяются, и если нижний слой загрязнен, то делают подгрунтовку.

Очистку основания от пыли и грязи выполняют волосяными щетками, но лучше использовать автомобили пылесосы, которые начала выпускать наша промышленность.

Край ранее уложенной полосы обрезают режущим диском или обрубают, чтобы получить вертикальную стенку. Ее и прилегающее основание на 10-20 см смазывают (распыляют) жидким битумом или битумной эмульсией.

Асфальтобетонную смесь к месту работы доставляют автомобилями самосвалами. Её осматривают и замеряют температуру в кузове автомобиля.

 

Укладку асфальтобетонной смеси ведут одним, реже двумя асфальтоукладчиками. Чтобы обеспечить хорошее сцепление смежных полос при укладке горячих смесей, укладчик должен работать участками длинной 30-100 м в зависимости от температуры воздуха.

 

На открытых участках дорог при температуре воздуха +5- +100 С длинна участка должна быть 25-30 м, а при температуре выше 250  С - 80-100 м.

Толщину укладываемого слоя регулируют путем поднятия или опускания выглаживающей плиты асфальтоукладчика.

Уложенную смесь предварительно уплотняют трамбующим брусом. Толщина уложенного слоя смеси за трамбующим брусом должна быть на 15-20% больше проектной толщины. При ручной укладке толщина слоя должна быть на 25-30% больше проектной.

В холодную погоду и в начале работы выглаживающую плиту нагревают с помощью установленной на ней форсунки.

Если ширина проезжей части больше ширины полосы, укладываемой асфальтоукладчиком (например, на вираже), то не уложенная узкая полоса заполняется смесью вручную. При большой скорости потока асфальтобетонную смесь укладывают двумя асфальтоукладчиками. Опережение одного из них по отношению к другому должно быть 10-30 м. В этом случае исключаются холостые проходы асфальтоукладчика с одной полосы на другую, и обеспечивается лучшее сопряжение продольного шва.

В отдельных случаях, при малых объемах работ, допускается укладка асфальтобетонной смеси автогрейдером или вручную. При этом укладку ведут по всей ширине проезжей части, по предварительно установленным высотным колышкам. Смесь выгружают на основание в 2-5 м впереди укладки, подносят ее совковыми лопатами и раскладывают по покрытию (смесь нельзя бросать). Разравнивают и профилируют смесь металлическими граблями и деревянными движками.

Поверхность уложенного слоя после прохода асфальтоукладчика должна быть ровной, однообразной, без разрывов и раковин. На участках дорог с продольным уклоном более 400/00  покрытие устраивают снизу вверх.

При работе автоматизированных асфальтоукладчиков в качестве базовой поверхности могут служить:

а) одна или две копирные струны в виде натянутых нитей (стальных или нейлоновых), установленных на обочине на определенном расстоянии от кромки проезжей части и определенной высоте над ней;

б) поверхность кромки ранее уложенной полосы;

в) поверхность установленного с высокой точностью бордюра;

г) луч лазера.

1) 2)

Рис. 50. Работу асфальтоукладчика в автоматическом режиме обеспечивают:

1) копиронй струной; 2) поверхностью ранее уложенной полосы.

 

Уплотняют асфальтобетонное покрытие:

1. самоходными катками с гладкими металлическими вальцами – легкими массой 6-8 т, средними и тяжелыми массой 8-18т;

2. самоходными пневмоколесными катками массой 16 и 30т;

3. виброкатками массой 4 и 8 т;

4. комбинированными катками.

Предварительно уплотняют легким катком по 2-3 прохода по одному следу, затем самоходным пневмоколесным катком по 8-10 проходов; окончательное уплотнение выполняют тяжелым катком массой 10-18 т по 2-4 прохода по одному следу.

При отсутствии самоходных пневмоколесных катков после предварительного уплотнения покрытия уплотняют тяжелыми катками с гладкими вальцами массой 15-18 т. Число проходов устанавливается пробной укаткой.

При ручной укладке асфальтобетонных смесей число проходов катков по одному следу увеличивают на 20-30%.

Уплотнение ведут от краев к середине, затем от середины к краям,перекрывая каждый след на 20-30см. При наезде на свежеуложенную полосу каток должен двигаться ведущими вальцами вперед. Каток должен трогаться с места или изменять направление плавно, без рывков. Нельзя останавливать каток на горячем не уплотненном покрытии.

Скорость движения катков при первых 5-6 проходах по одному следу 1,5-2 км, затем 3-5 км, для виброкатков – до 2-3 км в час, для пневмоколесных катков – до 5-8 км в час.

Вальцы катков ко избежание прилипания смеси к ним должны автоматически смачиваться водой или смесью воды с керосином в пропорции 1:1.

В недоступных для катков местах уплотнение выполняют металлическими трамбовками, перекрывая удар трамбовки на 1/3 ее следа.

Укатка асфальтобетонного покрытия должна быть закончена при температуре не ниже 70-800С.       

Вопрос 3. Строительство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей.

Холодные асфальтобетонные смеси можно заранее готовить на АБЗ и хранить в штабелях высотой 1,5-2 м до 3-6 месяцев, затем перевозить на любое расстояние автомобильным, железнодорожным или водным транспортом.

 Холодную асфальтобетонную смесь укладывают слоем толщиной не более 3-4 см по той же технологии, что и горячую смесь. Укладку выполняют при температуре воздуха не ниже +50 С, а осенью не ниже +150 С.

Укатку холодной смеси выполняют легкими катками за 5-10 проходов, а окончательная укатка происходит под движением транспорта в течении 3-4 недель.

Первые 3-4 недели покрытие формируют (см. пропитку).

Более эффективно уплотнение покрытий из холодных смесей комбинированными или вибрационными катками, после которых формирование можно не делать.

Вопрос 4. Строительство покрытий из литых асфальтобетонных смесей.

 

Литые асфальтобетонные смеси имеют повышенное содержание битума, минерального порошка, а так же природные асфальтены или полимерные вяжущие.

Литая смесь приготавливается при температуре 230-2500 С. Она очень подвижна и не требует укатки.

Литые смеси укладывают слоем толщиной 4-6 см. Для повышения шероховатости по поверхности покрытия распределяют черный щебень тонким ковриком и вдавливают в покрытие рифленым валиком.

Строительство покрытия выполняют специальным асфальтоукладочным комплектом, который работает на рельс-формах. Комплект состоит из:

1. асфальтоукладчика;

2. распределителя черного щебня;

Рис. 51. Строительство а/б покрытия из литой смеси комплектом машин на рельс-формах.

Транспортирование литой смеси выполняют в специальных бункерах-смесителях (10т), в которых смесь постоянно перемешивается.

После остывания покрытия снимают рельс-формы и открывают движение.

 

Вопрос 5. Строительство покрытий при пониженных температурах воздуха.

 

Разрешается устраивать нижние слои а/б покрытия из теплых смесей при температуре воздуха до –100С.

Основания под эти покрытия готовят осенью, обязательно укладывая снизу черный щебень, устраивая пропитку или разливая битум. Это необходимо для того, чтобы предотвратить попадание воды и снега в основание.

 

Основание перед устройством покрытия тщательно очищают от снега и льда  (бульдозерами, автогрейдерами, дорожными щетками) и подогревают: инфракрасными асфальторазогревателями, газотурбинными двигателями или горячим песком.

Укладку смеси выполняют только асфальтоукладчиками сразу на всю ширину (широкозахватными или одновременно двумя). Укатку выполняют только тяжелыми катками, количество которых должно быть таким, таким чтобы каждый каток укатывал свою полосу.

Вопрос 6. Контроль качества и приемка асфальтобетонных покрытий.

 

При строительстве асфальтобетонных покрытий контролируют:

1. приготовление асфальтобетонной смеси на АБЗ;

2. устройство асфальтобетонных покрытий;

3. качество готового покрытия.

На АБЗ контролируют исходные материалы, качество перемешивания, состав и прочность асфальтобетонной смеси. Для этого отбирают пробы, формуют образцы и испытывают. При строительстве покрытий контролируют ширину и толщину слоя, поперечные уклоны, ровность, качество продольных и поперечных сопряжений, качество подгрунтовки.

Построенное покрытие принимает комиссия. При этом допускаются отклонения: 

1. высотные отметки по оси + 50(10) мм;

2. ширина слоя + 10 см;

3. толщина слоя от – 5 до +10мм;

4. поперечные уклоны + 10 (5)0/00;

5. просвет под трехметровой рейкой –5 (3) мм.

Для контроля качества за готовым покрытием через 1-3 суток после их уплотнения отбирают пробы (не менее 3 на 1 км). Пробы испытывают в лаборатории и определяют физико-механические свойства и коэффициент уплотнения. Он должен быть не ниже:

0,99 – для плотного асфальтобетона, тип А и Б;

0,98 - для плотного асфальтобетона, тип В, Г, Д и пористого асфальтобетона;

0,96 – для холодного асфальтобетона.

 

Вопрос 7. Практическая работа № 8.

(См. методические указания по практическим работам.)

 

 

Тема 2.14.

 Строительство поверхностной обработки. (4 часа)

Должен знать: технологию строительства поверхностной обработки из фракционирован-ного щебня.

Вопросы:  1. Назначение и способы устройства поверхностной обработки § 18.2.

2. Строительство поверхностной обработки из фракционированного щебня § 18.2

3. Строительство слоев износа из эмульсионно - минеральных смесей и битумных шламов.

 

Вопрос 1.  Назначение и способы устройства поверхностной обработки

Поверхностную обработку выполняют на поверхности покрытия с целью:

1. предохранения покрытия от износа;

2. повышения шероховатости;

3. закрытия трещин на покрытии.

 

Поверхностную обработку выполняют двумя способами:

1. Способ поливок из фракционированного щебня.

2. Способом вдавливания фракционированного щебня в слой эмульсионно-минеральной смеси или битумного шлама.

Наиболее распространен первый способ, когда по поверхности покрытия разливается вязкий битум, который приклеивает к ней одномерный фракционированный щебень.

Поверхностную обработку различают:

- одиночная;
- двойная.

 

Для приклеивания щебня к покрытию применяют битум: БНД 60/90, 90/130, 130/200.

Расход битума: для одиночной 0,7-1,3 л/м2

                      для двойной 1,8 – 2,3 л/м2

Щебень используют сортовой фракции 5-10 мм, 10-15 мм, 15-20мм, марки не ниже 1200 в количестве: для одиночной 1,0 - 1,5 м3/100м2

                 для двойной 1,8 – 2,3 м3/100м2

Щебень может быть белый (не обработанный битумом) или черный (обработанный битумом на АБЗ или чернением на дороге).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: