Оценка эффективности затрат на инновационную деятельность

Осуществление инновационной деятельности связано с внутренними и внешними затратами.

Внутренние затраты (текущие и капитальные) распределяются по источникам финансирования:

- собственные средства организации;

- средства бюджета;

- средства внебюджетных фондов;

- средства организаций предпринимательского сектора.

 

 

 


Рисунок 14.1 – Система показателей эффективности инновационной деятельности

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки распределяются:

1) по видам работ:

- фундаментальные исследования,

- прикладные исследования,

- разработки;

2) по секторам деятельности:

- государственный,

- предпринимательский,

- сектор высшего образования,

- частный бесприбыльный сектор.

Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и у покупателей. Анализируемая организация – Отдел вневедомственной охраны, с данной точки зрения является покупателем, поэтому необходимо использовать методику оценки эффективности затрат на инновационную деятельность применяемую для организаций данного вида.

Покупатель, приобретая новшество, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением и др.

Эффективностью затрат на использование новшеств можно управлять через следующие показатели:

- затраты на освоение новшеств;

- общие затраты на производство и реализацию продукции;

- выручка от реализации продукции, произведенная с применением новшеств;

- прибыль от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;

- выручка от реализации всей продукции;

- стоимость нематериальных активов (средняя за период);

-  стоимость основных фондов (средняя за период);

- чистая прибыль;

- средняя списочная численность персонала;

- стоимость нематериальных активов.

Приведенные показатели позволяют построить систему факторов – сомножителей для проведения факторного индексного анализа: 1) затрат на единицу объема реализации; 2) прибыли от реализации продукции; 3) чистой прибыли.

Введем следующие условные обозначения:

З – затраты на производство реализованной продукции (себестоимость реализованной продукции);

N – выручка от реализации всей продукции;

Зон – затраты на освоение новшества;

Nн – выручка от реализации продукции произведенной с применением новшества;

П – прибыль от реализации продукции;

Пн – прибыль от реализации новой продукции;

На – стоимость нематериальных активов;

На/S – коэффициент соотношения нематериальных активов и основных фондов;

З/N – затраты на единицу объема реализации;

Пч – чистая прибыль.

Эффективность затрат на освоение новшеств проявляется в:

- снижении себестоимости продукции;

- изменении фондовооруженности труда;

-  росте производительности труда;

- увеличении объема реализации продукции или объема продаж;

- повышении рентабельности продаж и других производственных и финансовых показателей.

Влияние затрат на освоение инноваций на единицу объема реализации позволяет проанализировать модель:

,                                                                         (14.1)

Соотношения, находящиеся в правой части формулы соответственно характеризуют:

 Зон / Nн – затраты по освоению новшества на единицу объема реализации, произведенной с их применением;

З / Зон – коэффициент увеличения затрат за счет других затрат, включаемых в себестоимость продукции;

Nн / N – доля выручки от реализации новой продукции в общей выручке от реализации.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: