Осуществление инновационной деятельности связано с внутренними и внешними затратами.
Внутренние затраты (текущие и капитальные) распределяются по источникам финансирования:
- собственные средства организации;
- средства бюджета;
- средства внебюджетных фондов;
- средства организаций предпринимательского сектора.
Рисунок 14.1 – Система показателей эффективности инновационной деятельности
Внутренние текущие затраты на исследования и разработки распределяются:
1) по видам работ:
- фундаментальные исследования,
- прикладные исследования,
- разработки;
2) по секторам деятельности:
- государственный,
- предпринимательский,
- сектор высшего образования,
- частный бесприбыльный сектор.
Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и у покупателей. Анализируемая организация – Отдел вневедомственной охраны, с данной точки зрения является покупателем, поэтому необходимо использовать методику оценки эффективности затрат на инновационную деятельность применяемую для организаций данного вида.
Покупатель, приобретая новшество, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением и др.
Эффективностью затрат на использование новшеств можно управлять через следующие показатели:
- затраты на освоение новшеств;
- общие затраты на производство и реализацию продукции;
- выручка от реализации продукции, произведенная с применением новшеств;
- прибыль от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
- выручка от реализации всей продукции;
- стоимость нематериальных активов (средняя за период);
- стоимость основных фондов (средняя за период);
- чистая прибыль;
- средняя списочная численность персонала;
- стоимость нематериальных активов.
Приведенные показатели позволяют построить систему факторов – сомножителей для проведения факторного индексного анализа: 1) затрат на единицу объема реализации; 2) прибыли от реализации продукции; 3) чистой прибыли.
Введем следующие условные обозначения:
З – затраты на производство реализованной продукции (себестоимость реализованной продукции);
N – выручка от реализации всей продукции;
Зон – затраты на освоение новшества;
Nн – выручка от реализации продукции произведенной с применением новшества;
П – прибыль от реализации продукции;
Пн – прибыль от реализации новой продукции;
На – стоимость нематериальных активов;
На/S – коэффициент соотношения нематериальных активов и основных фондов;
З/N – затраты на единицу объема реализации;
Пч – чистая прибыль.
Эффективность затрат на освоение новшеств проявляется в:
- снижении себестоимости продукции;
- изменении фондовооруженности труда;
- росте производительности труда;
- увеличении объема реализации продукции или объема продаж;
- повышении рентабельности продаж и других производственных и финансовых показателей.
Влияние затрат на освоение инноваций на единицу объема реализации позволяет проанализировать модель:
, (14.1)
Соотношения, находящиеся в правой части формулы соответственно характеризуют:
Зон / Nн – затраты по освоению новшества на единицу объема реализации, произведенной с их применением;
З / Зон – коэффициент увеличения затрат за счет других затрат, включаемых в себестоимость продукции;
Nн / N – доля выручки от реализации новой продукции в общей выручке от реализации.