Тема 1. Зарождение и основные этапы становления Российской государственности (IX – начало XVII вв.)

1. Образование Древнерусского государства.

2. Русь и Орда. Возвышение Москвы.

3. Образование единого централизованного государства (XV –XVI вв.)

1.

Первый период включает историю Древнерусского государства и Русских земель (сер. IX - сер. XV в.).

С конца IV в. племена, населявшие Восточную Европу, вовлекаются в Великое переселение народов. В процессе расселения (IV - VIII вв.) у восточных славян происходило разложение племенного сгроя. Соседские общины объединялись в племена, а последние - в союзы племен (15), т.е. складывались новые общности, носившие территориально-политический характер. В VIII - нач. IX в. складывается общественное устройство "военная демократия", которое являлось переходной ступенью к образованию государства. В этот период формируются 2 центра русской государственности: на севере -Новгород, а на юге - Киев. (Существуют 2 основные теории образования Древнерусского государства: естественная и норманская. Подробнее рассмотрим этот вопрос на семинарском занятии). В IX в. создаются объективные предпосылки для объединения этих центров. Политически это объединение осуществили северные князья, однако центром Древнерусского государства стал более развитый в экономическом отношении Киев.

В соответствии с летописной традицией 882 г. принято считать годом образования Древнерусского государства.

Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию (IX- нач. XII в.). Для нее характерно:

1. Власть князя ограничена советом при нем.

2. Дворцово-вотчинная система управления (управление собственным хозяйством князя не было отделено от управления государством; владения крупных феодалов имеют «иммунитет»).

3. Господство в среде правящего класса отношений вассалитета.
Формирующийся феодальный государственный строй Древней Руси приспосабливал для своих целей предшествующие ему органы управления, в чем -то отличавшиеся, но во многом сходные с ним по форме и по содержанию.

В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники - посадники. В крупных городах их помощниками были тысяцкие и сотские. Они исполняли судебные, административные и полицейские функции.

Великий князь имел значительные военные силы. Они состояли из дружины самого великого князя, а также из войск вассальных князей, которые тоже имели собственные дружины.

Князья отдельных земель находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной. Но в своих вотчинах они осуществляли управленческие функции самостоятельно и великокняжеские наместники не имели права вмешиваться в их внутренние дела (сохраняли «иммунитет»).

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

 Причины:

1. Стремление укрепить княжескую власть, придав ее происхождению божественный характер.

2. Стремление создать однородное общество, соединенное единой религией.

3. Необходимость укрепления международного престижа.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ:

«Плюсы»:

1. Укрепляется княжеская власть и территориальное единство Руси.

2. Развивается культура.

3. Укрепляется институт семьи и брака.

4. Повысился авторитет Руси на международной арене, она стала равной другим христианским странам.

«Минусы»:

1. В обществе произошел раскол на сторонников и противников христианства. Он был преодолен лишь в XII в.

2. Невысокий международный престиж среди католического мира (основная часть Европы).

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

С 30-х гг. XII в. Русь вступила в полосу феодальной раздробленности. Это был закономерный этап исторического развития и не являлся регрессивным.

ПРИЧИНЫ:

1. Экономическая. Укрепление экономической роли боярства и отдельных князей.

2. Политическая. Княжеские разделы земель, бесконечные междоусобные войны, сложившийся порядок престолонаследия..»

3. Социальная. Заинтересованность в усилении местной власти всех слоев населения (бояр, князей, крестьян, ремесленников).

В ХШ-Х1У вв. складывается новая политическая структура. От Руси отходят южные и юго-западные княжества, вошедшие в состав Великого княжества Литовского, Польши и Венгрии. Оставшиеся земли северо­восточной и северо-западной Руси, с Новгородской и Псковской республиками, фуппируются вокруг Владимирского великого княжества. Официальная столица Руси переносится во Владимир. С середины XIV в. «собирателем земель Русских» стало Московское княжество. Москва становится политическим, экономическим и идеологическим центром страны.

2.

Конец XV в. многие историки определяют как переход от средневековья к Новому времени. В это время завершается образование национальных государств на территории Западной Европы. Объединение княжеств и земель здесь происходит в связи с развитием товарно-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства как основы экономики.

Складывание централизованных государств в различных странах имели свои особенности. Имелись определенные особенности и в образовании Российского государства, процесс создания которого хронологически совпадает со многими западноевропейскими странами.

Предпосылки централизации страны наметились еще в ХШ в. Объединение русских земель в единое государство продолжалось более двух столетий. Традиционно выделяют три этапа этого процесса:

1. Конец ХШ - 80-е гг. XIV в.

2. 80-е гг. XIV в. - 1462 г.

3. 1462-1533 гг.

Образование Российского государства было ускорено необходимостью борьбы с внешнеполитической опасностью. Монголо-татарское иго затормозило социально-экономическое развитие русских земель. В отличии от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило на феодальной основе. Политическая централизация значительно опережала начало процесса преодоления экономической разобщенности страны. Завершение процесса объединения русских земель приходится на время правления Ивана III (1462 -1505) и Василия III (1505 -1533).

Иван III явился фактическим создателем Московского государства. Он заложил основы российского самодержавия, не только расширив территорию страны (в рамках которой была объединена русская народность), но и укрепив ее политический строй и государственный аппарат, значительно повысив международный престиж Москвы.

Идет процесс централизации власти:

1. Принимается новый титул «государь (великий князь) Всея Руси».

2. Разрабатывается царская символика (герб, скипетр, шапка Мономаха и т.д.)

3. Появляется придворный церемониал.

4. Женитьба на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог.

Начал складываться центральный аппарат управления, функции которого усложнялись. С конца XV в. оформляется Боярская дума - высший государственный консультативный орган при государе. Она имела совещательные функции о «делах земли». Она разбирала вопросы внутренней и внешней политики, контролировала работу местного аппарата управления, являлась высшей судебной инстанцией. Ее представители управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, с XVI в. исполняли обязанности воевод в полках и наместников в городах.

С увеличением функций государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые непосредственно руководили бы различными делами (военными, иностранными, финансовыми, судебными и др.). В органах дворцового управления начали образовываться особые ведомственные «столы», управляемые дьяками (функциональные органы управления). Затем на их основе были созданы приказы - центральные органы исполнительной власти. Приказная система была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали принципы неразрывности судебной и административной власти. Во главе приказа стоял судья, которого назначал князь из числа бояр. В штат входили дьяки и подъячии из дворян.

В целях централизации и унификации судебно-административной деятельности в 1497 г. был введен новый свод законов - Судебник, установивший единые налоговые нормы, общий порядок следствия и суда и др.

При Иване Ш вводилась поместная система.

В начале XVI в. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковь провозглашала божественное происхождение власти великого государя.

Таким образом, в России установилась самодержавная власть, в которой великому князю принадлежала вся полнота политической власти. Но разветвленный государственный аппарат еще не сложился, что на деле ограничивало возможности центральной власти.

Иван IV (1533-1584 гг.) в 1547 г. венчался на царство и принял новый царский титул. При нем сохраняется Боярская дума - сословный орган русской аристократии. Она являлась законодательным органом, но ее решения вступали в силу после утверждения царем. При Иване IV ее состав был увеличен почти втрое, чтобы ослабить роль старой боярской аристократии.

В целях ограничения власти бояр Иван IV вводит Земские соборы. Эта была политика компромисса между различными слоями господствующего класса. Первый Собор собрался в 1549 г. Земский собор - сословно-представительный совещательный орган, состоящий из членов Боярской думы, высшего духовенства и представителей различных категорий служилых людей. Впоследствии в их работе принимали участие представители купечества и посада. Он собирался по мере необходимости для решения таких вопросов как введение новых налогов, ведения войны, изменения законодательства. По подсчетам специалистов состоялось более 50 Земских соборов.

Складывается приказная система. Во главе приказа стоял боярин или дьяк. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

Для проведения реформ при Иване Грозном складывается кружок придворных деятелей «Избранная рада», так называемая Ближняя дума, состоящая из особо приближенных к царю членов «большой» Боярской думы. Избранная рада не была официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет фактически являлась правительством и управляла государством от имени царя. Ею была проведена Губная реформа. По ней право суда по важнейшим уголовным преступлениям передавалось от наместников и волостелей к губным старостам, выбираемым из местных дворян. В результате реформы создаются губные избы, в состав которых входили избранные из дворян, детей боярских, посадских людей и черносошных крестьян. Во главе стоял губной староста (дворянин).Функции Губных изб: сыск разбойников и суд над ними, сбор налогов и податей, обеспечение правопорядка. В уездах создавались Земские избы - органы земского самоуправления. Во главе них стоял Земский староста. Земские избы выбирались из числа лучших посадских людей и черносошных крестьян. Им была передана власть, ликвидированных наместников и волостелей. Их функции выполняли «излюбленные головы» и их помощники - целовальники.

В 1550 г. был принят Судебник. Он был основан на судебнике 1497 г., но расширен, лучше систематизирован, в нем была учтена судебная практика. Он усилил контроль над судебной властью на местах. Наиболее важные вопросы решали царь и Боярская дума.

Таким образом, в XVI в. в России сформировалась сословно-представительная монархия. Реформы 50-х гг. способствовали укреплению Российского централизованного государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации центрального и местного управления.

В конце XVI - начале XVII в. Московское государство вступило в кризис (Смутное время). Россия оказалась на грани разрушения государственности. Однако кризис удалось преодолеть. Начало правления династии Романовых ознаменовалось восстановлением государственной и территориальной целостности страны.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: