Тема 2. Особенности развития Российского государства в XVII –XVIII вв

  1. Особенности социально-экономического развития России в XVII в.
  2. Внутренняя и внешняя политика первых Романовых.
  3. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Оформление абсолютизма.
  4. Дворцовые перевороты. Дальнейшая бюрократизация госаппарата.
  5. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

 

1.

Становление крепостного права в России

 

Причины:

1. Бегство крестьян из Центральной России на окраины, ввиду сильного феодального гнёта и тяжелых последствий Смуты, оставляло поместья опустевшими.

2. Формирование служилого сословия (дворянства) поддерживалось правительством путём укрепления его благосостояния – прикреплением крестьян к земле.

Характерные черты крепостного права:

1. Прикрепление крестьян к земле феодала без права её покидать (личная зависимость).

2. Внеэкономическая эксплуатация крестьян: крестьянин выполнял феодальные повинности (барщина и оброк).

Процесс закрепощения крестьян

 1497 – Судебник Ивана III – введение правила Юрьева дня

 1581 – Введение заповедных лет

 1597 – Указ об "урочных летах" (пятилетний срок сыска беглых).

 1607 – Установление пятнадцатилетнего срока сыска беглых.

 1649 – Соборное Уложения: отмена Юрьева дня, установление бессрочного сыска беглых.

 

2.

В XVII в. при первых Романовых, особенно при Алексее Михайловиче в политическом строе России проявляются тенденции оформления абсолютизма. Это выражалось: в прекращении деятельности Земских соборов, в эволюции приказной системы, в составе Боярской думы,в расширении участия различных слоев населения в государственном аппарате, в победе самодержавия над церковью.

Изменения организации местного управления также отражали тенденцию к централизации и падению выборного начала. Власть в уездах сосредоточилась в руках воевод, заменивших всех должностных лиц земских выборных органов. Наряду с уездами появляются крупные округа - так называемые разряды, объединявшие несколько уездов и ставшие прообразами будущих губерний.

При Федоре Алексеевиче было отменено местничество - система раздачи чинов идолжностей в зависимости от родовитости. Теперь карьера дворян и бояр зависит от ревностной службы царю и монаршей милости.

 

3.

В первой четверти XVIII в. завершается процесс оформления абсолютизма. Для его становления и развития требовалось создание более гибкого централизованного аппарата, строго контролируемого центральными органами власти. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ Петра I:

1. В конце XVII в. высшим законодательным и судебным органом при Петре оставалась Боярская дума. В 1699 г. вместо нее была создана Ближняя канцелярия из 8-ми доверенных лиц царя, затем «Консилия министров», а в 1711 г. был учрежден Правительствующий Сенат в составе 9 сенаторов - верховный орган управления страны. Он отличался от Боярской думы составом и функциями. Это был высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и иностранным делам, выполнял административно-управленческие и иногда законодательные функции. Его члены назначались царем, они обсуждали и принимали решения коллегиально.

2. Петр, видя беззакония в государственном аппарате, большое внимание уделял контролю:

а)       Создается прокурорский надзор. При Сенате с 1722 г. вводится
должность Генерал-прокурора. В коллегиях - обер-прокуроры, а на местах -
губернские прокуроры, т.е. система органов, обеспечивающая надзор за
исполнением законов всех органов власти (гласный надзор).

б)       С 1711 г. создается фискальная система. При Сенате - Генерал-
фискал, при коллегиях - обер-фискал, а на местах - провинциальные и
городовые фискалы (тайный надзор).

3. При Федоре Алексеевиче началась, а при Петре I завершилась реорганизация приказной системы (1717 -1721 гг.). В результате проведения ряда реформ были созданы новые органы исполнительной власти - коллегии. Они отличались от приказов структурой и функциями. Для коллегий характерно четкое разграничение сфер управления, высокая степень централизации и спещ4ализации     деятельности            чиновников               Коллегии руководствовались в своей деятельности Генеральным регламентом, определявшим процессуальную сторону бюрократической работы.

4. Реформы местного управления. Началась перестройка органов власти и управления на местах.

а) Страна была разделена на 8 губерний. Во главе каждой стоял назначаемый царем губернатор. Его функции: административная, полицейская, судебная, финансовая. Он подчинялся только коллегиям, Сенату и царю и опирался на вспомогательный орган - губернскую канцелярию. Губернии делились на 50 провинций во главе с воеводами, при которых образовывалась земская канцелярия. Провинции делились на уезды во главе с земским комиссаром, избираемым из дворян. Таким образом, оформилось трехуровневое административно-территориальное деление страны.

б) Изменилось управление в городах. В 1699 г. проводится городская реформа. По ней создаются органы городского самоуправления: Ратуши в Москве и земские избы в других городах. Их функции: сбор таможенных пошлин и кабацких доходов. Члены магистратов избирались пожизненно из наиболее состоятельных граждан и им могло быть пожаловано дворянство. В 1720 г. создан Главный магистрат, ведавший делами городовых магистратов. Кроме того, на самих посадах существовали посадские сходы. Они выбирали посадского и прочих старост, членов магистратов и должностных лиц для казенных служб.

5. С 1700 г. вместо патриарха введена должность Местоблюстителя патриаршего престола, который имел только функции духовного пастыря. Имущество церкви поступило в монастырский приказ, а доходы в царскую казну. В 1721 г. ликвидировано патриаршество и учреждена Духовная коллегия - Святейший правительственный Синод.

6. Оформление русского абсолютизма завершилось появлением у монарха нового титула: с 1721 г. он стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю.

Реформы Петра привели к появлению бюрократии. Итог формирования бюрократической системы подвела Табель о рангах.

Петр I создал                       военно-феодальную бюрократическую

абсолютистскую империю, которая просуществовала два столетия.

После смерти Петра I начинается эпоха «дворцовых переворотов». Период от петровских преобразований до начала новой крупной модернизации страны при Екатерине II - это время развития дворянской империи, когда правительство стремилось помочь дворянству приспособить свое хозяйство к развивающимся товарно-денежным отношениям.

 

4.

Дворцовые перевороты ХVIII в.

Предпосылки

1. Ослабление правящей династии в период петровских реформ

- следствие по делу царевича Алексея

- изменение традиционной системы престолонаследия

- установление династических связей с германскими государствами

2. Строительство новой столицы, обособленной от основной части страны.

3. Создание гвардейских полков на основе дворянства, ставшей главным участником дворцовых переворотов.

5.

Екатерина II проводила политику просвещенного абсолютизма».

Реформы:

1. В 1763 г. по проекту Н.И. Панина Сенат был разделен на 6 департаментов, для каждого из которых были определены полномочия и компетенция. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая переходила к императрице.

2. В 1764 г. проведена секуляризация церковных имуществ. Монастырские земли вместе с крестьянами были переданы казне, а сами монастыри переведены на штаты, которые фиксировались государством. Духовенство потеряло имущественную самостоятельность, оказалось на содержании государства. Так был завершен начатый Петром I процесс превращения духовенства в особый отряд чиновничества.

3. В 1773 г. был введен принцип веротерпимости.

4. 1767-1768 гг. - работа Уложенной комиссии для составления нового свода законов.

5. Реформы местного управления:

1764 г. - ликвидация гетманства на Левобережной Украине (была ликвидирована ее автономия).

1775 - губернская реформа («Учреждение для управления губерний Всероссийской империи»). Она определила деятельность местных органов государственного управления и суда. Вся страна делилась на 50 губерний во главе с губернатором, подчинявшимся императрице. Он возглавлял губернское правление, которому был подчинен губернский прокурор. В губернское правление входили Казенная палата во главе с вице-губернатором (финансы, промышленность), Приказ общественного призрения (школы, больницы). 2-3 губернии составляли наместничество, которым руководил наместник или генерал-губернатор. Губернии делились на уезды. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым из дворян. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему. Таким образом, дворянство укрепило свои позиции в местном управлении.

Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных должны были принимать участие в местном управлении, и каждое сословие получило свой суд.

• 1775 - на Дону вводится Войсковое гражданское правительство типа губернской администрации и общероссийское законодательство.

• 1776 - Волжское казачье войско переселено на Терек и лишено всех земель и вольностей. Оно теперь должно было подчиняться Военной коллегии.

• 1791 - ликвидация Запорожской Сечи: часть переселилась на Кубань, а часть ушла в Турцию на Дунай.

• 1781 - упразднена автономия Малороссии. Ее территориально-административное деление и войско были реорганизованы по общероссийскому образцу.

Таким образом, была создана разветвленная сеть губернских и уездных органов власти, которая позволила усилить надзор за населением. Осуществление этого надзора передавалось в руки дворян. Определенные выгоды от реформы извлекло и городское население, особенно верхушка купечества. Процесс оформления привилегий дворян и купцов завершают две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Последняя вводило городское самоуправление. Городское общество получило право юридического лица, оно могло заводить собственность, иметь доходы с имущества, получать с городского населения специальные сборы.

Городское собрание избирало городского голову и городскую думу, в которой были представлены все слои населения. Они ведали вопросами городского благоустройства, развития торговли, промыслов и т.д. Но эти органы находились под жестким надзорам со стороны губернатора и полиции (параллельно городом управлял городничий, назначаемый правительством). Жалованная грамота городам продолжила попытку создания третьего сословия. При Екатерине II начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий. Но реформы остались незавершенными из-за крепостного права.

В начале XIX в. Александр I предпринял частичную реорганизацию системы управления. Вместо коллегий были созданы министерства и образован Комитет министров. Особенно широкие полномочия: от сбора налогов до проведения рекрутских наборов - в новой структуре управления приобрело министерство внутренних дел. К разработке реформ был привлечен М.М. Сперанский, сторонник конституционной монархии и разделения властей. Он разработал «Введение к Уложению государственных законов», в котором предложил создать выборный высший законодательный орган -Государственную думу. Сенат оставался высшим судебным органом. Создавался назначаемый императором Государственный совет, который утверждал принятые Государственной думой законы. В 1810 г. был создан Государственный совет, но на этом реформы фактически прекратились из-за сопротивления дворянства.

Таким образом, становление и развитие российской государственности прошло сложный и противоречивый путь.

 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: