Тема 3. Россия и мир в XIX веке

1. Основные тенденции мирового исторического процесса в XIX веке.

2. Россия в первой половине XIX в.

3. Россия в период буржуазной модернизации (60-90 – е годы XIX в.)

4. Общественно-политические течения в России во второй половине XIX в.

1.

В XIX веке мир развивался под влиянием промышленной революции, которая коренным образом преобразовала производительные силы общества и обеспечила ускорение его социально-экономического прогресса. Европа, совершившая эту революцию первой, заняла господствующее положение в мире, подчинив себе все континенты.

Промышленная революция на Западе породила и свою идеологию. Это были различные теории политического и экономического либерализма, в основе которых лежало равенство всех людей перед законом; абсолютная ценность человеческой личности; собственность и свобода действий в рамках закона; защищенность частной жизни от вмешательства государства и т.д. Экономическое учение либерализма основывалось на идеологии свободной конкуренции и накопительства.

Промышленная революция в европейских странах совершалась в разное время. Она предусматривала переход от экономической системы, основанной на аграрном производстве и отчасти торговле, к экономике индустриального типа, для которой характерно преобладание городской промышленности (вытеснение ручного труда машинным, достижение более высокого уровня разделения труда, фабричное производство вместо мануфактурного).

Фабричная система принесла с собой интенсификацию труда, увеличение рабочего дня, снижение заработной платы из-за широкого вовлечения в производство женщин и детей, полное бесправие рабочих.

В XIX в. появляются пароход и железная дорога, автомобиль и самолет, радио и телефон, телеграф, а научные открытия последней трети века привели к созданию новых отраслей промышленности - электротехники, химической промышленности, машиностроения, нефтедобычи и нефтепереработки. Таким образом, технический прогресс, опирающийся на научные открытия, впервые стал непосредственным фактором экономического развития. В то же время, все более четко проявлялись внутренние противоречия капиталистического способа производства. Частичные кризисы перепроизводства в отдельных отраслях сменялись циклическими, охватывающими всю промышленность, торговлю и финансовую сферу. Первый такой кризис разразился в Англии в 1825 г., открыв историю регулярно повторяющихся кризисов.

Процесс политической модернизации в Европе в XIX в. шел сложно, зависел он от многих факторов и имел в разных странах различные результаты. В таких государствах, как Англия, США, отчасти Франция, Бельгия и Швеция в XIX в. утвердились элементы гражданского общества и представительной демократии, хотя политическая модернизация решающих побед еще но одержала. А в таких странах, как Германия, Австро-Венгрия, Россия, она только начиналась. Исходя из хронологии, интенсивности и результативности индустриализации, их делят на три эшелона развития капитализма. К первому эшелону относят западные страны, ко второму - страны среднего развития (к ним, в частности, относят Россию), к третьему - страны так называемого третьего мира.

С началом девятнадцатого столетия Россия вступила в новый этап своего развития. Впервые перед верховной властью и обществом реально встали вопросы о модернизации страны, так как углублявшееся отставание от индустриальных государств все более усложняло решение многих международных проблем.

Главным направлением внешней политики России в первые 15 лет XIX в. - было решение западноевропейских проблем, в основе которых лежала борьба с наполеоновской агрессией. В начале XIX в. русское правительство стремилось к решению международных конфликтов дипломатическими средствами, выступало за “умиротворение Европы”. Растущая агрессия Наполеона в Европе и на Востоке, его отказ от любых компромиссов побудили Александра I к военным действиям в составе антинаполеоновских коалиций. Внутренние противоречия между Австрией и Пруссией, Пруссией, Англией и Россией ослабляли усилия держав, боровшихся с наполеоновской Францией. Наполеон сумел разгромить противостоящие ему коалиции и заставить Россию в 1807 г. заключить Тильзитское соглашение, крайне не выгодное для последней. Стране нужна была передышка для подготовки к новым решающим столкновениям с Наполеоном. Передышка была успешно использована, в частности, для уточнения северо-западных рубежей страны. Результатом явилось ослабление Швеции (в итоге Русско-шведской войны 1808 —1809 гг.), потеря ею Финляндии, которая оказалась присоединенной к России. В 1812 г., когда Россия вступила в смертельную схватку с наполеоновской империей, Швеция, учтя недавний опыт, не решилась поддержать Наполеона, предпочтя заключить союз с Александром I.

Отечественная война 1812 г. оказала заметное влияние на историю России и всей Европы, на общий ход мирового исторического процесса. Наблюдается рост международного влияния России. Ее народ не только отстоял свою независимость, но и помог другим странам Европы сбросить иго наполеоновской Франции.

Во внешней политике России в первой половине XIX в. важное место занимал и так называемый восточный вопрос — речь шла о преобладающем влиянии на Ближнем Востоке, а также о судьбах балканских народов, входивших в состав Османской империи. В результате войн России с Турцией и Ираном она получила существенные территориальные приобретения и добилась ряда серьезных уступок в пользу христианских народов Балканского полуострова. Так, по Бухарестскому договору 1812 г. Турция должна была уступить России Бессарабию и согласиться на создание автономного Сербского княжества. После разгрома турецкой армии в ходе войны 1828— 1829 гг. Россия получила на Кавказе восточное побережье Черного моря с турецкими крепостями Анапа и Поти. Адрианопольский мир 1829 г. гарантировал широкую автономию княжествам Молдавии, Валахии и Греции. В 1830 г. Греция была признана независимым королевством.

В 1801 г., спасаясь от натиска Ирана, просила русского императора о принятии в подданство Грузия. Александр I согласился удовлетворить эту просьбу, результатом чего явилась Русско-иранская война 1804—1813 гг. Иран сам претендовал на земли Кавказа и Закавказья. Но и эта война, и последующая (1826 —1828 гг.) не принесла ему желаемых результатов. К России была присоединена не только Грузия, но и часть территории Азербайджана и Армении.

На всем протяжении рассматриваемого периода для России важную роль играл вопрос о международно-правовом режиме черноморских проливов. До 40-х гг. XIX в. этот режим определялся, в основном, двусторонним соглашением России и Турции. Наибольшего влияния на Россию Турция достигла в 30-е гг. XIX в. во время действия Ункияр – И скелесского договора, обеспечивающего закрытие Портой входа в Черное море для военных флотов западных держав. Лондонскими конвенциями 1840 —1841 гг. влияние России в Турции было серьезно ослаблено. Впервые был заключен многосторонний договор великих держав и Турции о режиме проливов.

 Наряду с магистральными направлениями внешней политики России в Западной Европе и на Ближнем Востоке немалое значение имели отношения с соседними странами на всей огромной протяженности азиатской границы империи, а также с США. Активизировалась политика России в Средней Азии, усиливался ее интерес к Дальнему Востоку. Для достижения своих целей на Дальнем Востоке российское правительство стремилось использовать первую в России акционерную Российско-Американскую компанию, проводившую активную деятельность по освоению Северо - Западной Америки.

Окончание Крымской войны (1853 - 1856 гг.) привело к коренному изменению ситуации в Европе. Сложившийся Англо-австро-французский блок - так называемая Крымская система - был направлен на сохранение политической изоляции России и ее военной слабости, обеспеченной решением Парижского конгресса. России запрещалось иметь крепости и флот на Черном море. Таким образом, Россия лишалась возможности оказывать эффективную поддержку народам Балкан. Поэтому главной задачей российской внешней политики стала борьба за отмену ограниченных статей Парижского мира и усиление международного авторитета России.

Для выполнения этой задачи Россия нашла себе союзника в Европе - Пруссию. Использовав разгром Франции во Франко-прусской войне, Россия объявила в 1870 г. об отмене нейтрализации Черного моря. В 1871 г. это решение было утверждено международной Лондонской конференцией.

В 1873 г. был заключен договор России, Австро-Венгрии и Германии - "Союз трех императоров". В то же время, стремясь сохранить равновесие в Европе, Россия не давала Германии окончательно разгромить Францию.

В 1875 г. вспыхнуло восстание в Боснии и Герцеговине, в 1876 г. - в Болгарии. Турецкая армия жестоко подавляла сопротивление славян. Русское правительство потребовало от султана прекратить истребление славянских народов. Однако Турция отвергла все предложения о мирном урегулировании. В апреле 1877 г. Россия объявила войну Турции. Русская армия, форсировав Дунай, вступила в северную Болгарию и осадила турецкую крепость Плевну. Небольшой отряд генерала И.В. Гурко удерживал горный перевал Шипку. В декабре 1877 г. пала Плевна, русские войска вступили в Южную Болгарию и начали наступать на турецкую столицу - Константинополь. 19 февраля 1878 г. в Сан-Стефано был подписан мирный договор. Сербия, Черногория и Румыния получили независимость, Болгария, Босния и Герцеговина - автономию, Россия вернула Южную Бесарабию и приобрела ряд крепостей в Закавказье.

На Берлинском конгрессе (1878 г.) договор был пересмотрен. По решению конгресса Северная Болгария провозглашалась вассально зависимым от Турции княжеством, а Южная - автономной провинцией. Россия возвращала Турции крепость Баязет. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину.

Во второй половине XIX в. Россия ведет активную колониальную политику в Средней Азии и на Кавказе. В 1864 г. была покорена западная часть Северного Кавказа - Кавказская война закончилась.

По Айгунскому (1858 г.) и Пекинскому (1860 г.) договорам с Китаем Россия приобрела Уссурийский край. Согласно договору с Японией (1875 г.) к России отошел остров Сахалин, а Япония получила Курильские острова. В 1867 г. США была продана Аляска.

В 1864 г. началось военное проникновение России в Среднюю Азию. В 1865 г. вассальную зависимость от России признал Туркменистан, в 1868 г. - Кокандское ханство и Бухарский эмират.

После Берлинского конгресса международное положение России вновь ухудшилось. В мире складывался новый баланс политических и военных сил. К началу 80-х гг. в Европе наметилось резкое усиление Германии. Упрочились позиции Австро-Венгрии на Балканах, Англия активизировала колониальные захваты.

К концу 80-х гг. противоречия России с Австро-Венгрией и Германией стали более значительными, чем противоречия с Англией. В решении международных вопросов российское правительство стало искать партнеров. Важной предпосылкой такого шага явились серьезные изменения во всей европейской ситуации, вызванные заключением в 1882 г. Тройственного союза между Германией, Австро-Венгрией и Италией. В начале 90-х гг. наметились признаки сближения участников Тройственного союза с Англией. В этих условиях началось сближение России с Францией.

Русско-французское сближение имело не только политическую, но и экономическую основу. С 1887 г. Россия стала регулярно получать французские займы.

Летом 1891 г. в Кронштадт прибыла французская военная эскадра. 27 августа 1891 г. в обстановке секретности был заключен русско-французский союз. Спустя год в связи с новым увеличением германской армии между Россией и Францией была подписана военная конвенция. Окончательное оформление русско-французского союза состоялось не сразу. Лишь в январе 1894 г. договор был ратифицирован Александром III и приобрел обязательный характер.

Союз с Францией выдвинул необходимость переориентации внешней политики России в других регионах. Правительство было вынуждено отказаться от активных действий на Балканах. Это связывалось с новыми обязательствами России перед Францией.

Таким образом, внешняя политика России в XIX в. носила сложный неоднозначный характер. На ее спад или активность, несомненно, влияла меняющаяся обстановка как в самой России, так и в международных отношениях.

 

2.

После убийства Павла I, в результате дворцового переворота императором России стал его сын Александр I.

Вступив на престол, Александр был намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма отца, обещал проводить политику “по законам и сердцу” своей бабки Екатерины Великой.

Александр восстановил отменённые Павлом “Жалованные грамоты” дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешён свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Эти меры создали Александру славу либерала.

Он много сделал для обучения своих подданных: во всех уездных городах учредил уездные училища, а в губернских - гимназии. Основал университеты в Казани, Харькове и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге были устроены высшие учебные заведения под названием педагогических институтов.

В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия.

В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров.

Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые, во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения.

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов.
Сенат объявлялся верховным местом империи и наделялся большими правами.

В 1809 г. по поручению Александра М. М. Сперанский составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой – всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров.

Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.

Реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя “Уставной грамоты Российской империи” (1819-1820), первой Конституции за всю многовековую историю России. В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

Начало царствования Николая I было отмечено восстанием декабристов в 1825 г. В дальнейшем восстание оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса императора Николая I.

Предметом особых забот Николая I были печать и образование. Именно здесь, по его мнению, укоренилась «революционная зараза». В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название «чугунного устава».

Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым теория официальной народности, базировавшейся на трех принципах: православие, самодержавие и народность. В духе этой теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков русской национальной традиции, строилось преподавание в учебных заведениях.

Для обеспечения законности известное значение должна была иметь кодификация законов, завершенная к 1833 г. Результатом этой обширной работы по систематизации законов, появившихся после Соборного уложения 1649 г., стало издание «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов Российской империи».

В последующие годы своего царствования Николай I неоднократно возвращался к мысли о необходимости урегулирования вопроса о крепостном праве. Различные варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8 секретных комитетах, которые буквально один за другим создавались императором. Ни на какие меры, сколько-нибудь существенно менявшие положение крепостных, Николай I не пошел. Неутешительные результаты дала и проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа управления государственными крестьянами. Призванная улучшить их положение и реализовавшаяся одним из наиболее просвещенных и способных сановников николаевского царствования П.Д.Киселевым, эта реформа обернулась для казенной деревни усилением административной опеки со стороны чиновничества, ростом произвола начальства. В конечном счете, на реформу П.Д.Киселева крестьянство ответило вспышкой серьезных волнений.

В своей экономической политике Николай I в известной степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии, потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла свое отражение в покровительственных таможенных тарифах, организации промышленных выставок, железнодорожном строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии отечественной торговли и промышленности.

Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела Крымская война 1853-1856 гг., показавшая, что при сохранении существующих порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Европы.

 

3.

К середине XIX века стало заметно отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

На внутреннюю политику оказывали влияние многие факторы: укрепление капиталистического уклада, появление новых классов и социальных слоев, мощный подъем общественного движения. Во внутренней политике России второй половины XIX века выделяются три этапа. Первый – подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй – проведение буржуазных реформ 60-70-х годов. Третий – изменение в 80-90-х годах правительственного курса, усиление в нем консервативных тенденций.

Событием, которое ускорило ликвидацию феодального строя, была Крымская война 1853-1856 гг., закончившаяся поражением царского правительства. Рекрутские наборы, повышенные налоги и повинности, расстройство торговли и промышленности обострили нужду и бедствия угнетенных масс выше обычного уровня. Военные поражения привели к недовольству буржуазии и дворянства. В этой обстановке правительство сочло необходимым приступить к подготовке реформы по отмене крепостного права. Уже вскоре после заключения Парижского мирного договора, завершившего Крымскую войну, новый царь Александр II (сменивший на престоле умершего в феврале 1855 года Николая I), выступая с речью в Москве перед предводителями дворянских обществ, сказал, имея в виду отмену крепостного права, что лучше, чтобы это произошло сверху, нежели снизу.

Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 году. Сначала с этой целью был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, а затем Главный комитет по крестьянским делам. Одновременно были созданы Редакционные комиссии и губернские комитеты. Все эти учреждения состояли исключительно из дворян. В них не были допущены даже представители буржуазии, не говоря уже о крестьянах.

19 февраля 1861 г. манифест "Общее положение о крестьян вышедших из крепостной зависимости" и другие акты о крестьянской реформе (всего 17 актов) были подписаны царем.

С этого времени прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина: продавать, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услужение и в работы, произвольно по своему усмотрению наказывать. Крестьяне получили личные и имущественные права, в том числе на самостоятельное, без разрешения помещика, вступление в брак; заключение договоров и обязательств с частными лицами и казной; свободное занятие торговлей и промышленностью; ведение своих судебных дел; участие в работе органов общественного самоуправления; поступление на службу, на учебу; приобретение движимой и недвижимой собственности; наследование имущества и т. д.

Закон установил 2-летний срок для составления уставных грамот, в которых определялись взаимоотношения помещиков и крестьян. В течение этих 2 лет крестьяне обязаны были отбывать прочие повинности (барщину, оброк) в пользу помещиков, за которыми сохранялось право вотчинной полиции и попечительства.

Крестьяне при освобождении наделялись землей - приусадебным участком и полевым наделом (за исключением дворовых, т. е. состоявших в штате дворовых слуг помещика), причем наделялись в обязательном порядке и даже не могли от той земли отказаться или передать в течение 9 лет после закона о реформе.

После введения крестьянской реформы правительство убедилось, что и реформ государственного управления не избежать, и начало их подготовку.

Одной из наиболее крупных реформ явилось учреждение местного самоуправления.

Земская реформа

1 января 1864 г. император Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В соответствии с этим положением в каждой губернии и в каждом уезде избирались губернские и уездные земские собрания. Эти собрания в свою очередь избирали исполнительно-распорядительные органы - уездные и губернские земские управы. Земские собрания и управы избирались сроком на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы – министром внутренних дел

Городская реформа

По образцу земских учреждений в 1870 г. были созданы сословные органы городского самоуправления. В соответствии с "Городовым положением" 16 июня 1870 г. в городах избирались сроком на 4 года городские Думы, которые в свою очередь создавали городские управы во главе с городским головой.

В компетенцию городской Думы входили вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок, установления правил о заведовании городским имуществом, о приобретении городской недвижимости, о займах.

Надзор за деятельностью городских дум и управ осуществляло губернское по городским делам присутствие, состоявшее из чиновников, под председательством губернатора.

Создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов.

Судебная реформа 1864 г.

Подготовка судебной реформы началась еще в 1861 г. 20 ноября 1864 г. после рассмотрения в Государственном совете царь утвердил судебные уставы.

Сам порядок судопроизводства был перестроен на основе следующих принципов равенства всех перед законом и судом, отделения суда от администрации и осуществления правосудия только судом, создания всесословного суда, состязательности, несменяемости судей и следователей, гласности, устности, непосредственности, права обвиняемого на защиту, прокурорского надзора, выборности (мировых судей и присяжных заседателей).

Высшей судебной инстанцией стал Сенат, в котором были созданы кассационные департаменты.

Военная реформа 1874 г.

Сущность военной реформы заключалась, прежде всего, в изменении системы комплектования армии и флота. Вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена всеобщая бессословная воинская повинность. Сроки действительной службы были установлены следующие: в армии 6 лет и 9 лет в запасе; во флоте - 7 лет и 3 года в запасе.

Важной задачей реформы явилось укрепление и обновление офицерских кадров, создание резерва офицеров на случай войны. Была создана широкая сеть военных училищ. В мирное время в офицеры, как правило, производились лица, окончившие военные училища и сдавшие соответствующие государственные экзамены. Для подготовки офицерского резерва на случай войны был учрежден институт "вольноопределяющихся". Лица с высшим образованием призывались на действительную службу на 6 месяцев, а со средним - на 1,5 года, затем держали экзамен на офицерский чин и увольнялись в запас младшими офицерами.

Реформа открыла дорогу в офицерский корпус разночинной интеллигенции, но только на должности младших офицеров. Генералы и старшие офицеры по-прежнему были в основном родовитыми дворянами.

Территория страны была разделена на 15 военных округов, во главе которых были поставлены командующие войсками военных округов. Таким образом, была создана стройная, единообразная система военного управления.

Помимо вышеуказанных реформ были проведены реформа полиции и тюремной системы (1862-1880 гг.), финансовая реформа (1862-1868 гг.), реформы системы просвещения и цензуры (1863 г.).

1 марта 1881 г. Александр II был убит террористами-народовольцами. Новое правительство Александра III из которого были удалены либерально настроенные министры, взяло курс на укрепление самодержавия, усиление роли дворянства и укрепление репрессивного аппарата.

В 1881 году было принято «Положения о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия» (1881 г.)., возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка.

В дополнение к нему в 1892 г. принимается закон о военном положении, регламентировавший полномочия военных властей в прифронтовой полосе в условиях войны. Этот закон предусматривал возможности объявления военного положения и в мирное время в случае массовых беспорядков. Следующим шагом явилось учреждение в 1889 г. института земских участковых начальников, разрушивший раздельность судебной и административной властей. Каждый уезд делился на участки, в которые назначались участковые земские начальники из местных потомственных дворян, имевшие в данном уезде земельные владения н высшее или среднее образование. Земский начальник сосредоточивал в своих руках жесткий контроль за крестьянскими общинами, административную и судебную власть. Мировые судьи были упразднены в уездах, где были назначены земские начальники.

В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».

В 1882 г. были введены новые "Временные правила о печати", фактически восстанавливавшие предварительную цензуру для периодической печати.

Историческое значение опыта реформ состоит в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных потрясений и социальных катаклизмов.

Реформы не были доведены до своего логического завершения. Они не увенчались конституционной реформой. Зарождение парламентаризма не состоялось.

 

4.

Подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один - вокруг редакции "Колокола", издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию "общинного социализма" и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала "Современник". Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский.

На основе идей Н.Г. Чернышевского образовалось несколько тайных организаций, в том числе кружок "Земля и воля". Это была первая крупная революционно-демократическая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет.

Первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863 г.), усиление полицейского режима - все это привело к их самороспуску или разгрому.

На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически, настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. М.А. Бакуниным, ПЛ. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин.

ПЛ. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. "Разбудить" крестьян должны были "критически мыслящие личности" -передовая часть интеллигенции.

П.Н. Ткачев, так же как и ПЛ. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ "коммунистом по инстинкту", которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое "хождение в народ", надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны.

В 1876 г. уцелевшие участники "хождения в народ" образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название "Земля и воля". Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение "мирского самоуправления" в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

Было предпринято второе "хождение в народ" - для длительной агитации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии "Земли и воли" в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация.
В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. Среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу.

 В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию "Черный передел" (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам "Земли и воли" и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

 В том же году другая часть землевольцев создала организацию "Народная воля" (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет - центр и главный штаб организации.

Народовольцы считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик - рабочим.

Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе С.Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

В 80-90-е годы XIX в. в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства.

Бывшие активные участники "Черного передела" Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа "Освобождение труда". Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда социализма; борьба с самодержавием; опора на рабочий класс; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат.

В самой России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих.

Деятельность группы "Освобождение труда" за рубежом, марксистах кружков в России подготавливали почву для возникновения российской социал-демократической партии.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: