Интервью мэтра археопедагогики М. В. Богуславского

Корреспондент "Евразии" С. Петров. Мэтр, в научном сообществе про­шла волна дискуссий по поводу ваших идей о резервах науки. Несколько слов об этом для наших пользователей. В чем суть ваших идей?

Богуславский Михаил Викторович. А суть в том, что науку всегда двигали не профессионалы, а дилетанты Дилетанты не знают, что правильно, что неправильно, и выдвигают идеи без оглядки на нормы. Профессионалы, научные работники, важны. Но их функция — не развитие познания, а поддержка, закрепление достигнутого уровня понимания. По-крайней мере, для педагогической науки это так. Кто развивал педагогическую науку — философ Дьюи, врач Корчак, бомж Руссо, писатель Толстой, психотерапевт Роджерс, культуролог Гусаковский и даже мой любимый Вентцель — не совсем педагог.

С. П. Мэтр, я вижу у вас на дисплее информационную карту по Стругацким. Это имеет отношение к роли дилетантства в науке?

М. В. Да. И Стругацкие на дисплее не случайно. Они великие дилетанты. 50—60 лет назад Аркадий Натанович и Борис Натанович уже утверждали, что развитие общества — его педагогизация. Да, да, именно та идея, вокруг которой схлестнулись в последний год персоноцентристы и социоцентристы

И известная, любимая цитатчиками фраза из "Хищных вещей. ". "Где-то создают новую педагогику" — это о педагогике детскоцентричного социума. Вспомним — в Совете Земли больше всего учителей и врачей ("Полдень XXII века"), драма и порыв педагогических лицеев ("Отягощенные злом "), "тайна личности" ("Жук в муравейнике") — "не совершать необратимых поступков" (тот же "Жук..."), сворачивание операции "Ковчег", ради благополучия Малыша ("Малыш"). И потрясающая безопасность мира людей для мира детей — все эти побеги ранним утром из интернатов...

С. П. Из интерната!

М. В. Да! Из интерната. Я вас понимаю. Мы привыкли к безусловной приоритетности семейного очага, а закрытые воспитательные учреждения воспринимаем как вынужденные, как следствие несовершенства общества И интернатоцентризм Стругацких (помните — "Полдень.. ", "Трудно быть богом", "Гадкие лебеди", "Радуга") выглядит как-то старо и даже дико.

Но вглядимся, вглядимся. Ведь это странные учреждения — интернаты Стругацких. У каждого ребенка свой учитель и свой врач. Можно убежать на весь день, вернуться, и никаких отрицательных последствий. Юный Тойво Глумов то ли в интернате, то ли дома — и понять нельзя ("Жук в муравейнике")

Может быть, там, за пределами нашего XXI века, понята диалектика открытости (мира) и закрытости (острова).

С. П. Вы сказали учитель и врач.

М. В. Да, да! И еще наставник. И все это не совсем по-нашему. Врач не лечит, а оберегает здоровье. Учитель не преподает, а общается, прямо-таки психолог, а то и психотерапевт, наставник не учит, а открывает мир профессии и жизненных смыслов.

С. П. Но получается человек в тисках другого человека..

М. В. Вы, молодой человек, не читали А. Б. С. Не сердитесь, не сердитесь — ну не перечитывали. Вспомните — главная обязанность учителя XXII века — понимать и создавать доверие. Обратимся снова к "Жуку".

"Я думал о нем в десять раз больше, чем о другом ученике", — говорит учитель Льва Абалкина. Там же: "... Десять лет попыток установить контакт".

И эти вечные страдания и проблемы: право влиять и границы влияния; что ведет человека — разум или совесть, идти от себя или от идеала, где грань свободы и оберегания - неразрешимые дилеммы педагогического мира. Остается повторять за великим учителем из "…сорок лет спустя", Георгием Александровичем Носовым: "Какой я вам терапевт, самый обыкновенный пациент".

С. П. Вы вместе с А. Б. С. меня убедили — это про нас, про наш век. Но мы всё время говорим об этике. Педагогика же — технология!

М. В. Да, да! И может быть, самое поразительное — Стругацкие одержимы технологией. Колдун в "Обитаемом острове" отвечает на вопросы вопросами, и не на все. Макс, там же, равен с Гаем в обращении - не опекает, но заботится в действии. Учитель Тенин включается в игровое общение с "экипажем" Комова. Сергей Павлович Федосеев присоединяется к отвергаемому Леве Абалкину, спасая с ним червяков. Малышу дается право выходить на общение со Стасем, когда он, Малыш, хочет, за Стасем же — обязанность включаться в этот контакт

С. П. Но все это почти аксиомы.

М. В. Да, аксиомы для профессионала! Задача сделать их аксиомами для общества. Надо закрыть, завершить педагогику. Необходимо открыть социопедагогику Главный вопрос полдня XXI века — не как воспитать людей, а как сделать мир чувствительным к личности и ее развитию.

И давайте, молодой человек, поставим здесь многоточие Я, знаете ли, в это время чай пью.

С. П. Спасибо, мэтр.

 

 

Воспитанник

Посмотрим теперь более пристально на человека как объект воздействия. Что в человеке может быть предметом влияния других людей? Очень многое. Врач, тренер воздействуют на тело, на организм. Политический деятель — на социальное поведение человека. Управленец — на его деловые (организационные) качества и проявления. Педагог, психолог, психотерапевт — на психические процессы, состояние, свойства и опять таки поведение человека.

Человек поддается и не поддается этим воздействиям. Он изменчив, но и устойчив. Воздействие, влияние скользят по поверхности, изменяя внешний «рисунок» человека, или проникают вглубь, меняя свойства, качества психического материала.

Но что же поддается целенаправленному изменению в школьнике?

- Известное воспитателю!

Целенаправленно влиять педагог может только на то, что в какой-то мере ему известно.

Механизмы непосредственного, в общении, познания воспитателем школьника: эмпатия, идентификация, рефлексия. Здесь эмпатия понимается как постижение состояния человека не через размышление, а через вчувствование в партнёра по взаимодействию. Идентификация — понимание другого через, в той или иной мере, осознанную постановку себя на его место, в предполагаемый мир его мыслей, отношений, реакций. Рефлексия — процесс, включающий в познание как в понимание всю цепочку: воспитатель — его взаимодействие со школьником — воспитанник. В центре рефлексии осознание того, как, что школьник воспринимает и понимает в воспитателе и в отношениях с ним. Это осознание включает и некие версии о настрое и особенностях воспитанника, предрасполагающие его к определенному пониманию педагога, а также определенным реакциям на действия воспитателя.

- Поддающееся изменению!

Не все, что педагог знает о школьнике, можно изменить. Например, чрезвычайно мало подвержен воспитывающему влиянию темперамент.

- Поддающееся изменению в конкретных условиях!

Не все, на что воспитатель может повлиять, изменяется в конкретных условиях. Здесь под условиями понимается все, что не входит в непосредственное общение «школьник — педагог»: отношения школьника с товарищами, отношения в семье, влияние других педагогов, средств массовой информации и т.д.

Но даже то, что поддается изменению в конкретных условиях, при определенных, казалось бы, надежных, эффективных действиях воспитателя, при оптимальных отношениях «воспитатель — школьник» может устоять, остаться неизменным или поменяться в непредсказуемую сторону.

И причины этого не в недостаточной адекватности влияния, а в природе человека. Согласно В. В. Налимову (Налимов, 1993), человек — это не только закономерность, но и спонтанность, непредсказуемость. Человек, как и природа в целом, вероятностны в своих проявлениях. Каждое проявление природы, каждое событие в ней происходят не однозначно, а с той или иной мерой возможности, вероятности.

Образ ребенка, школьника как объекта воспитания в сознании педагога имеет множество источников. Понимание предмета воспитания с точки зрения научных концепций личности – только один источник, но есть и другие, которые могут иметь большое значение для поведения воспитателя. Часто именно они играют роль преломляющих, поправляющих линз для научных представлений. Речь идет о профессиональных и житейских стереотипах, основанных не на научных взглядах, а на собственном опыте и мнениях людей.

Наука, опыт, мнения — источники представлений воспитателя не только о настоящем воспитанника, но и его возможном будущем. А, следовательно, они — основания целей воспитания

Но и это еще не все. Мы не назвали, прячущуюся за наукой, мнениями, опытом, культурно-историческую обусловленность понимания предмета воспитания. В разные времена, в разных культурах на первый план выдвигаются различные видения школьника. Например, вопрос о сформированности – несформированности в школьнике способности к самоопределению стал актуален для отечественной педагогики только в последние десятилетия.

Подведём итоги.

Представления педагогов о ребенке, школьнике как предмете воспитания весьма изменчивы. Они меняются с культурно-исторической ситуацией (эпохой!), с научными взглядами на человека и личность, от воспитателя к воспитателю, с изменением конкретных педагогических ситуаций, с возрастом воспитанников.

Пока у нас преобладал взгляд на школьника как объект воспитательных усилий педагога. Но школьник и субъект своего поведения в воспитательной ситуации. Субъект, то есть активное начало  в человеке со своим индивидуальным, неповторимым опытом познания, переживаний, отношений, действий.

Субъектность ребенка (Слободчиков, 1998) изначальна, она живет и развивается от рождения, точнее даже с последних месяцев дородового развития.

Когда мы имеем дело с воспитательной ситуацией, с ситуацией взаимодействия воспитателя и воспитанника, понятие субъекта следует уточнять. Введем такое различение: ребенок как субъект своей жизнедеятельности; школьник как субъект деятельности и общения, складывающихся в воспитательной ситуации; школьник как субъект воспитания.

Первое — изначально и всегда (если под жизнедеятельностью понимать все жизненные проявления человека).

Второе (субъектность в деятельности и общении) — тоже всегда, но в разной мере. Она нарастает по мере того как школьник становится «хозяином» всех составляющих деятельности (постановки целей, планирования, организации, осуществления, анализа, оценивания), а также  «хозяином» своего общения.

Педагог, организуя по-разному совместную и индивидуальную деятельность школьника, строя его общение, может как помогать, так и мешать развитию этой субъектности.

Третье (школьник как субъект воспитания) — реализуется отнюдь не всегда, не в любой воспитательной ситуации. Формулировка школьник как субъект воспитания говорит о том, что он открыт воспитательным влияниям; склонен рассматривать их как помогающие его жизни, его развитию; принимает цели воспитания как свои цели. То есть за фразой «школьник — субъект воспитания» прячутся самовоспитательная позиция воспитанника и тот или иной этап его самовоспитательной, самосовершенствующей деятельности.

Но школьник перед педагогом предстает в двух ипостасях: как неповторимая особенность, индивидуальность и как человек определенного возраста.

Педагогическое восприятие школьников сквозь призму возраста всеобще для воспитателя (да и для всякого взрослого человека вообще). Но для учителя, для воспитателя, работающего со школьным классом, «возрастной взгляд» двояк. Для него возраст — это не только возрастные особенности воспитанника, но и возрастные особенности класса как группы или, говоря привычным педагогическим языком, как коллектива.

Поэтому попытаемся дать картину не только возрастных особенностей школьника, но и возрастных особенностей его класса.

Мы не собираемся сейчас, здесь раскрыть все поле возрастной психологии как психологии развития. В поле нашего зрения - школьник как личность (так как мы ведем речь о воспитании), но не все его качества, а лишь то, что может быть в определенном школьном возрасте предметом деятельности воспитателя.

Автор приступает к весьма рискованной части своей работы. Строго говоря, эта часть должна быть многократно продублирована, с описанием в каждом дубле возраста с позиций определенной психологической концепций. Но в нашем тексте дубль будет единственным и не привязанным явно к какому либо психологическому направлению.

Наше весьма эклектичное описание, станет ориентироваться на такую схему:

1. Школьник: ведущие потребности возраста; возрастное в образе Я, в имосознании; сформированность деятельностей.

2. Класс: значимое в совместной деятельности в данном возрасте; особенное в групповом общении и отношениях; ожидания школьников от учителя, воспитателя.

3. Потенциалы развития личности в данном возрасте[18].

**

Начнем с младшего школьника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: