Психопедагогический эксперимент

Каковы возможности психопедагогического экспериментирования в обучении? Ответом на этот вопрос станет описанные в данном параграфе модель, ход и результаты нашего психопедагогического экспериментального исследования урока.

Модель эксперимента строилась как ответы на вопросы:

- Каким требованиям должны отвечать учителя-эксперименаторы?

- В каких классах стоит проводиться экспериментальные уроки или занятия?

- На каком учебном содержании будет осуществляться экспериментирование?

- Какие характеристики педагогических форм станут рассматриваться как независимые переменные, и какие психологические характеристики будут характеризоваться как зависимые переменные?

- Какие диагностические приёмы и методики стоит использовать?

Требования к учителям-экспериментаторам выдвигались такие: личное добровольное согласие на проведение экспериментальных занятий; стабильность в работе; отсутствие конфликтов с классом.

Соответствие второму и третьему требованиям определялось по оценкам завучей и самооценке учителей.

Из школьных учебных предметов в эксперименте «участвовали» только «знаниевые» дисциплины, на которых на уроках школьники работали бы классом в целом (исключались технология, музыка, физкультура, ИЗО, иностранный язык как весьма специфические предметы по содержанию или способу организации учебного процесса – деление на подгруппы).

В качестве учителей-экспериментаторов участвовали шесть педагогов (специализация физика, русский язык, химия, география) со стажем педагогической работы больше пяти лет, работающие в четырёх различных школах г. Ульяновска.

Экспериментальные занятия проводились в шестых-девятых классах, причём в девятых в начале учебного года (начальные, пятые и старшие классы не планировались в силу существенной специфики в них педагогической ситуации). Ни один из отобранных для экспериментирования классов не был «крайним» (значительно опережающим или отстающим от других классов по успеваемости).

Специально не варьировалось число учеников на уроке. Мы имели дело с «классической» для современной городской школы наполняемостью классов: от 20 до 30 учеников.

Эксперименты проводились по всем выделенным «технологическим» линиям[34]: «знаниевой», «деятельностной», мотивационной»;

Каждый из учителей-экспериментаторов «отрабатывал» полностью одну линию (14 уроков). По каждому направлению работали двое учителей.

В качестве независимой «технологической» переменной, в соответствии с психопедагогической моделью урока, рассматривались следующие пары «технологий»:

- на «знаниевой линии» передача учителем готовых знаний – самостоятельный поиск знаний школьниками,

- на «деятельностной» - организация деятельности по образцу - обеспечение возможности индивидуального варианта организации деятельности;

- на «мотивационной» - поддержка, развитие внутренней (внутридеятельностной) мотивации - развитие, поддержка внешней (внедеятельностной) мотивации.

Среди характеристик организационных форм независимыми переменными выступали, в соответствии с моделью предмета психопедагогики:

- временная закрытость – открытость урока («открывался» конец урока);

- монолитность – фрагментарность (дробление – не дробление урока на относительно завершенные фрагменты);

-  социопространственные характеристики урока (традиционное – «рядами» - расположение парт, расположение полукругом и расположение микрогруппами – в «гнёздах»).

Таким образом, всего проводилось 84 экспериментальных урока.

Для удобства понимания схемы экспериментирования представим всё «экспериментальное поле» в виде таблицы.

Таблица. 1.

«Поле» психопедагогического эксперимента.

 

Пед. формы II рода

(организа-

ционные)

 

Открытость – закрытость

урока

 

Монолитность – фрагментарность

урока

 

Организация

пространства

на уроке

Пед. формы I рода (техно логии)

 

 

 

Откры-

тый

    Закры- тый

 

 

Моно-

литный

  Фраг- мен-тарный

 

Традицион

ная

    Полу- круг     Гнездо

ЗНАНИЕВЫЙ

 

УРОК

Получение знаний в готовом виде

 

 

 

 

 

   

Самостоятельный поиск знаний

 

 

 

 

 

   
                         

 

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

 

УРОК

Освоение деятельности по образцу              
Конструирование индивидуального стиля деятельности              

МОТИВАЦИ

ОН

НЫЙ

 

УРОК

Поддержка внешней мотивации              
Поддержка внутренней мотивации              

 

В качестве зависимых переменных анализировались: характеристики учебной деятельности, учебная мотивация, эмоциональное состояние школьников на уроке, учебное самооценивание, восприятие своего класса на уроке как группы.

В качестве базового диагностического приёма использовалось шкальное оценивание школьниками себя и класса на уроке,

Более детально предмет диагностики (зависимые переменные) выглядели так:

- характеристики учебной деятельности (целеполагание, ориентировочные, исполнительские, рефлексивные действия, действия контроля, оценивания и самооценивания);

- учебная мотивация (внешняя, внутренняя, мотивация достижений);

- эмоциональное состояние школьников на уроке (тревожность, чувство безопасности);

- восприятие своего класса на уроке как группы (чувство “МЫ”, групповая устремленность).

Школьникам в конце каждого урока предлагался опросный бланк следующего вида:

 

Заполни, пожалуйста, этот бланк         Дата

                                                                        № школы________

                                                                                 Фамилия, имя______

                                                                                 Класс_____________

 

Оцени, пожалуйста, насколько верны для тебя следующие утверждения. Ниже предложены 5 вариантов оценок. Выбери одну из них и отметь кружочком на шкале, рядом с соответствующим утверждением.  

НАПРИМЕР: 4_____3_____2_____1_____0

                   ВАРИАНТЫ ОЦЕНОК: 4 – это точно про меня

                                                                 3 – это скорее всего про меня

                                                                 2– это  может быть про меня

                                                                 1 – это скорее всего не про меня

                                                                 0 – это точно не про меня

1. На этом уроке я узнал много нового ………

4_____3_____2_____1_____0

 

2. Сам определял, что буду делать на урок

4_____3_____2_____1_____0

 

3. Сам оценивал свою работу и сам исправлял ошибки 4_____3_____2_____1_____0

 

4. Сам планировал порядок своей работы на уроке

4_____3_____2_____1_____0

 

5. Я считаю, что был успешным учеником на этом уроке… 4_____3_____2_____1_____0

 

6. Мне интересно было работать на уроке………… 4_____3_____2_____1_____0

 

7. Я ощущал себя тревожно на уроке……………… 4_____3_____2_____1_____0

8. Я считаю этот урок непохожим на другие........…. 4_____3_____2_____1_____0

 

9. Я делал все возможное, чтобы достичь успеха на уроке. 4_____3_____2_____1_____0

 

10. Мне было важно получить хорошую отметку …... 4_____3_____2_____1_____0

 

11. Мой класс на уроке работал дружно, слаженно4_____3_____2_____1_____0

 

12. Мой класс успел много сделать на этом уроке…. 4_____3_____2_____1_____0

13. Урок мне п онравился …………………………...... 4_____3_____2_____1_____0

                                                                                       Спасибо за работу!

 

 

Так как использовавшаяся нами методика была внешне весьма простой, то требовались специальные приёмы, помогающие школьникам понимать инструкцию и смысл заданий максимально близко к задуманным экспериментаторами. Как показали пробные анкетирования при традиционных «однородных» текстах инструкций и заданий количество подростков неточно понимающих их смысл значительно.

Поэтому был применён приём выделения в бланке отдельных слов и словосочетаний. Слова, выделенные жирным шрифтом, в предлагаемых утверждениях акцентировали внимание школьников на важных (для исследователей!), психологических параметрах.

Выделение жирным шрифтом слов в фрагменте «варианты оценок» преследовало лучшее понимание учениками предлагаемой для работы шкалы.

Предполагалось следующее соответствие утверждений на бланке изучавшимся психологическим характеристикам:

- Позиция субъекта познания - (На этом уроке я узнал много нового)

- Характеристики учебной деятельности:

Целеполагание - (Сам определял, что буду делать на урок).

Ориентировочные действия. - (Сам планировал порядок своей работы на уроке).

Действия контроля, оценивания и самооценивания -  (Сам оценивал свою работу и сам исправлял ошибки на уроке. Я считаю, что был успешным учеником на этом уроке).

- Учебная мотивация:

Внешняя - (Мне было важно получить хорошую отметку).

Внутренняя - (Мне интересно было работать на уроке).

Мотивация достижений -  (Я делал все возможное, чтобы достичь успеха на уроке.

- Эмоциональное состояние школьников на уроке:

Тревожность, чувство безопасности -  (Я ощущал себя тревожно на уроке. Урок мне понравился).

- Восприятие своего класса на уроке как группы:

Чувство “МЫ” - (Мой класс на уроке работал дружно, слаженно).

Групповая устремленность - (Мой класс много успел сделать на этом уроке).

- Инновационность ситуации – (Я считаю этот урок непохожим на другие).

Каждому участвующему в исследовании учителю необходимо было провести 14 уроков с полной вариацией организационных и технологических форм. После окончания каждого урока психологи (не учителя!) проводили работу учеников с бланком диагностической методики.

Такая организация экспериментальной процедуры позволяла ввести следующий критерий выявления возможных зависимостей: если по какой-то из пар независимой и зависимой переменных зависимость проявлялась на соответствующих уроках двух учителей на статистически значимом уровне (граничное значение 0,05 при использовании t – критерия Стьюдента) то, в рамках нашего исследования, закономерность считалась установленной.

При этом имелись в виду  различия, обладающие одинаковой направленностью изменений (рост или уменьшение) в обоих классах.

Было множество случаев, когда в двух сравниваемых классах различия меду двумя уроками по какому-то психологическому показателю высокие, но в одном классе этот показатель вырос, а в другом упал. Вероятно, в каждой из этих ситуаций действовали какие-то факторы (например, особенности поведения учителя на этих уроках или содержание учебного материала), которые и «уводили» результаты в разные стороны. Эти случаи мы рассматривать не будем, хотя по отдельным «сюжетам» у нас и есть правдоподобные версии.

**

 Каковы же основные результаты проведённых серий экспериментального исследования?

Рассмотрим эти результаты в следующем порядке:

- суммарные данные по полученным зависимостям;

- суммарные данные по сериям экспериментирования (знаниевая, деятельностная, мотивационная);

- данные по психологическим изменениям в условиях трансформации определённой организационной формы при неизменной технологии-форме;

- данные по психологическим изменениям в условиях трансформации определённой технологии-формы при неизменной организационной форме;

Начнём с суммарных данных.

В нашей экспериментальной работе всего выявлено 113 значимых связей между технологическими и организационными педагогическими формами и психологическими характеристиками учеников (из общего числа 3276 рассматриваемых).

Распределение этих результатов по утверждениям опросника приведено в таблице.

Таблица 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: