История поискового движения в СССР

ИСТОРИЯ ПОИСКОВОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 БАКАЛАВРА

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

профиль «История» 

Дисциплина «Новейшая история России»

 

                                                                                                                                                                                  Выполнил: студент

                                                             заочной формы обучения

                                                             4 курса 1 группы

                                                             гуманитарного факультета

                                                             Косицина Инна Васильевна

                                                                 

Научный руководитель:

                                                                кандидат исторических наук,

                                                                доцент кафедры истории России       

                                                             Меркулов Александр Николаевич

 

 

Воронеж ‒ 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Исторические аспекты поискового движения в России……………...5

1.1  История поискового движения в СССР……………………………………...5

1.2  Особенности возникновения поискового движения в России...………….10

1.3  Состояние поисковой работы в России в конце XX – начале XIX века …14

ГЛАВА 2. Анализ развития поискового движения в России на современном этапе ………………………………………………………………………………...20

2.1 Поисковое движение в системе добровольных общественных организаций ……………………………………………………………………..20

2.2 Поисковое движение в Воронежской области ……………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……….30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………....32

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день развитие поискового движения достигло значительных масштабов, сформировав вклад в общественно-историческое сознание.

Поисковое движение способствует не только патриотическому воспитанию молодежи и школьников, но и осуществляет учебную деятельность в области военной истории, археологии, поддерживает на достойном уровне культуру почитания павших за Отечество и памятников боевой славы России, участвует в решении социальных проблем наследия войн.

Активная пропаганда результатов и содержания поисковых работ в средствах массовой информации и в учебных заведениях обеспечивает поисковому движению взаимопонимание с общественностью, помощь со стороны местных жителей и органов власти на местах работ, а также постоянный рост среди молодежи числа желающих участвовать в поисковых экспедициях.

Изучение истории развития поискового движения является актуальной задачей, тем направлением, которое может в определённой степени заполнить духовный вакуум современного российского общества, которое много может дать для воспитания современной молодёжи, может предоставить важную информацию для её введения в официальный научный оборот. Кроме того, поиск выступает в качестве всестороннего комплексного изучения военной истории, включающее в себя целый ряд элементов: изучение истории как таковой, непосредственно поисковые работы, увековечение памяти, возвращение имён павших, воспитание молодёжи.

Цель курсовой работы - изучение истории поискового движения в России.

Задачи:

1. Изучить историю поискового движения в СССР;

2. Выделить особенности возникновения поискового движения в России;

3. Рассмотреть состояние поисковой работы в России в конце XX-начале XXI века;

4. Оценить поисковое движение в системе добровольных общественных организаций;

5. Провести анализ поискового движения в Воронежской области.

Предметом исследования является история поискового движения в России.

Объект исследования – поисковое движение в России.

В качестве методов при написании работы использовались:

- изучение теоретических источников по теме исследования;

- хронологический метод;

- аналитический метод;

- метод сравнения и обобщения.

Информационной базой исследования являются материалы периодических изданий, а также результаты диссертационных исследований.



ГЛАВА 1. Исторические аспекты поискового движения в России

 

История поискового движения в СССР

 

С уверенностью можно утверждать, что без глубокого всестороннего изучения событий истории России нельзя представить её дальнейшее развитие, выработку и осмысление национальной идеологии, приоритетов общественного сознания.

Поисковое движение – общественное движение по сохранению и увековечению памяти защитников Отечества, павших в годы Великой Отечественной войны, которое в настоящий момент является военно-патриотическим, историко-культурным и благотворительным движением[1].

Поиск на местности останков советских солдат с целью их достойного захоронения возник сразу после войны и стал массовым неформальным движением в 50–80-е гг. У истоков же стояли обыкновенные люди.

В поисковом движении принимали добровольное участие школьники и студенты, рабочие, интеллигенция. Ни армия, ни государство не оказывали никакой существенной поддержки. Понимая всю значимость проводимой работы, многие поисковики готовили достойную смену. Прежде всего, это были школьные учителя, руководители кружков, которые увидели в поисковой работе одно из средств патриотического воспитания[2].

Так, в 1958 г. вышла в маршрут московская экспедиция под руководством Ю. Р. Барановского, который одним из первых в стране начал поисковую работу. Учитель, фронтовик, под руководством которого сотни добровольцев получили опыт поисковой работы, воспитатель, создавший поисковую методику, до сих пор мало кому известную, Ю. Р. Барановский должен был преодолевать глухое сопротивление общественного мнения, которое сводилось к тому, что дети не должны заниматься «такими» делами[3].

Красные следопыты не занимались непосредственно поиском останков солдат, не проводили раскопок, к тому же существовал негласный запрет на проведение полевых работ школьниками.

Обращаясь к публикациям в журналах и газетах (прежде всего, это «Военно-исторический журнал», газета «Красная звезда», а также изданиям, посвященные вопросам воспитания и образования и др.). Среди материалов, опубликованных на страницах этих изданий, множество заметок и о о поисковой работе. Одними из первых появляются заметки об экскурсиях студентов и школьников по местам исторических боев, о проведении школьниками работы по установлению имен погибших[4].

Педагоги 3-й специальной средней школы Ленинградского района Москвы решили организовать летнюю экспедицию учащихся по местам боев Волховского фронта, в принятии решения принимали участие ученики 9-го класса, обсудившие это на комсомольском собрании. Целью экспедиции ставилось воспитание патриотизма. Была проведена серьезная работа по подготовке. Ребята в течение нескольких месяцев зарабатывали деньги, на поход также была выделена дотация Московской городской детской экскурсионно-туристической станции. Численность отряда составила 16 человек, руководители два педагога[5].

Отряд получил задание от Центрального музея Советской Армии. В течение года весь коллектив, разбившись на группы, готовился к походу. С помощью сотрудников музея и участников боев был уточнен маршрут. 4 июля 1959 г. отряд двинулся в путь. Ребята преодолели около 700 км пути: от Москвы до Новгорода, а из Новгородской области до Ленинграда. Стоит отметить, что на 83-м км железнодорожного пути Чудово-Волховстрой был найден медальон Василия Яковлевича Мухачева, из этого же медальона следопыты узнали о дате боя, номере части; удалось восстановить картину боя, найти других участников. Здесь же обнаружены личные вещи солдат, некоторые из них с инициалами.

По окончании экспедиции была устроена выставка, а 23 февраля и 4 апреля 1960 г. Центральная студия телевидения организовала передачу «Своими глазами» о поездке школьников по местам боев Волховского фронта. В ответ пришло много писем, фотографий, в том числе от участников боев[6].

В одном из номеров издания «Военно-исторический журнал» за 1959 г. опубликована заметка подполковника П. Пшеничного об экскурсии мелитопольских студентов по местам исторических боев. Автор отмечает: «Экскурсанты смогли представить себе более четко, какой ценой достигалась победа над врагом... Опыт показал, что после таких поездок студенты лучше усваивают материалы по истории КПСС, относящиеся к периоду Отечественной войны, оживляется работа в многочисленных кружках ДОСААФ при институте, в библиотеке повышается спрос на военную и политическую литературу»[7].

В 1960-х гг. вели активную деятельность красные следопыты Кировской области. Учащиеся средней школы № 48 г. Кирова собирали материалы о Герое Советского Союза генерале Д. М. Карбышеве. Они вели активную переписку с родственниками и сослуживцами генерала, получили от них фотографии. Во многих школах области ученики собирали материалы о героях, живших в их районе (Кружок юных друзей Советской Армии при 8-летней школе в с. Березово Юрьянского района собирал сведения о жизни своего односельчанина полковника Г. И. Панишева; красные следопыты из Санчурской средней школы собирали материалы о Герое Советского Союза К. Я. Карташове и других земляках)[8].

В ряде школ оформляли музеи и комнаты боевой славы. В школе станции Великой в комнате боевой славы оформлялись такие стенды, как «Герои-пионеры», «Защитники Брестской крепости», «Герои кировчане», альбом «Они сражались за Родину» также посвящен землякам; школа устраивала выставки, посвященные Советской Армии. Аналогичную работу проводили краеведческие кружки в Домах пионеров г. Кирова, г. Яранска[9].

Пионерским отрядам присваивали имена героев войны. В Березовской школе в 1966/67 учебном году проводился конкурс на право носить имя героя, и по итогам учебного года пионерскому отряду 5-го класса было присвоено имя земляка маршала Советского Союза И. С. Конева. В ряде школ силами учащихся и учителей сооружались памятники воспитанникам этих школ, павших на войне[10].

Постепенно становится осознанной необходимость поиска мест захоронения павших воинов, а также привлечение к этой работе большего числа участников.

В апреле 1968 года на новгородском химическом комбинате был создан поисковый отряд «Сокол», существующий и в настоящее время. Его первым командиром и стал Николай Иванович Орлов. До этого, с 1963 г., он водил в леса под Мясным Бором группы школьников.

С 1981 г. в Мясной Бор стали приезжать ребята из Казанского университета – «Снежный десант». Уже в 1984 г. поисковиками проводились массовые захоронения останков, а количество «искателей солдатских судеб» в лесу под Мясным Бором достигало нескольких сотен[11].

В конце августа 1987 года было принято решение об организации совместной постоянной поисковой экспедиции «Долина». Все это происходило на рубеже реки Полисть у следопытского костра. 1 сентября 1987 г. это решение было документально оформлено на заседании Новгородского обкома ВЛКСМ с участием казанских, челнинских и новгородских следопытов[12].

С 1987 г. в средней школе № 1 г. Пучежа Ивановской области работает клуб «Турист». На его базе 11 лет назад был создан отряд «Поиск». Он действует при штабе «Долина» г. Новгорода. Ученики ведут поиск останков бойцов и командиров, погибших и пропавших без вести в 1942 г. при проведении Любанской операции. Из новгородских лесов и болот вынесены и перезахоронены останки около 35 тысяч бойцов.

В августе 1988 г. состоялось заседание коллегии Министерства обороны СССР и бюро ЦК ВЛКСМ, на котором были определены основные направления совместной деятельности комсомола и органов военного управления по увековечению памяти защитников родины и воинов-интернационалистов, воспитанию молодежи в духе гражданственности и патриотизма, готовности к выполнению воинского долга. В рамках этой деятельности были рассмотрены различные формы и методы взаимодействия при проведении поисковых работ, предусмотрен порядок организации военно-технического обеспечения деятельности поисковых отрядов и групп.

В мае 1989 г., согласно разработанной на заседании программе, в районе д. Мясной Бор Новгородской области была проведена Вахта Памяти, в которой приняли участие молодежные поисковые отряды из многих регионов страны, воины Ленинградского военного округа и курсанты ряда военных училищ[13].

Таким образом, во время Великой Отечественной войны советское военно-политическое руководство констатировало факты безответственного отношения командиров фронтовых частей и соединений к сбору и погребению погибших военнослужащих. Несмотря на многочисленные постановления и решения правительства, приказы и директивы военного командования, проблема увековечения памяти погибших в боях за Родину так и не была решена, а после окончания войны она была низведена до мероприятий, проводившихся в рамках юбилейных кампаний. Обилие официальных указаний на этот счет не привело к должному результату.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: