Общее устройство гидравлического тормозного привода рабочей тормозной системы

Гидравлический тормозной привод в общем случае состоит из (рис. 2):

- педали тормоза;

- соединительных трубопроводов;

- сигнализирующего устройства, состоящего из системы световой сигнализации о наличии торможения и световой сигнализации, предупреждающей о недопустимом понижении уровня рабочей жидкости в пополнительном бачке главного тормозного цилиндра;

- главного тормозного цилиндра с пополнительным бачком;

- усилителя (возможно его отсутствие);

–тормозные цилиндры передних колес;

–тормозные цилиндры задних колес;

– регулятор (давления) тормозных сил задних колес.

По конструктивному исполнениюгидравлические тормозные приводы подразделяются на:

- одноконтурные (нераздельные);

- двухконтурные (раздельные).

В одноконтурном тормозном приводе (рис.1,а) тормозные механизмы передних 2 и задних 3 колес включены в общую гидросистему, а главный тормозной цилиндр 1 односекционный, т.е. с одной рабочей полостью и одним поршнем (применялся на автомобиле ГАЗ - 53 – 12 до 1987 года). На современных автомобилях такие приводы не применяются, т.к. при местном повреждении происходит полная потеря рабочей жидкости и выход из строя всей рабочей тормозной системы.

Рисунок 1 – Схемы исполнения одноконтурного и двухконтурного тормозного привода.

а – одноконтурный тормозной привод; б – в – двухконтурные тормозные приводы.

1 – главный тормозной цилиндр; 2 – тормозной цилиндр передних колес; 3 - тормозной цилиндр задних колес; 4 – дублирующий тормозной цилиндр передних колес (с большим диаметром); 5 - дублирующий тормозной цилиндр задних колес.

В настоящее время применяются двухконтурные тормозные приводы, которые состоят их двух гидросистем, а главный тормозной цилиндр имеет две секции. В случае повреждения одного из контуров рабочая тормозная система сохраняет свою эффективность. Существует несколько способов разделения привода четырех тормозных механизмов на два независимых контура.

Схема исполнения двухконтурного тормозного привода (рис. 1,б) применена на заднеприводных автомобилях ГАЗ – 24 и ВАЗ-2101. Первая секция тормозного главного цилиндра 1 воздействует на тормозные цилиндры передних колес 2, а вторая секция главного цилиндра – на тормозные цилиндры 3 задних колес. К достоинствам данной схемы стоит отнести то, что при местном повреждении происходит потеря рабочей жидкости и выход из строя лишь одного контура рабочей тормозной системы. Однако, в случае неисправности контура передних тормозов интенсивность торможения лишь одними задними резко падает.

Следует обратить внимание, что в большинстве схем двухконтурного гидравлического привода в том или ином сочетании к первой секции тормозного главного цилиндра обязательно подключены передние колеса. Это связано с тем, что при торможении за счет сил инерции увеличивается нагрузка именно на передние колеса, поэтому на передних колесах необходимо обеспечить наибольший тормозной момент. Первая секция главного цилиндра срабатывает непосредственно от педали, что способствует более быстрому нарастанию давления в контуре, подключенном к этой секции.

Схема исполнения двухконтурного тормозного привода (рис. 1,в) носит название диагональной и является более эффективной в сравнении со схемой (рис.1,б), т.к. при выходе из строя одного из контуров тормозится одно переднее и одно заднее колесо. Схема применена на переднеприводных автомобилях ВАЗ – 2108, 2109.

Схема исполнения двухконтурного тормозного привода (рис. 1,г) применена как на переднеприводных автомобилях АЗЛК - 2141, так и на полноприводных ВАЗ-21213 «Нива» легковых автомобилях. Особенностью данной схемы является то, что рабочие цилиндры тормозных механизмов передних колес подключены к разным контурам. Первый контур – поршни большего диаметра рабочего цилиндра передних тормозных механизмов 4. Второй контур – малые тормозные цилиндры передних тормозных механизмов 2 и рабочие цилиндры задних тормозных механизмов 3. Такая схема является более эффективной, чем раздельная для задних и передних колес, или диагональная, т.к. в случае повреждения любого из контуров тормозные механизмы передних колес остаются работоспособными.

Схемы исполнения двухконтурного тормозного привода (рис. 1,д,е) обеспечивают еще большую надежность, последняя схема применена на автомобиле ЗИЛ-4104 и является наиболее сложной и дорогой из всех из – за полного дублирования контуров.

Нужно понимать, что при выходе из строя одного из контуров рабочей тормозной системы представленных всех выше схем, автомобиль хоть и лишается полной эффективности при торможении, но имеет возможность доехать до ближайшей СТО или гаража, при этом сработает сигнализирующее устройство, предупреждающее водителя о недопустимом понижении уровня рабочей жидкости в пополнительном бачке главного тормозного цилиндра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: