(2 часа)
План лекции
1. Назначение и типы тормозных приводов.
2. Общее устройство гидравлического тормозного привода рабочей тормозной системы.
3. Устройство и работа гидравлического тормозного привода рабочей тормозной системы автомобиля ВАЗ - 2101.
4. Устройство и работа механического привода стояночного тормоза автомобилей. Регулировочные устройства механического привода (для самостоятельной работы).
Назначение и типы тормозных приводов.
Тормозной привод предназначен для осуществления силовой связи между органом управления и тормозными механизмами.
Типы тормозных приводов:
– механический;
– гидравлический;
– пневматический;
– комбинированный.
Механический тормозной привод используется, как правило, в стояночной тормозной системе. В рабочей тормозной системе современных автомобилей механический тормозной привод не применяется ввиду трудности получения больших приводных сил.
Гидравлический тормозной привод является наиболее часто применяемым приводом рабочей тормозной системы легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности.
|
|
Достоинства гидравлического тормозного привода:
– малое время срабатывания и высокий КПД (до 0,95);
– равенство приводных сил на тормозных механизмах левых и правых колес;
– удобство компоновки и простота обслуживания;
– возможность необходимого распределения приводных сил между передними и задними колесами (применение цилиндров с различными диаметрами);
– пропорциональность усилия на педали и приводных сил (наличие силового следящего действия).
Недостатки гидравлического тормозного привода:
– снижение КПД при низких температурах;
– выход из строя при местных повреждениях;
– сложность использования для привода прицепов в автопоездах.
В пневматическом тормозном приводе усилие от органа управления на тормозные механизмы передается сжатым воздухом. Применяются пневмоприводы на грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности, автобусах, автопоездах.
Комбинированный пневмогидравлический тормозной привод в качестве рабочего тела использует воздух (пневматические контуры) и жидкость (гидравлические контуры). Применяются такие приводы в многоосных тягачах, большегрузных автопоездах, а также в грузовых автомобилях средней грузоподъемности как отечественного, так и зарубежного производства.
Пневмогидравлический тормозной привод сочетает в себе положительные качества гидравлического привода (быстродействие, одновременное начало торможения всех колес, малые габариты) и пневматического (легкость управления, возможность создания больших усилий, точность слежения, легкость подсоединения и управления тормозными усилиями на буксируемом прицепе). Широкому распространению пневмогидравлических приводов препятствуют сложность конструкции, большой объем работ по техническому обслуживанию, повышенная вероятность отказов.
|
|
Комбинированный электропневматический тормозной привод получил распространение сравнительно недавно с развитием электронных систем управления. Он представляет собой сочетание электрического и пневматического приводов, где создание тормозных усилий осуществляется сжатым воздухом, а управление всеми аппаратами – электрическим путем.
Наряду с достоинствами (короткое время срабатывания тормозных механизмов удаленных осей прицепа или полуприцепа; возможность получения оптимального распределения тормозных сил между передними и задними колесами автомобиля; одновременное срабатывания тормозов на всех звеньях автопоезда, что способствует уменьшению сжимающих усилий в сцепке и увеличение устойчивости автопоезда и снижение риска складывания) у данного типа привода есть и недостатки (опасность нарушения контактов, сбоя в работе компьютера или механического повреждения проводников, что приводит к полному выходу тормозного привода из строя; необходимость наличия одного или нескольких контуров тормозной системы тягача и управления прицепом с параллельным дублированием традиционным пневматическим приводом), что препятствует его широкому распространению.