Не бывает попутного ветра у корабля, команда, которого не знает, куда она плывет

                                                                                                                      народная мудрость

* 1 ЭТАП: Миссия – смысл существования организации, «девиз» организации, «философия» организации, «идеология» организации и представляет собой совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль организации в обществе, ее общественный статус. Например, миссия (цель) компании Motorola — достойное служение интересам общества, предоставление нашим клиентам продукции и услуг высочайшего качества по доступным ценам.

Миссия организации определяется с учетом:

· Истории компании, её политики, достижений, целей, так как сегодняшняя деятельность организации должна быть связана со вчерашней.

· Предпочтений владельцев и менеджеров, которые могут переопределить свою деятельность и, как следствие, деятельность своей компании.

· Рыночной среды(предпочтений потребителей и состояния конкурентов), по мере изменения которой, может переориентироваться производство.

· Ресурсов организации, оптимизация использования которых может сопровождаться переориентацией производства.

· Деловых способностей и возможностей производить определенный продукт наилучшим образом.

Миссия не должна включать в качестве цели прибыль, так как прибыль – внутренняя проблема (хотя и очень важная). В свое время Г. Форд определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта. Он отмечал. Что при этом прибыль едва ли пройдет мимо.

 

Таким образом:

 Миссия дает представление о том, что представляет собой организация, к чему она стремиться, какие средства она готова использовать в своей деятельности. Миссия способствует формированию имиджа.

 Миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

- миссия делает ясными для сотрудников общую цель;

- миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе существования организации.

Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам.

 

После того как миссия сформулирована, необходимо определить долгосрочные (3-7 лет и более) и краткосрочные (1-3 года) цели. Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность (желаемый результат, которого стремится достичь организация).

  Цели организации: выживание в условиях конкурентной борьбы; избежание банкротства и крупных финансовых неудач; лидерство в борьбе с конкурентами; создание имиджа; рост экономического потенциала; рост объемов производства и реализации; максимизация прибыли; минимизация расходов; рентабельность.

 

Для стратегического управления одними из самых важных целей являются цели роста производства (эти цели отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации).

Цели должны быть такими, чтобы стоило стремиться к ним, для чего они должны обладать рядом характеристик: быть измеримы, достижимы, хорошо мотивированными.

 

· 2 ЭТАП: Анализ внешней и внутренней среды организации

Основная задача при стратегическом планировании – адаптация организации к внешней среде. При анализе внешней среды, прежде всего, обращается внимание на изменения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную опасность для деятельности организации, а с другой – открывать дополнительные возможности для нее.

Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, должно выяснить, какие угрозы и возможности таит в себе внешняя среда.

Анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды.

Одним из методов анализа среды является метод SWOT (первые буквы английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы). Этот метод предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а затем – установление связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии.

Анализ среды предполагает изучение трех ее частей: 1) макроокружение, 2) непосредственное окружение, 3) внутренней среды.

 Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, научно-техническое развитие общества, инфраструктура.

 Непосредственное окружение – покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

 Анализ внутренней среды раскрывает внутренние возможности предприятия (фирмы), на которые может она рассчитывать в конкурентной борьбе – кадры фирмы, квалификация персонала, организация управления (организационная структура), финансы, маркетинг, производство, научно-исследовательские разработки.

После оценки опасностей и возможностей фирма выбирает лучшую стратегию в зависимости от миссии и целей фирмы, перспектив развития, внутренней культуры, приемлемого уровня риска.

Таким образом, анализ среды – очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс. Не зная среды, организация не может существовать. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.

· 3 ЭТАП: Разработка стратегии

Если цели определяют то, к чему стремиться организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей.

Термин «стратегия» пришел в бизнес из военной области. По мнению военных, стратегия – это часть военного искусства, определяющая общий характер вооруженной борьбы с целью достижения победы. Великим стратегом древности был Александр Македонский.

Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Разработка стратегия фирмы (предприятия) - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных целей.

На разработку стратегии помимо потенциала организации влияют ряд факторов: общественное назначение и цели организации; состояние рынка, конкурентные преимущества; характер продукции, компетентность высшего менеджмента.

Выбор стратегии зависит от того, какое решение принято организацией относительно ее функционирования в будущем: прекратить определенный бизнес или продолжить его, или заняться новым видом бизнеса. При этом предприятие определяет основные направления: лидерство в минимизации издержек; специализация в производстве (реализации) продукции.


Основные вопросы, касающиеся разработки стратегии:

 Какие произошли и в чем состоят изменения во внешней среде (каково состояние рынка по объему, структуре, и др. характеристикам, каково поведение конкурентов, как ведут себя поставщики).

 В каком направлении должна развиваться товарная политика организации с тем, чтобы в большей степени соответствовать требованиям рынка (каков спрос на товар, какой товар приносит основную массу прибыли, а кокой является убыточным, как следует использовать методы ценообразования);

 Куда должно идти развитие организации (какие виды деятельности развивать, какие цели определены на перспективу, какие необходимы ресурсы, и как их распределить наилучшим образом, каковы источники ресурсов);

 Как осуществить намеченные цели, какие изменения необходимо провести).

 

 

Стратегия фирмы реализуется в оперативных планах. Краткосрочные планы организации, разработанные на базе стратегических планов, - это тактика организации, отражающая краткосрочные цели, согласованные с ее долгосрочными целями. Оперативный план дает характеристику деятельности фирмы в условиях конкуренции, отражает ее поведение на рынке, предусматривает меры по выпуску продукции и прибыльности хозяйственных операций, устанавливает рамки для разработки системы стимулирования труда. В оперативном плане четко фиксируется, как будут решены поставленные задачи и кто конкретно за это ответственен.

 

Определение стратегии для фирмы зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Стратегия – это генеральное направление действия организации. При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

какой бизнес прекратить;

какой бизнес продолжить;

в какой бизнес перейти.

Это значит, что стратегия связана с тем:

что организация делает и чего не делает;

 что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.

Существует три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке:

  первая связана с лидерством в минимизации издержек производства. Компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка.

Фирмы, реализующие такую стратегию, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию, систему распределения продукции, т.е. чтобы добиться наименьших издержек на высоком уровне должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции.

  вторая область - выработка стратегии связана со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированные производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку, даже если цена достаточно высока.

Фирмы реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь дизайнеров, систему обеспечения высокого качества продукции и развитую систему маркетинга;

  третья область – определение стратегии к целевому рынку и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма не стремиться работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, выясняя потребности рынка в определенном типе продукции.

В данном случае фирма может стремиться к снижению издержек или проводить политику специализации в производстве продукта. Обязательным для проведения стратегии этого вида является то, что фирма должна строить свою деятельность на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка (на потребностях конкретных клиентов).

Виды стратегий:

Продуктово - рыночная – направлена на определение: видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.

Стратегия маркетинга – предполагает приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям, с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, распределение средств на маркетинговую деятельность, между выбраннымирынками.

Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства, повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.

Стратегия нововведений (инновационная политика) –  направлена на внедрение новых технологий.

Стратегия поглощения – предполагает приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом с целью повышения эффективности деятельности.

Стратегия развития – направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования фирмы.


Таблица 6. Эталонные стратегии развития

1. Стратегия концентрированного роста: - усиления позиции на рынке; - поиска новых рынков; - развития продукта 2. Стратегия интегрированного роста: - обратной интеграции (рост фирмы за счет приобретения, усиление контроля над поставщиками); - за счет приобретений или усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечными потребителями.
3. Стратегии диверсифицированного роста: - централизованной диверсификации; - горизонтальной диверсификации; - конгломеративной диверсификации. 4. Стратегии сокращений: - ликвидации; - «сбора урожая»; - сокращений (закрытие или продажа); - сокращения расходов.

* 4 ЭТАП:   Контроль – направлен на выяснение того, возможно ли в дальнейшем реализовать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к поставленным целям. Если контроль свидетельствует о недостижимости целей, это служит сигналом для осуществления определенных корректировок, которые могут касаться как процесса реализации стратегии, так и ее изменения.

При оценке стратегии необходимо ответить на следующие вопросы:

- совместима ли стратегия с возможностями фирмы?

- допустима ли степень риска реализации стратегии?

- является ли данная стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы?

Таким образом, выбранная стратегия оценивается в зависимости от того, приводит ли она к достижению поставленных целей, состоянию и требованиям внешней среды, возможностям предприятия, оправдан ли риск, заложенный в ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: