Тема 2.3 Система мотивации труда

1. Сущность мотивации.  Категории мотивации.

2. Теории процесса мотивации.

Мотивация – это сделать труд радостным

                                                                                          В. Зигерт, Л. Ланг

Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что же нужно делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие аналогичные вопросы обязательно возникают тогда, когда происходит управление людьми. Руководство организации может разработать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры, установить в организации самое современное оборудование и использовать самые современные технологии. Однако все это будет сведено на нет, если члены организации не будут работать должным образом, если они не будут справляться со своими обязанностями, не будут вести себя в коллективе соответствующим образом, стремиться своим трудом способствовать достижению организацией ее целей.

Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одним из важных факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя включить, когда требуется его работа, и выключить, когда необходимость в его труде отпадает.

Если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремиться, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно.

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.

Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Когда у нас уже есть штат, состоящий из подготовленных, умелых и энергичных людей. В качестве следующего шага надо стимулировать их творческие способности.                                                                                                                                                            А. Морита

Мотивация – это процесс побуждения себя и других людей к достижению личных целей и целей организации.

Мотивация – это набор приемов и средств, которые менеджер применяет для направления стремлений работников на достижение поставленных целей.

Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.

В понятие мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена – издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.

Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связью с деятельностью человека.

По оценкам западных специалистов, от 30 до 50% работников побуждаются к эффективной работе деньгами. Остальных побуждают к действию более возвышенные потребности: в знаниях, авторитете, творчестве. Людьми движут нравственные идеалы, великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции.

 

На  рисунке 2    представлены результаты одного опроса.

 

Задача функции мотивации заключается в том, чтобы все работники организации выполняли работу в соответствии со своими обязанностями.

Под мотивом понимают активные движущие силы, определяющие поведение людей. В жизни поведение человека всегда мотивировано.

Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они это или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для избранных – награды. До 20 века было распространено мнение, что люди будут работать лучше, если им предоставить возможность зарабатывать больше. Однако последующие исследования выявили экономическую несостоятельность такого подхода. Для того, чтобы мотивировать работников, руководителю следует определить их потребности, которые удовлетворяются через хорошую работу.

 

В основе мотива к труду всегда лежат потребности. Потребность – нужда в чем-то, отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию, определенному осязаемому или неосязаемому результату.

 

Различают биологические и социальные потребности. Биологические (физиологические или первичные) потребности – это потребности в пище, воде, воздухе, жилище, т.е. необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии. Социальные потребности (вторичные) – это потребность принадлежать к роду, национальности, социальной группе, самовыражаться, строить карьеру, быть признанным. Эти потребности находятся в динамичном развитии, имеют тенденции к росту и носят психологический характер. Они возникают в ходе познания и обретения жизненного опыта (потребность в успехе, уважении, власти, принадлежности к чему-либо, кому-либо). Это потребности высшего уровня.

 

Потребности работников различаются в зависимости от нескольких причин: от возраста работников, вида трудовой деятельности, уровня образования и профессиональной подготовки, от природно-климатических условий, национальных особенностей, традиций, привычек, черт характера, семейного положения.

Термин " удовлетворение потребностей " отражает чувства облегчения и благополучия, которые ощущает человек, когда его желание удовлетворено и часто воспринимается как вознаграждение.

Формы стимулов:

· принуждение – в организациях широко используются административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, увольнение с работы;

· материальное поощрение (внешнее) – это стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата, вознаграждение за результаты, премии, компенсации, путевки, льготные кредиты, ссуды на строительство жилья;

· моральное поощрение (внутреннее) – стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты и звания, Доска почета, ученые степени, публикации в прессе, правительственные награды;

· самоутверждение – внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Это самый сильный стимул (написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма, получение второго образования).

 

Мотивацию рассматривают как процесс и выделяют следующие стадии:

возникновение потребности;

поиск путей устранения потребности;

определение направлений действия;

осуществление действий по удовлетворению потребности;

получение вознаграждения за осуществления действия;

удовлетворение, устранение потребности.

 

.Цепочка взаимосвязи основных факторов, обуславливающих поступки человека выглядит следующим образом:

                 
Потребности
   
Целенаправленное поведение
   
Удовлетворение потребностей

 



Рисунок 3. Модель процесса мотивации

Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, менеджер должен установить, каковы потребности работников, а также оценить степень участия каждого сотрудника или группы.

Стимулирование труда состоит из двух больших групп:

1 Материальное стимулирование – это заработная плата, льготы и дополнительные выплаты, вознаграждение за более интенсивный труд и лучшее его качество вне зависимости от стажа работника в различной форме; разовое денежное вознаграждение, например, за выполнение научных и инженерных работ при их внедрении в производство (премии).

Выделяют три основные категории льгот:

подчеркивающие статус работника;

поддерживающие чувство его защищенности;

связанные с производственными функциями.

Льготы первой группы являются символом служебного положения, принадлежности к престижной фирме: служебные автомобили. Обеды, отпуск, телефон, подарки, зарубежные поездки.

Вторая группа льгот призвана сформировать у работника ощущение защищенности, заботы со стороны фирмы. В их число входит предоставление готовых домов и квартир, выдача ссуд на приобретение дома, оплата аренды, страхование.

В третью группу льгот входят улучшенные условия труда: отдельный кабинет, предоставление продолжительного оплачиваемого отпуска, создание условий для роста квалификации.

2 Формы морального поощрения:

 предоставление самостоятельного участка работы;

 внимательное отношение к индивидуальным предложениям, направленным на улучшение общего дела;

 личная неформальная похвала, устное поощрение;

 отдельные поручения, разрешение временно решать отдельные вопросы от имени вышестоящего руководителя;

 поручение участвовать в работе на вышестоящем уровне или за пределами данной организации.

 повышение в должности, звании, которые в наибольшей степени соответствуют возможностям работника;

 поощрение свободным временем или предоставление возможности работнику самостоятельно планировать свой рабочий день, ведущее к росту производительности;

общественное и личное признание заслуг работника посредством наград, благодарностей, грамот, прессы, радио, телевидения, предоставление преимуществ и привилегий за лучшую работу.

 

Принципы стимулирования:

доступность – каждый стимул должен быть доступен для всех работников;

ощутимость – в разных странах и коллективах он существенно различается. Для одних работников ощутимым может быть стимул в один доллар, для других мало и десяти. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула;

постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать на практике. Однажды резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника. Не допускается снижение уровня материального стимулирования, на каком бы высоком уровне он ни находился;

сочетание материальных и моральных стимулов (по своей природе эти стимулы одинаково сильны). Известно, что в молодом возрасте материальные стимулы более приоритетны для работника, но это не означает полного отсутствия воздействия моральных стимулов;

сочетание стимулов и антистимулов (страх, голод, штрафы) – все зависит от уровня развития общества, его истории, нравов, традиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: