Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления. Выделяют руководителей низового звена, среднего звена, высшего звена. Например, мастер смены (низший уровень управления) непосредственно управляет деятельностью рабочих; начальник цеха (средний уровень) координирует и контролирует работу мастеров; директор завода (высший уровень) руководит непосредственно начальниками цехов.
Подразделения и уровни управления представляют собой организационную структуру фирмы. Она демонстрирует управленческую иерархию: кто отчитывается перед кем и кто за что отвечает. Она показывает, каким образом фирма делится на отделы и другие подразделения, какую работу осуществляет каждое подразделение.
Таким образом, в организации существуют две формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Вторая – работа по координации действий, т.е. вертикальное разделение труда.
|
|
Любая организация в процессе жизнедеятельности получает ресурсы, а отдает созданный ею продукт. Следовательно, выделяют 3 основные процесса жизнедеятельности организации:
- Получение сырья из внешнего окружения.
- Изготовление продукта.
- Передача продукта во внешнюю среду.
Таким образом, результат деятельности коммерческих организаций реализуется в виде продукта, услуги. Именно для решения этих задач и существует управление.
2 Организации классифицируются в зависимости от размеров, форм собственности, источников финансирования, функций, целей и видов деятельности (таблица 3).
Таблица 7. Классификация организаций по основным критериям
Критерий классификации | Классы, или виды | Примеры и комментарии | ||
Критерий формализации | Формальные организации | Коммерческие организации, а также государственные и международные институты и органы | ||
Неформальные организации | Институт семьи, неформальные отношения между людьми | |||
Форма собственности | Частные | Собственность частных лиц и организаций (кафе, пекарни, строительные организации) | ||
Муниципальные | Муниципальная собственность (больницы, спортивные базы, и т.д.) | |||
Государственные | Государственная собственность (вузы, музеи) | |||
Иные | Организации, находящиеся в совместной или иностранной собственности (отели, магазины и проч.) | |||
Отношение к прибыли | Коммерческие | Организации, где основная цель – получение прибыли | ||
Некоммерческие | Организации, созданные с некоммерческими целями | |||
Организационно-правовая форма | Коммерческие | Хозяйственные товарищества, акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), государственные унитарные предприятия (ГУП) | ||
Некоммерческие | Фонды, учреждения, ассоциации, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы | |||
Размер
(в зависимости от численности работающих) | Малые | Численность персонала до 100 человек в промышленности; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек, розничная торговля, сфера обслуживания – 30 человек, в остальных отраслях – 50 человек | ||
Средние | Численность персонала от 100 до 300 чел. | |||
Крупные | Численность персонала от 300 чел. | |||
Сектор производства | Отрасли первичного цикла (добыча сырья) | Организации и предприятия газовой, угольной, нефтяной промышленности, сельского, лесного, рыбного хозяйства | ||
Отрасли вторичного цикла (обрабатывающая промышленность) | Организации и предприятия машиностроительного комплекса, химической промышленности и металлообработки, машиностроения, текстильной промышленности | |||
Отрасли третичного цикла (услуг) | Банки, образовательные и медицинские учреждения, торговые предприятия, туристические и гостиничные организации, предприятия питания, страховые компании | |||
Четвертый сектор (информационные технологии) | Институты и организации, занимающиеся информационными технологиями |
Государственные организации в разных странах различаются по степени юридической и хозяйственной самостоятельности, но во всех случаях они находятся под контролем государства (полностью или частично).
К частным – относятся организации, созданные индивидуальными предпринимателями (в виде товарищества, кооператива, семейного или фермерского хозяйства), а также АО, хозяйственные общества или товарищества, если уставной капитал формируется за счет вкладов, взносов.
Организации смешанных форм собственности образуются на основе сочетания ее различных видов: государственной, частной, иностранной. Например, смешанное АО, где наряду с участием государственного капитала привлекаются частные и иностранные инвестиции.
Коммерческие организации делятся на три большие группы: государственные и муниципальные унитарные предприятия; производственные кооперативы (артели); хозяйственные товарищества и общества (согласно ГК РФ).
Государственные и муниципальные унитарные предприятия - действуют на базе одной формы собственности – государственной или муниципальной. Согласно ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия.
Устав унитарного предприятия должен содержать кроме обычных сведений (наименование, место его нахождения) сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда, порядке и источнике его формирования.
В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Возглавляет унитарное предприятие руководитель, который назначается собственником или уполномоченным им органом и им подотчетен. Унитарные предприятия отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом и не несут ответственности по обязательствам собственника его имуществом. В зависимости от того, какие права предоставляет учредитель, унитарные предприятия подразделяются на две категории:
* унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения создаются по решению государственного или муниципального органа, который назначает директора, но по обязательствам предприятия собственник ответственность не несет;
|
|
*Унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие) создается по решению Правительства РФ, которое несет ответственность по обязательствам.
Производственные кооперативы (артели) – это добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание), основанной на их личном трудовом участии и объединении участников на основе имущественных паевых взносов. Учредительным документом является устав, утвержденный общим собранием его членов. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива ответственность в размере и порядке, установленном законом. Прибыль кооператива распределяется между его членами пропорционально трудовому участию, если иной порядок не предусмотрен законом или уставом кооператива.
Хозяйственными товариществами (ХТ) (партнерство) и хозяйственными обществами (ХО) признаются коммерческие организации (предприятия) с разделенным на доли (вклады, паи) учредителей (участников) уставным капиталом. Основное отличие ХТ от ХО: товарищество – это объединение лиц; общество – объединение капиталов. Хозяйственными товариществами могут быть полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные)
Полное хозяйственное товарищество характеризуется деятельностью на основе договора между участниками, которые несут ответственность по обязательствам, принадлежащим им имуществом; предполагается личное участие в работе всех товарищей, решения принимаются единогласно, каждый имеет один голос; прибыль и убыток распределяются между товарищами пропорционально их долям в складском капитале. Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который должен быть подписан всеми его участниками.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) отличается от полного ХТ наличием помимо полных товарищей еще участников-вкладчиков, доверивших свой капитал полным товарищам и не принимающих участия в управлении товариществом. Они разделяют риск убытков в пределах внесенных ими вкладов.
|
|
Таким образом, в товариществе на вере допускается использование капитала сторонних лиц (вкладчиков), т.е. появляется возможность привлечения дополнительных средств не за счет имущества полных товарищей.
Товарищества
Достоинства товариществ:
· Легкость организации. Подобно индивидуальной частной фирме, партнерство (товарищество) легко организовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение (договор о товариществе).
· Больше финансовых ресурсов. Объединение в товарищество (партнерство) нескольких участников позволяет расширить его финансовые ресурсы в сравнении с ресурсами индивидуального частного предприятия.
· Совместное управление. Благодаря участию в деятельности нескольких партнеров становится возможной более высокая степень специализации.
Недостатки товариществ:
· Неограниченная ответственность. Каждый полный товарищ отвечает за долги фирмы независимо от того, чьими действиями была вызвана эта задолженность.
· Разногласия между членами. Если в управлении участвуют несколько человек, подобное разделение власти может привести к несогласованной политике или бездействию, когда требуются решительные действия.
· Сложность ликвидации. При закрытии фирмы вопрос о том, что и кому достанется и что будет дальше, зачастую очень трудно решить.
Хозяйственное общество с ограниченной ответственностью (ООО ) действует на основе капитала, разделенного на доли, внесенные учредителями. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Высшим органом ООО является общее собрание его участников.
Хозяйственное общество с дополнительной ответственностью (ОДО ) имеет своей особенностью то, что при недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов учредители ОДО могут быть привлечены к дополнительной ответственности по долгам общества личным имуществом. Размер ответственности ограничен: он касается не всего их имущества, как в полном товариществе, а только его части – одинакового для всех кратного размера к сумме внесенных вкладов (трехкратный, пятикратный).
Акционерное общество (АО) – согласно ГК РФ акционерным обществом признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций, участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Основным учредительным документом АО является его устав. АО считается созданным с момента регистрации в органе, осуществляющем регистрацию юридических лиц.
Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми.
В ОАО уставной капитал образуется путем открытой подписки на акции среди неограниченного числа потенциальных акционеров. Акционеры вправе продавать принадлежащие им акции в любом количестве без согласования с другими акционерами ОАО.
В ЗАО акции распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Открытое акционерное общество (ОАО) отличается от закрытого (ЗАО) по числу акционеров: в ОАО число акционеров не ограничено; в закрытом – не должно быть более 50. Если число акционеров ЗАО превысит 50 человек, АО должно в течение года преобразоваться в ОАО.
Размер уставного капитала:
· для ОАО – не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества;
· для ЗАО – не менее 100 МРОТ.
Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров.
Достоинства обществ:
· Больше денег для инвестиций.
· Ограниченная ответственность.
· Постоянное существование. Будучи юридическим лицом, корпорация существует независимо от ее владельцев и от ее собственных должностных лиц.
Недостатки:
· Сложность регистрации. Регистрация устава сопряжена с бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.
· Возможность злоупотреблений. Некоторым добросовестным владельцам компаний удается избежать личной ответственности за сомнительные коммерческие операции.
· Отчетность. Налоговое законодательство требует подтверждения корпорациями законности всех их расходов и вычетов из облагаемых налогом сумм. Корпорация же вынуждена вести подробнейшую отчетность, протоколы собраний.
* Корпорация – форма организации предпринимательства на базе акционерной собственности, в которой предприниматель отделен от собственности, а его финансовая ответственность ограничена. Руководит корпорацией совет директоров, который нанимает менеджеров для практического руководства деятельностью корпорации.
Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы:
· размер предприятия;
· объем производства и реализации услуг;
· сфера деятельности предприятия;
· индивидуальная или коллективная форма собственности.
Вопросы для закрепления:
1. Расскажите об экономических основах фирмы (предприятия).
2. Каковы особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.
Логическое упражнение
Какие Вы видите преимущества и недостатки управления хозяйственной деятельностью предприятий (фирм), основанных на различных формах собственности:
· на индивидуальной собственности и личном труде;
· на индивидуальной собственности и наемном труде;
· на совместной собственности и личном труде;
· на совместной собственности группы лиц и наемном труде;
· на совместной собственности жителей региона (страны) и труде наемных работников (государственные, муниципалитетов, различных ведомств).
|