Занятие 1 Организационно-правовые формы предприятий, их сущность и особенности .
1. Основные признаки организации.
2. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.
В мире бизнеса действует множество различных организаций. Они отличаются друг от друга размерами, разнообразием видов выпускаемой продукции, способами владения собственности; одни из них преуспевают, другие разоряются. Все эти фирмы являются организациями. Основу любой организации составляют люди.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Из этого определения следуют требования, которым должна соответствовать группа, чтобы считаться организацией:
Наличие не менее двух человек, которые считают себя частью данной организации.
Наличие у этих людей единой цели, ради которой люди объединяются.
Наличие определенных правил и норм, в которых живет организация.
Каждый коллектив имеет свою организационную структуру, которая определяет отношения подчиненности между людьми.
|
|
В каждом коллективе устанавливается определенная коммуникация.
Все организации характеризуются общими чертами:
Они используют ресурсы, основные из них – это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технологии, информация.
Они функционируют в определенной внешней среде и зависимы от нее. Эта среда включает экономические условия, деятельность конкурентов, запросы и поведение потребителей, действующие законы. Они оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.
Разделение труда. Вся работа в организации разделяется на отдельные специализированные задания. Так образуются подразделения, называемые отделами или службами, которые выполняют свои виды работ, но кто-то должен эту работу координировать, согласовывать. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления.
Большие организации имеют громадный объем управленческой работы. Эта работа тоже разделяется как по горизонтали, так и по вертикали. Во главе отдельных подразделений расставляются конкретные руководители. Это – начальник финансового отдела, начальник производственного отдела, начальник службы маркетинга. Это горизонтальное разделение управленческого труда.