Методические рекомендации

 

Повторно, после философии Античности, мы встречаемся с термином «классическая  философия»,  но  он  связан  не  греческой,  а  с  немецкой  культурой.

Подобно тому как классики античности оказали долговременное влияние на всю эпоху, немецкие классики философии: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах – во многом определили лицо философии Нового времени.

Как и в первом случае, главная задача, которая стоит перед обучающимся при изучении данной темы, состоит в том, чтобы обозначить философские вершины, которые воздвигли немецкие мыслители. В пределах действующей программы курса вторая задача заключается в более пристальном, конкретном знакомстве с философскими учениями И. Канта и  Г. Гегеля, а также с марксизмом.

Родоначальник НКФ И. Кант очертил круг основных философских проблем, выразив их в четырех вопросах: 1) что я могу знать? (теория познания); 2) что я должен делать? (этика); 3) на что я могу надеяться? (религия) и итоговый, аккумулирующий предыдущие, 4) что такое человек? (философская антропология). Решению первого вопроса Кант уделил наибольшее внимание, посвятив его рассмотрению свое главное философское сочинение«Критика чистого разума» (1781 г.). В начале исследования Кант совершает, по его утверждению, «коперниканский переворот» в философии, суть которого в том, чтобы вслед за английским философом Д. Юмом подвергнуть критике догматическую установку прежней философии и науки − «познание есть копирование реальности». Между познающим и познаваемым, реальным субъектом и реальным объектом – миром вещей и явления непреодолимое различие. Но если это так, то как вообще возможна наука – знание общих законов природного бытия? Для решения проблемы нужно, полагал Кант, исследовать познавательные способности и возможности субъекта. По сути, такой подход означал, что противоречие между субъектом и объектом познания Кант загнал внутрь субъекта.

В этих условиях ему удалось сделать ряд важных открытий: выдвинуть и обосновать положение об активности субъекта познания, прояснить механизм познавательного акта, определить функции чувственной и рассудочной способностей, частично ответить на вопрос «как возможна наука?» и более ясно определить отличие философского знания от конкретно-научного.

Итог исследований оказался парадоксальным, двойственным: научное знание возможно, но это всего лишь знание феноменов, того, как объект предстал, явился познающему субъекту. Сам же по себе (как ноумен) реальный объект остался недоступным − «вещью в себе». Субъект познал лишь то, что позволили его чувственность и рассудок. Вдумаемся в тонкость данного вывода: верно, вещи во многом отличны от нашего знания о них, но является ли это основанием для утверждения об ограниченности науки от действительного мира вещей и явлений и ее неспособности проникнуть в их ноуменальную сущность? Ведь субъект не только идеален, но и материален.

Преодолеть дуализм И. Канта пытались другие классики немецкой философии И. Фихте, Ф. Шеллинг, но набольших результатов добился выдающийся систематизатор философии Г. Гегель. В сконструированной им философской системе «абсолютного идеализма» все сущее: и мир вещей, и известные на тот период формы знаний, и христианское вероучение - были объединены в одно целое. Правда, сделать это философу удалось, как едко заметил его современник, датский философ С. Къеркегор, благодаря онтологическому «кунштюку» (с нем. «фокусу»). Гегель принял без доказательства то, что критиковал Кант – догматическую установку о тождестве мышления и бытия (М = Б). Он полагал, что мысли человека и бытие мира совпадают потому, что выходят из одного источника, из Мышления с большой буквы, Абсолютной Идеи (Божественного Мирового Разума). Но разумом наделен и человек, который способен познать высший замысел Творца, стать Абсолютным Духом. Этот человек должен быть философом (вспомним Платона), способным открыть универсальные законы мышления. В этом Гегель, надо отдать ему должное, во многом преуспел: открыл и сформулировал три закона диалектического мышления. Сам Гегель, который, в отличие от Канта, не отличался излишней скромностью, считал, что именно ему удалось познать и объяснить сущность Абсолютной Идеи и тем самым стать Абсолютным Духом. Фигурально выражаясь, он уверовал, что ему «удалось схватить Бога за бороду».

С исторической дистанции главные заслуги Гегеля видятся в следующем: 1) он сформулировал, раскрыл и обосновал три закона мышления, диалектики, распространив их действие на саму реальность (содержание этих законов предлагается изучить по учебной литературе); 2) выдвинул положение об историчности субъекта познания; 3) дал более точные краткие определения важнейшим философским категориям; 4) создал универсальную философскую систему, которая позволяла на какой-то период его последователям-интеллектуалам чувствовать себя сопричастными мировому целому.

Достижения гегелевской философии продуктивно использовал один из его философских учеников К. Маркс с целью обосновать просвещенческую идею построения справедливого общества свободных людей, коммунизма − своеобразного «рая на земле». Идеалистическая диалектика Гегеля, когда дух (мысль) порождает бытие вещей, была перевернута Марксом на 180 градусов, как он утверждал: «поставлена с головы на ноги». Маркс считал, что бытие, прежде всего экономическая жизнь общества, определяет общественное сознание, а не наоборот. Поэтому коммунизм – не только результат веры, желаний и мыслей, а неизбежный итог действия объективных, независимых от человеческой воли экономических законов. Люди могут лишь соучаствовать в этом объективном процессе в качестве «инженеров» истории. Таким образом, мечты о справедливости, равенстве, свободе осуществимы. В чем был прав и где ошибался К. Маркс и его последователи-марксисты, предлагаем самостоятельно поразмыслить, чтобы затем обсудить на семинарском занятии вместе с преподавателем.

Т е м а  7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: