Всякая форма философии несет на себе печать национально-культурного своеобразия, в том числе и русская философия. Как и другие, она имеет предпосылки становления и свои особенности. К первым следует отнести: 1) Религиозно-православную традицию, уходящую истоками к крещеной Киевской Руси («Слово о законе и благодати» м. Иллариона, «Русская, правда» Я. Мудрого, летопись «Слово о полку Игореве» Никона и др.); 2) этно-психологические особенности русского народа:религиозность, стремление к прочности формообразования (государства), коллективной крестьянской жизни; 3) западноевропейскую философию, донесенную предшественниками, выпускниками Киево-Могилянской академии, и добытую самостоятельно путем непосредственного знакомства с нею русских мыслителей ХIХ в.
Начало последовательного развития русской философии относится ко второй четверти ХIХ в. В советский период многообразию философских идей и систем был насильно положен конец. По воле государственных органов разрешалась лишь марксистско-ленинская философия: диалектический и исторический материализм.
|
|
Особенностями русской философии периода ее рассвета в ХIХ-ХХ вв. являются: своеобразный антропоцентризм (размышления о судьбах человека, слитных с судьбой всего человечества, его историей (историософичность));религиозность в личном и историческом ее проявлении – единстве людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей, в первую очередь Любви (принцип соборности) и Свободы;формирование «русской идеи», суть которой – вера в высокое, мессианское предназначение России и русского народа.
Продолжая знакомство с особенностями двух направлений русской философии, славянофильства и западничества, следует обратить внимание не только на различия, но и на их сходство, о котором А.И. Герцен говорил, что и те и другие любили Россию: славянофилы – как мать, западники – как дитя.
Наиболее яркая фигура рассматриваемого периода В.С. Соловьев впервые в русской философии создал оригинальную философскую систему − «философию всеединства и вечной женственности», Софии-Мудрости Божией, ориентированную на совершенствование человека и человечества, на воспроизведение идеала богочеловечества как единства божественной энергии во втором пришествии Бога с энергией человеческого естества. Условием единения должны стать достижения европейского рационализма и религиозно-мистический духовный опыт русского народа и всех христиан.
Видными представителями русской философии ХХ столетия были глубокий экзистенциалист и яркий персоналист Н.А. Бердяев и основатель эйдетической феноменологической диалектики А.Ф. Лосев. В центре внимания вынужденного жить в эмиграции Н.А. Бердяева − проблема человека, сущностью которого, как и божественной сутью, мыслитель считал свободу. Размышляя и о судьбе России, высоко оценивая положительные качества русского духа, философ вместе с тем не идеализировал русский характер, отмечал его негативные черты и противоречивость: вольность и рабство, любовь, доброту и жестокость и деспотизм. Бердяев приходит к выводу, что именно этой этнической «гремучей смесью» обусловлены все катаклизмы русской истории − революции, войны, восстания, террор.Говоря о будущем русского государства, Н.А. Бердяев риторически вопрошает и дает предположительный ответ: станет ли Россия свободной, зависит о самого народа, его способности преодолеть рабство в себе.
|
|
А.Ф. Лосев, пройдя испытания ссылкой и идеологическим прессингом государственной власти, силой духа и мысли превзошел бытие суровой реальности сталинского социализма. Не случайно в историю философской мысли он вошел как идеалист, тонкий знаток философии и культуры Античности и эпохи Возрождения, создатель оригинального метода диалектической феноменологии эйдоса. В пронизанном смыслами движении живого бытия, эйдоса (а не умозрительной идеи) к своему инобытию, символу (языку, знаковым формам религии, искусства, философии) А.Ф. Лосев видел подлинную диалектику жизни и гениально провел свои историко-философские исследования.
Т е м а 9
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ
СЕМИНАР 11
ОНТОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
План
1. Онтология, ее место в структуре философского знания.
2. Единство и многообразие бытия.
3. Философия о пространстве и времени.
4. Бытие и развитие: метафизика и диалектика.
Эссе и сообщения:
1. Бытие в представлениях элеатов.
2. Понятие бытия в философии экзистенциализма
3. Основные идеи работы Э. Фромма «Иметь или быть».
4. Философские и естественно-научные представления о пространстве и времени.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Бытие и материя – это одно и то же?
2. Чем понятие «бытие» отличается от понятия «научная картина мира»?
3. Как философия решает проблему единства и многообразия мира?
4. Немецкий философ Э. Фромм различал «истинное бытие» и «бытие по-видимости». Как отличить «подлинное знание», от «знанияпо видимости»?
5. В чем смысл философского определения материи?
6. Чем отличается классическая концепция истины от прагматической?
7. Какие стороны развития объясняют законы, открытые Г. Гегелем?
Основные понятия:
Бытие – исходная категория философии, указывающая на существование чего-либо, в отличие от несуществования.
Время – способ изменчивостибытия, смена состояний предметов, их длительность.
Дух – относительно человека это понятие, выражающее совокупность явлений человеческой психики, противоположный телесным (физическим) особенностям (знания, эмоции, восприятия, образы и др.).
Материя – понятие, которым охватывается все существующее объективно, вне сознания людей.
Мир – совокупность явленной людям действительности.
Пространство – способ устойчивости бытия, сосуществование предметов и явлений, их координация, протяженность.
Реальность – понятие, указывающее наличное, актуальное бытие, в отличие от потенциального или утраченного.
Список рекомендуемой литературы:
1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.
2. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
3. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века / П.П. Гайденко. - М.: Республика, 1997.
4. Фромм Э. Иметь или быть / Эрих Фромм. - М.: АСТ, 2000.