Методические рекомендации

 

Поскольку философия есть проясненное мировоззрение, постольку верно предположить, что знакомство с современной философией поможет нам окинуть мысленным взором настоящее, отчетливее увидеть тенденции нашего времени, осознать собственные намерения и цели. Но философия парадоксальна: разглядеть ближнее сложнее, чем с дистанции. Учитывая оба фактора, необходимо с особым вниманием отнестись к освоению данной темы.

Как и прежде, вначале выделим предпосылки смены главной философской темы Нового времени − постепенной замены метафизики познания метафизикой языка. Их определила жизнь европейцев на рубеже ХIХ–ХХ веков: экономические, политические, культурные катаклизмы, в результате которых в душах многих не только «Бог умер» (Ф. Ницше), но пошатнулась и вера в могущество человека, во всесилие науки как средства достижения этой мощи.

В современной философии усилились установки релятивизма, плюрализма и иррационализма. Чтобы не заблудиться в этом «диффузном и труднообозримом поле учений, школ и концепций» (Ю. Хабермас) выделим два периода ее эволюции: постклассический (2-я пол. ХIХ - 60-е гг. ХХ в.) и постнеклассический (60-е гг. ХХ в. – наст. вр.). Общим у представителей разных школ и течений философии было стремление восстановить уверенность субъекта в своих силах, но уже не в форме господства над бытием, а через выявление новых его способностей для выживания в меняющемся мире.

К этой цели философы следуют разными дорогами, а в развитии всей современной философии выделяют два этапа. На первом, в свою очередь, можно увидеть две тенденции. Сторонники первой, позитивисты и прагматики, изыскивают средства сблизить философию с наукой, решать философские проблемы рациональными средствами. Авторы и последователи другой школы, представители философии жизни, неокантианства, феноменологии, герменевтики, экзистенциализмаищут средства «воодушевления» человека, пытаясь заглянуть в глубь сознания, исследовать его иррациональные способности – волю, веру, интуицию. В постнеклассический период, связанный с «лингвистическим поворотом в философии» (пристальным внимании к языку, речи), также можно выделить два тренда: постмодернизм и его альтернативы.

В пределах настоящего пособия исследовать даже главные черты каждой концепции современной философии невозможно в силу значительного их объема. Поэтому рекомендуем изучить их самостоятельно по указанным в списке литературы учебникам, а заинтересовавшие учения и концепции – по первоисточникам. Вместе с тем, сделать несколько указаний о ближайшей к нам постсовременной философии необходимо.

Сущность философии постмодерна можно выразить несколькими словами:  «хаос»,  «виртуальность»,  «текст»,  «деконструкция»,  «ризома»  (Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Гваттари). Смыслы, обозначаемые этими именами, в следующем: 1) мир, природный, социальный и индивидуальный, представляет собою хаос меняющихся знаков; 2) вжиться и понять его полностью невозможно, поэтому неопределенность и неуверенность сопровождают человека во всех сферах его существования; 3) единственным средством относительного освобождения личности от хаоса, зависимости и власти форм являются языковые игры, творческая деконструкция уже существующих текстов и создание новых словесных узлов (ризом) на запутанной корневой системе древа жизни-знака; 4) история и современность, прошлое и настоящее есть «музей ценностей», поле высказываний, в котором каждый находит и развивает нужные ему смыслы подобно отысканию новых образов в «черном квадрате» художника-футуриста начала ХХ в. К. Малевича. Вывод: философия постмодернизма вскрывает характерные стороны современной жизни, проясняет мировоззрение  значительной  части  западного  общества.  Кроме  того,  и  в  этом  его  тенденциальность,  постмодернизм акцентирует  центробежные  силы  истории.

Многие видные современные философы (К. Ясперс, Г. Райл, К.-О. Апель, Ю. Хабермас, Р. Рорти…), представители разных философских школ и течений (экзистенциализма, неопозитивизма, коммуникативной философии, неопрагматизма…), не разделяя принципы постмодернистов, признают, что язык, есть среда философии. Но при этом они не считают его единственным источником философствования, а потому: во-первых, языковые игры и неопределенность в гораздо меньшей степени, чем философию, определяют конкретно-научное знание, ибо объекты (вещи, явления) обладают собственными свойствами, которые не должны игнорироваться субъектом, представляться им в любых интерпретациях; во-вторых, − для «реабилитации субъекта», обретения им более «ясного» настоящего и более «светлого» будущего необходимо активировать имеющую место во всей человеческой истории и философии центростремительную тенденцию. Этой задаче могут служить не столько «языковые игры», сколько этика ответственности, единство слова и действия, пронизывающая все формы бытия человека в мире. Данную установку уместно называть неоклассической. Это не новая парадигма (см. «Основные понятия»), а именно универсальная тенденция (направленность), позволяющая при многообразии стилей, учений, школ, концепций и методов философствования продолжить и историю, и философию. Услышав голос Другого, в том числе природного объекта (начало Добра), человек способен поддерживать, развивать, наполнять новым содержанием (познавать) имеющиеся в потенции, желаемые каждым и всеми (интерсубъективные) цели-ориентиры: к Счастью, Истине, Свободе, Красоте, а также вырабатывать адекватные средства в бесконечном пути продвижении к ним.

 

 

Т е м а  8

РУССКАЯ  ФИЛОСОФИЯ  ХIХ-ХХ вв.

 

Семинар 10

ОСОБЕННОСТИ И ГЛАВНЫЕ ИДЕИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

План

 

1. Истоки и своеобразие русской философии.

2. Философия славянофилов и западников.

3. Философия всеединства В.С. Соловьева.

4. Русская философия в ХХ в.

Эссе и сообщения:

1. П.Я. Чаадаев – основатель русской философии.

2. «Русская идея» в философских исканиях славянофилов.

3. Социализм по-русски А.И. Герцена.

4. Философия всеединства В.С. Соловьева.

5. Идея свободы в творчестве Ф.М. Достоевского и Н.А. Бердяева.

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. В чем смысл послания игумена псковского монастыря Филофея князю Василию III?

2. Кем и за что П.Я. Чаадаев был объявлен «сумасшедшим»?

3. Каковы главные идеи славянофилов?

4. Что общего в идеях славянофилов и западников?

5. Почему В.С. Соловьев считается символом русской философии?

6. Какими чертами наделил «великого инквизитора Ф.М. Достоевский?

7. Что такое соборность в русской философии? Как она связана с русским космизмом?

8. Как вы считаете: чьи идеи, славянофилов или западников, ближе ментальности современного русского народа?

 

Основные понятия:

Богочеловечество – обожженное человечество, предел его исторического становления.

Западничество – направление русской общественной мысли в ХIХ веке, связывающее развитие России с усвоением опыта западноевропейской цивилизации.

Исихия – священное безмолвие, мистическое православное учение о пути человека к единению с Богом через аскезу, уединение и молчаливую молитву.

Община – форма ведения коллективного сельского хозяйства и крестьянской жизни в России.

Русская идея – понятие, обозначающее совокупность черт, присущих русскому менталитету и русской культуре, способных обеспечить эсхатологическую миссию русского народа и российского государства.

Славянофильство – направление русской общественной мысли, представители которого самобытность и высокое предназначение русского государства усматривали в русской традиции, столпами которой являются православие, самодержавие и народность.

Соборность – религиозное понятие, обозначающее единство людей на основе их любви к Богу и предпочтение нравственных ценностей.

Софиология – учение В.С. Соловьева о Софии – деве Премудрости Божией.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.

2. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

3. Лосский Н.С. История русской философии / Н.С. Лосский. - М., 1991.

4. Бердяев Н.А. Русская идея. Самопознание / Н.А. Бердяев. - М., 1991. - С. 11 - 215.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: