В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Лебединская О.А.

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

 

 

                                                         Москва 2010

                                                                СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИЯ 1. ФИРМА (ПРЕДПРИЯТИЕ) В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………….6

ЛЕКЦИЯ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………….10

ЛЕКЦИЯ 3. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА………………….16

 

ЛЕКЦИЯ 4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………….20

 

ЛЕКЦИЯ 5. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ. ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………………………………………….25

 

ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ……………………32

 

 

ЛЕКЦИЯ 7. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………… 39

 

ЛЕКЦИЯ 8. ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЦЕНЫ……………………………………………………45

 

ЛЕКЦИЯ 9. ИТОГОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………………………………54

 

ЛЕКЦИЯ 10. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………62

 

ЛЕКЦИЯ 11. ЗАКУПКИ, СБЫТ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ………………………………………68

ЛЕКЦИЯ 12. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ………………………………72

 

ЛЕКЦИЯ 13. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………79

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ…………………………………….82

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..85

 

 

ФИРМА (ПРЕДПРИЯТИЕ) В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.

 

В экономике Российской Федерации функционируют различные юридические лица, отличающиеся друг от друга рядом признаков: отраслевой принадлежностью, размером, масштабом производства, степенью специализации, методом организации производства, степенью его механизации и автоматизации, организационно-правовыми формами и др.

 

Признаками отраслевой принадлежности предприятия являются: характер потребляемого в процессе производства сырья; назначение и характер готового продукта; технологическая общность производства; время работы в течение года; размеры предприятия; специализация производства; методы организации производственного процесса; хозяйственная деятельность.

 

По характеру потребляемого сырья промышленные предприятия делятся на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности.

 

По назначению готовой продукции все предприятия делятся на две большие группы: производящие средства производства и производящие предметы потребления.

 

По признаку технологической общности различают предприятия с непрерывными и дискретными процессами производства.

 

По времени работы в течение года различают предприятия круглогодичного и сезонного характера работы.

 

По признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие.

 

По специализации производства однотипной продукции предприятия подразделяются на специализированные, диверсификационные и комбинированные.

 

По методам организации производственного процесса предприятия классифицируются на производства, в которых преобладают поточный, партионный и единичный методы организации производственного процесса.

 

По признаку хозяйственной деятельности предприятия подразделяются на: промышленные; торговые; инвестиционные; транспортные; работающие в сфере услуг.

 

Независимо от формы собственности предприятие работает, как правило, на условиях полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Оно самостоятельно заключает договоры с потребителями продукции, в том числе получает государственные заказы, а также заключает договоры и ведет расчеты с поставщиками нужных производственных ресурсов.

 

К основным функциям производственного предприятия относятся:

· · создание ценностей;

· · изготовление продукции производственного и личного потребления;

· · продажа и поставка продукции потребителю;

· · послепродажное обслуживание продукции;

· · материально-техническое обеспечение производства на предприятии;

· · управление и организация труда персонала на предприятии;

· · всестороннее развитие и рост объемов производства на предприятии;

· · предпринимательство;

· · уплата налогов, выполнение обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;

· · соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

 

Действующие в области экономики государственные законы определяют лишь компетентность и границы внешнего вмешательства в работу предприятия, но не устраняют это вмешательство. Частные, кооперативные, акционерные и другие предприятия не освобождаются от государственного контроля, который ведется за:

 

· · доходами предприятия и уплатой им налогов;

· · санитарным состоянием производства;

· · назначением и техническим уровнем продукции;

· · соблюдением стандартов и технических условий производства;

· · правовой защитой наемного персонала и некоторыми другими сторонами деятельности предприятии.

 

Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как:

 

· · увеличение объема продаж;

· · достижение более высоких темпов роста;

· · увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;

· · увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);

· · увеличение рыночной стоимости акции (если это открытое акционерное общество);

· · изменение структуры капитала.

 

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли; на этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), т.е. продолжение его операции в течение определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.

 

Процветающее предприятие - это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в международной теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшею ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.

 

Создание ценностей и есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности.

 

Основной рабочий инструмент в реализации целевой функции предприятия - это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (услуг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия.

 

В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы.

 

В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние.

 

Внутренние факторы связаны:

 

· · с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;

· · с ускорением НТП, с инновационной политикой предприятия;

· · с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;

· · с организационно-правовой формой хозяйствования;

· · с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

· · со спецификой производства в отрасли;

· · с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;

· · с амортизационной и инвестиционной политикой.

 

Внешние факторы связаны:

 

· · с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынков. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебаниях цен;

· · с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;

· · с инфляционными процессами;

· · с деятельностью государства.

 

Предприятия, функционирующие на стабильном рынке, в отраслях не подверженных быстрым переменам, обычно боролись за свою, вполне определенную долю на рынке. А сами рынки росли постольку, поскольку возрастала численность населения. И здесь, чтобы избежать банкротства, было достаточно классической рыночной стратегии, удержать свой сегмент рынка за счет снижения цен и издержек производства продукции.

 

Сегодня же искать пути увеличения прибыли только за счет снижения издержек производства, особенно при наличии конкуренции с ведущими фирмами, рано или поздно оборачивается для предприятия банкротством или переходом в разряд живущих на дотации из государственного бюджета.

 

Увеличить объем продаж, объем поступлений прибыли возможно лишь опираясь на изучение потребностей рынка и в соответствии с этим строить стратегию развития предприятия.

 

Современное производство должно соответствовать следующим требованиям:

 

· · обладать большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент изделий. Жизненный цикл продукции сегодня стал как никогда коротким, разнообразие ассортимента изделий выше, а серийность продукции, объем партий разового выпуска - больше. Поэтому производство, направленное на массовое, стандартизированное производство, ориентированное на строгое соответствие спецификациям, не способное постоянно приспосабливаться к запросам реальных, часто небольших групп потребителей, сегодня обречено на банкротство;

· · технология производства усложнилась настолько, что сегодня требуются совершенно новые формы контроля, организации и разделения труда;

· · совершенно изменился характер требований к качеству продукции. Выпускать хорошую продукцию недостаточно, необходимо послепродажное обслуживание, дополнительные фирменные услуги;

· · резко изменилась структура издержек производства. Все больше возрастает доля издержек, связанных с реализацией продукции. Ориентация только на снижение прямых затрат труда, будь то повышение норм выработки, замещение живого труда машинным мало способствует повышению эффективности производства, укреплению конкурентоспособности предприятия.

 

Все это требует принципиально новых подходов к управлению и организации производства, которые позволили бы успешно повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя, внедрять новую технику и технологию в производство, иметь минимум запасов и комплектующих узлов, деталей и готовой продукции, повышать качество при постоянном снижении издержек производства.

 

Самостоятельной проблемой является повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять скорости движения оборотных средств, максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.

 

Если современное предприятие не смогло приспособиться к требованиям и условиям рынка, не смогло выполнить требования, предъявляемые к производству, оно не сможет быть самостоятельным.

 

Контрольные вопросы

1. Что включается в понятие - предприятие?

2. Какую роль играет предприятие в экономике страны?

3. Каковы цели и задачи предприятия, работающего в условиях рынка?

4. Какие факторы влияют на работу предприятия?

5. Что представляет собой жизненный цикл предприятия? Охарактеризуйте фазы жизненного цикла предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: