Эмоциональная сопротивляемость

Эмоциональная сопротивляемость имеет место в том случае, если личность обычно неадекватно откликается эмоциями на проис­ходящее, реагирует невпопад, неожиданным и даже противопо­ложным образом по сравнению с большинством окружающих.

Парамимия. Инверсия (переворачивание) эмоций, когда аф­фективные реакции противоположны адекватным (требуемым, ожидаемым) в данной ситуации.

Факт со всей очевидностью свидетельствующий о нарушении интеллектуальной регуляции эмоциональных реакций. Интеллект имеет какие-то дефекты и потому либо не принимает участие в переработке воздействий, либо «отключается» под влиянием их энергии.

Эмоциональная парадоксальность. Ослабление адекватных эмоциональных ответов на важные события при одновремен­ном оживлении реакций на сопутствующие незначительные со­бытия.

«Застревание  на мелочах» — такова суть данного типа реаги­рования. Интеллект утратил свою гибкость, самокритичность, то есть способность отслеживать уместность и правильность соб­ственных действий. Поэтому даже незначительные приливы эмоциональной энергии снижают его продуктивность: он утра­чивает способность разграничивать главное от второстепенного.

Явление более распространено, чем может показаться с первого взгляда, и наблюдается в разных формах. Скажем, эмоциональ­ную парадоксальность демонстрирует мать, когда она прощает серьезный проступок ребенка, но не может забыть какой-либо пустяк. Эмоционально парадоксален человек, если он постоянно ворчит, или «любит слона из мухи делать». Не составляет исключение человек, у которого есть любимчики и не любимчики: одним он делает по­блажки, а других необоснованно журит и наказывает.

 Эмоциональная двойственность (амбивалентность). Реакция содержит разные эмоции по отношению к, одному и тому же объекту.

Характеризует конфликт ценностей и типична для невроти­ческой личности. Крайние варианты амбивалентности — свиде­тельство глубокой степени расщепления личности.

Существует и «бытовой», весьма распространённый вариант амбивалентности: «люблю и ненавижу». Проявления этой фор­мулы столь разнообразны, что порой мы их не замечаем. Так, весьма противоречиво отношение некоторых людей к близким — «вместе тесно, а врозь скучно». Непоследовательны наши чувст­ва, когда мы рассуждаем о работе: «хочется уйти на пенсию, но как жить без любимого дела и коллектива»

 

Восемь мифов, связанных с “ идеальным образом” педагога

Насколько Вы согласны со следующими утверждениями? Какие иррациональные верования стоят за этими мифами? Вы:

1. Хороший учитель спокоен, не суетится, всегда в одном настроении. Он всегда сдержан и никогда не показывает сильных эмоций.

2. Хороший учитель не имеет предубеждений или пристрастий. Для него все дети одинаковы - черные, белые, азиаты, кавказцы, умные, глупые, мальчики, девочки. Хороший учитель не бывает расистом, националистом, сексистом.

3. Хороший учитель может и должен скрывать свои настоящие чувства от школьников.

4. Хороший учитель одинаково расположен ко всем своим ученикам. У него нет любимчиков.

5. Хороший учитель способен обеспечить стимулирующую, свободную, превосходную обстановку в классе при постоянном соблюдении порядка и спокойствия.

6. Хороший учитель всегда хорош. Он никогда ничего не забывает. У него не бывает перепадов в настроении. Он не оборачивается к ученикам то хорошей, то плохой стороной характера. Он не делает ошибок.

7. Хороший учитель может ответить на любой вопрос. Он значительно мудрее школьников.

8. Хорошие учителя всегда поддерживают друг друга, выступают “единым фронтом” по отношению к ученикам, независимо от личных чувств, ценностей или убеждений.

 

Суммируя перечисленные мифы, можно сказать, что идеально “ хороший” учитель должен все знать, все понимать, быть лучше и совершеннее любого обычного нормального человека. Он должен как бы воспарить над человеческой массой, демонстрируя необычайные знания, яркий талант, организаторские способности, силу и полноту личности, умение заботливо и чутко относиться к детям... Мы видим, что образ “хорошего” учителя начинает терять человеческие черты, все более становясь похожим на ангела.

Тем не менее, очень многие учителя разделяют если не все, то большую часть перечисленных мифов, отчаянно стремясь при жизни вознестись на небо и болезненно ломая при этом себе крылья.

Мы предлагаем другую модель “хорошего” учителя. Хороший учитель - это счастливый учитель. Счастливый учитель - принц. Основная задача любого учителя - стать самому принцем и создать условия, позволяющие двигаться по пути к принцам его ученикам. Только в таких условиях учитель может персонализоваться в школьниках и только в таких условиях они могут действительно чему - то научиться, потому что им не нужно будет тратить время и силы для построения стратегий защиты от этого кошмарного человека, дающего невыполнимые задания и требующего железной дисциплины.  

Практическая работа 8.

    Изучение методического приема «Карта конфликта» для выявления интересов конфликтующих сторон.

1.Познакомтесь с принципами составления картографии конфликта

2.Постройте и проанализируйте картографию своего собственного конфликта с кем-то.

 

Информация к занятию

    Конфликтуя, участники предъявляют претензии к действиям друг друга, стремясь изменить поведение соперника. Претензии эти предъявляются в виде требований изменить поведение, прекратить либо, наоборот, начать активные действия.  Между тем, за категорическими требованиями всегда можно обнаружить фрустрированные потребности, возможность удовлетворения которых субъект связывает с поведением оппонента. Претензии выражаются в виде готовых решений, предлагаемых оппоненту. Для анализа конфликта нужно вернуться к нуждам, проявляющимся в потребностях и опасениях. Р. Фишер и У. Юри предложили метод ведения переговоров, в основе которого идея о том, что всегда возможно найти ряд решений, максимально соответствующих интересам сторон. Для этого необходимо сосредоточить усилия не на отстаивании своей позиции, а на четырех основных элементах переговоров: люди - их интересы - варианты, удовлетворяющие эти интересы - справедливые критерии для принятия таких вариантов.

    Таким образом, первая задача анализа конфликта – выявление интересов. Австралийские  конфликтологи  Х. Корнелиус и Ш. Фейр предложили эффективный методический прием анализа конфликтной ситуации: составление «Карты конфликта».

    «Карта» представляет собой лист бумаги, в центре которого помещается предмет конфликта; каждому из участников дискуссии выделяется часть листа, где он записывает свои требования к оппоненту, свои интересы и опасения.

     Необходимо помнить, что клиент под влиянием иллюзии «плохого человека» часто склонен приписывать оппоненту низменные, социально неодобряемые мотивы, объясняющие его действия его моральными дефектами. Необходимо обсудить, какие общечеловеческие потребности присущи оппоненту, какие его потребности могут быть фрустрированы в случае осуществления требований клиента. Для того чтобы лучше понять мотивы поведения оппонента, следует также обсудить возможные опасения оппонента. После того, как будет заполнено поле «интересы оппонента», необходимо уточнить, что из описанного клиент знает наверняка (например, со слов оппонента), а о чем лишь догадывается. Нужно четко разводить домыслы и факты по поводу мотивации поступков оппонента.  

Ход работы

1. Вспомните две конфликтные ситуации, в которых вы участвовали.

2. Начертите в центре листа квадрат и опишите предмет, из-за которого разгорелся конфликт.

3. Опишите, какие требования предъявляли друг к другу стороны в начале конфликтного взаимодействия.

4. Опишите потребности и опасения каждой стороны. Стремитесь, чтобы было перечислено не менее пяти-шести пунктов: чем больше интересов, затронутых конфликтом, вы сможете выявить, тем больше предложений по урегулированию конфликта удастся сделать позже.

Обсуждение и выводы

1. Опишите опыт, который вы приобрели, выполняя это упражнение.

2. Какую роль в понимании конфликта сыграл анализ интересов сторон?

3. Что вы можете сказать о достоинствах изучаемого метода, об области его применения и его ограничениях?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: