Практическая работа 9

Исследование собственной ответственности в конфликте с помощью методики «Диаграмма ответственности»

 

Выполнить упражнение «Диаграмма ответственности»

Для того, чтобы педагогу сопровождать переосмысление образа конфликта родителем, ребенком, коллегой, необходимо методом профессиональной пробы самому освоить эту методику.

 Быть ответственным означает держать ответ за что-то или признать, что именно ты был причиной чего-то. Существует несколько типов ответственности, например: ответственность за себя, ответствен­ность за других, моральная ответственность или юридическая от­ветственность. Несмотря на множество мнений о том, чему и как учить детей, существует определенное согласие, что детям необ­ходимо уже с самого раннего возраста предоставить возможность учиться ответственному поведению, и такое поведение должно на­правляться и подкрепляться значимыми для них взрослыми до тех пор, пока они не вырастут.

Родители, учителя и, в целом, взрослые заинтересованы в том, чтобы дети учились вести себя ответственно. На первый взгляд, понятие ответственности выглядит очень простым, но оно слиш­ком абстрактно. Как же можно научить быть ответственными де­тей, которые мыслят исключительно конкретно? В групповой ра­боте с детьми и подростками я использую «диаграмму ответственности» — технику, которая позволяет сделать наглядны­ми различные аспекты, связанные с ответственностью. Полная кру­говая диаграмма соответствует 100% ответственности в какой-либо конкретной ситуации за то или иное поведение. Детей просят взять на себя некоторую долю ответственности, какой бы маленькой она ни была. Например, ребенок может сказать: «Ну, моя ответствен­ность всего 5%. За все остальное отвечает мой брат». Принятая ответственность становится основой для того, чтобы объяснить ребенку, что можно было сделать, чтобы избежать проблем, и как стать более ответственным в будущем.

Дети не любят, когда их ругают, независимо оттого, понимают ли они, что явились причиной неприятностей, или считают, что не они ответственны за случившееся. Когда кто-то строго напо­минает им об их ответственности, дети обычно стремятся пе­реложить вину на кого-то еще или придумывают различные объяснения, лишь бы не отвечать за свои поступки. Например, мать может сказать дочери: «Лора, ты оставила открытое по­видло на террасе, и теперь вся банка полна муравьев». Лора скорее всего отклонит это обвинение: «Ну мам, я же не знала, что они сюда залезут!» Другими словами, она не принимает на себя ответственность за то, что муравьи добрались до еды.

 Работа с диаграммой помогает детям установить связь между их поведением и его последствиями и избежать при этом ситуации обвинения. Кроме того, они имеют возможность принять участие в поиске более приемлемых вариантов решения проблем. Они на­чинают стремиться к избежанию ситуаций, которые могут ранить других или причинить вред им самим.

 

Данная техника позволяет:

• Объяснить детям понятие ответственности, проанализиро­вать, как она проявляется в мыслях и поступках.

• Помочь детям понять, что их действия влияют на остальных.

• Объяснить детям, что принятие ответственности за свои действия может стать для них позитивным опытом.

• Помочь детям осознать, что ответственное поведение по­высит их самооценку.

Практические рекомендации

В качестве практических рекомендаций ниже приведен пошаговыйплан методики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: