Шаг 1: Опишите конфликтную ситуацию, в которой кто-то не проявил должной ответственности

Проясните, что ожидалось в данной ситуации и что произошло в действительности.

Шаг 2: Нарисуйте на доске или большом листе бумаги «диаграмму ответственности» и спросите детей, кто или что в % ответственен за неприятный исход взаимодействия, какую долю ответственности они хотят взять на себя

Отметьте все части ответственности на диаграмме. Например, если ребенок берет на себя 20% ответственности, диаграмма будет выг­лядеть так, как показано на иллюстрации.

 Шаг 3: Попросите детей написать и сказать, каким образом можно было бы увеличить свою долю ответственности в конкретной ситуации(что, возможно можно было сделать по-другому, что от Тебя могло бы зависить, для того, что бы последствия конфликта были бы не столь деструктивными?)

Шаг 4: Опишите, как именно изменилась Ваша доля ответственности, как именно изменилось Ваше эмоциональное отношение как к конфликтной ситуации в целом, так и к себе и к другим участникам конфликта?

Неважно, какую долю ответственности вы или ребенок взял на себя, пусть даже это будет только 1%, используйте сам этот факт для того чтобы обсудить с ним дальнейшие пути осознания своей ответственности в разных ситуациях.

Технику следует применять в том случае, если дети зна­комы с дробями и процентами. Диаграмма будет бесполезной, если они не знают, как работать с процентами. Обычно дети уже в сред­ней школе хорошо понимают, о чем идет речь.

 Очень важно задавать себе и детям вопросы, которые помогут им прояс­нить и усвоить то, что они изучали в процессе работы с этой техни­кой. Примеры таких вопросов приведены ниже.

Пример

Описанная ниже процедура поможет детям понять, что такое личная ответственность за что-либо.

1. Нарисуйте круговую диаграмму (рисунок) на доске или на большом листе бумаги. Объясните в доступной форме, что круг является метафорой ответственности человека в тех или иных обстоятельствах. Другими словами, каждый человек в большей или меньшей степени отвечает за ситуацию, в кото­рой он оказывается.                                 

2. Обсудите ситуации, приведенные ниже, или другие, более подходящие для вашей группы.                       

Ситуация 1                                          

Дэн отвечает дома за собаку по кличке Лэд, кормит, моет, гуляете играет с ней каждый день. Однако несколько дней подряд Дэн бьл настолько увлечен играми со своими друзьями, что забывал погулять и поиграть со своим псом. Лэд очень любит бегать по окрест­ностям и играть с детьми и теперь, когда про него забыли, заскучал и начал грызть свой ремешок. Наконец он перегрыз его и с радостью убежал гулять. Вечером Дэн пришел кормить собаку и обнару­жил порванный ремешок. Он очень огорчился и почувствовал себя ужасно из-за пропажи собаки. Однако Дэн не хочет брать на себя ответственность за плохой уход за собакой и считает, что виноват Лэд — он не захотел оставаться дома, и поэтому он плохой пёс. Задайте следующие вопросы:

Какая часть ответственности лежит на Дэне?

Какая часть ответственности лежит на Лэде?

Какая часть ответственности лежит на остальных?          

Нарисуйте на диаграмме приблизительную часть ответственности Дэна. Например, пусть дети оценили ответственность Дэна в 20%. Нарисуйте сектор, равный примерно одной пятой части круга по площади. Перерисуйте этот сектор ниже. Спросите у группы: «Если это ответственность Дэна за Лэда, то что можно было сделать по-другому, чтобы Лэд не убежал?» Например:

• Он мог взять Лэда с собой играть с друзьями.

• Он мог попросить свою сестру погулять с собакой, а он выпол­нил бы часть ее домашней работы в другой день.

• Он мог сказать друзьям, что он не может играть с ними, потому что отвечает за Лэда.

• Он мог сказать родителям, что очень занят, и спросить у них совета, что ему делать.

Ситуация 2

В июле Полу исполнилось 16 лет и он получил водительские пра­ва. Он очень доволен, что теперь может с друзьями ездить, куда захочет. Его сестра Кетти работает в банке. Ее машина находится в ремонте. Пол согласился встретить Кетти после работы в 5 часов вечера и подвезти ее домой, потому что она плохо себя чувствует и ей нельзя долго находится на открытом солнце. В этот день было очень жарко, и друзья Пола попросили отвезти их после школы в кафе выпить молочного коктейля. Они шутили и смеялись и не заметили, как пролетело время. Пробило 5 часов, и Пол понял, что он опоздал за Кетти как минимум на полчаса. Его друзья сказали, что ему не стоит беспокоиться, поскольку его сестре 19 лет и она вполне может сама взять машину и вообще не нуждается в опеке своего 16-летнего брата. Пол никак не мог отвязаться от своих друзей и чувствовал возрастающее беспокойство.

Когда наконец он добрался до банка, то увидел у входа несколь­ко полицейских машин и машину скорой помощи. Испуганный Пол спросил у полицейского, что произошло. Выяснилось, что у входа в банк молодая женщина упала в обморок и сейчас ее со­бираются отвезти в больницу. Пол сказал полицейскому, что, на­верное, это его сестра, и ему разрешили заглянуть в машину скорой помощи. Это действительно была Кетти. Врач сказал, что ей лучше, но в больницу ее отвезти необходимо. По дороге домой Пол чувствовал угрызения совести. Он думал, что если бы он приехал за Кетти вовремя, то она не перегрелась бы на солнце и не попала бы в больницу.

Задайте следующие вопросы:

Если полная ответственность равна 100%, то какая доля от­ветственности лежит на Поле?

Какая доля ответственности лежит на Кетти?

На ком еще лежит ответственность за ситуацию?

Предположим, дети определили ответственность Кетти в 60%, по­тому что она взрослая и должна была знать, что ей нельзя так долго оставаться на солнцепеке. В таком случае ответственность Пола за его обещание быть вовремя равна 40%. Ниже нарисуйте сектор круга, отражающий ответственность Пола, и спросите, как Пол мог поступить, чтобы проявить больше ответственности. На­пример:

• Он мог не возить друзей в кафе, если думал, что может опоз­дать.

• Он мог оставить друзей в кафе и съездить за Кепи.

• Он мог взять своих друзей с собой на встречу.

Спросите у детей, не хотят ли они рассказать о своих ситуаци­ях, и если да, обсудите их. Возможно, дети будут рассказывать о случаях, произошедших с их друзьями, братьями или сестра­ми, но по мере роста доверия в группе, они начнут говорить и о своих собственных ситуациях.

Задайте вопросы следующего типа:

Что вы узнали о принятии ответственности за ситуациюнасебя?

В каком возрасте дети становятся ответственными за то, что они делают?

Что вам следует сделать, если вы обнаружите, что не смо­жете сделать то, за что взяли на себя ответственность? Что вам следует делать, если в результате вашего безот­ветственного поведения кто-то получил травму?

Техника используется в дисциплинарных беседах, позволяя уточнить, пепеосмыслить собственную долю ответственности в конфликтной ситуации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: