Тема 6. Конфликтологические подходы и технология разрешения конфликтов

45.Путь переговоров является:

1) сложным процессом, результатом которого будет согласие только одной стороны

2) конструктивной альтернативой силовым методам разрешения конфликтов

3) бесполезным и ни к чему не приводящим

4) единственным возможным решением конфликта, но только в семейной сфере

 

46.Цель переговоров их участники должны видеть в:

1) разумном решении, полученном быстро и в полном согласии

2) согласии только одной стороны

3) в процессе, не в результат

4) в полном описании собственных позиций

 

 

47. «Нижняя граница» в логике авторов «метода принципиального ведения переговоров», это:

1) самый лучший вариант решения ситуации

2) худший из допустимых вариантов, на который вы готовы согласиться

3) позиция, которая устроит обе стороны

4)компромиссное решение

 

48.Центральная идея для модели переговорного процесса, которая называется моделью «взаимных выгод» заключается в том, что:

1) поиск точки, которую стороны посчитают для себя приемлемой

2) существует возможность обоюдного выигрыша

3) на вероятность достижения справедливого соглашения влияниет величина конфликта

4) сформулировать объективные критерии принятия решения

 

49.Торговая стратегия в переговорах предполагает:

1) участники конфликта признают ценности друг друга как свои собственные

2) участники конфликта признают только собственные ценности

3) осознавание сторонами конфликта его предмета

4) обмен сторон позициями

 

50. Варианты разрешения конфликта с использованием переговоров могут быть следующими:

1)наличие рассогласований между сторонами

2) полное разрешение конфликта на объективном уровне

3) полное разрешение конфликта на субъективном уровне

4) смена образов конфликтной ситуации.

 

Ключи к тестам для самоконтроля

№ задания-ответ № задания-ответ № задания-ответ № задания-ответ № задания-ответ
№ 1 - 4 № 11- 2 №21-1 №31-1 №41-3
№ 2 - 1 №12- 2 №22-4 №32-2 №42-3
№ 3 - 2 №13-3 №23-2 №33-3 №43-3
№ 4 -3 №14-3 №24-1 №34-2 №44-3
№ 5 -2 №15-3 №25-4 №35-3 №45-2
№ 6 -3 №16-3 №26-2 №36-2 №46-1
№ 7 -2 №17-2 №27-3 №37-3 №47-2
№ 8 -1 №18-3 №28-1 №38-3 №48-1
№ 9 -1 №19-2 №29-2 №39-1 №49-1
№ 10 -4 №20-4 №30-2 №40-2 № 50 - 2


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

 

1. Причины педагогических конфликтов конфликтов.

2. Управление межличностными и межгрупповыми конфликтами.

3. Содержание акмеологической модели конфликтологической компетенции.

4. Классификация педагогических конфликтов.

5. Анализ конфликтной ситуации.

6. Профилактика конфликтов в организациях.

7. Сотруднический стиль разрешения конфликта.

8. Причины педагогических конфликтов.

9. Типологии педагогических конфликтов.

10. Управление конфликтами.

11. Профессиональные деформации педагога как конфликтоген.

12. Профессиональные кризисы педагога как конфликтоген.

13. Техника ведения переговоров.

14. Конфликтно-стрессовые ситуации в младших классах.

15. Деятельность педагога по построению эффективного общения

16. Конфликтно-стрессовые ситуации в старших классах.

17. Учет возрастных особенностей учащихся как составляющая конфликтологической компетентности педагога.

18. Особенности интолерантной личности

19. Управление стрессами для предупреждения конфликтов

20. Толерантность как система отношений и ценностная ориентация.

21. Стратегии поведения в конфликте.

22. Конфликт и манипуляция. “Цивилизованные” способы противостояния нападению и манипуляции.

23. Функции конфликта (деструктивная, конструктивная).

 



ГЛОССАРИЙ

Агрессия - индивидуальное или групповое (коллективное) поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба или уничтожение другого человека, группы людей, больших социальных общностей.

Акцентуация локуса контроля - чрезмерная выраженность стремления человека приписывать ответственность за особенности и результаты своей деятельности, в том числе и конфликтной, внешним силам и обстоятельствам (экстернальный тип личности) либо собственным особенностям поведения и усилиям (интернальный тип личности)

Аффект - кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением важных для человека потребностей.

Буллинг - агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения работника, подрыве его ре­путации и т.п. (Н.П. Романова)

Внутриличностный конфликт - это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Генерализация конфликта - переход в конфликте от поверхностных к более глубоким противоречиям, увеличение диапазона различных точек столкновения, которое сопровождается расширением границ конфликта.

Границы конфликта - внешние структурно-динамические пределы конфликта: субъектные (количество основных участников); пространственные (территория, на которой происходит конфликт); временные (продолжительность конфликта).

Группа конфликтная - совокупность людей, объединяемая общими интересами, целями и задачами деятельности, осознающая противоположность их интересам, целям и задачам соперничающей группы и ведущая с последней активную конфликтную борьбу.

Динамика групповая - совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

Завершение конфликта – прекращение конфликта вследствие исчезновения предмета конфликта.

Избежание (уход) - это стратегия поведения в конфликте; реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта.

Инициаторы -группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу.

Инициация конфликта. Метод управления конфликтом. Перманентное обострение имеющихся в обществе противоречий, усиление эскалации конфликтов и консервацию остроконкурентных отношений с целью порождения ситуации, которую можно было бы использовать более эффективно, чем это мог бы сделать противник.

Инцидент - действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало открытой борьбы между ними..

Компромисс – стратегия поведения в конфликте; взаимные уступки; согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частичных интересов другой стороны.

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними.

Конфликтогены - слова, жесты, оценки, суждения, действия или бездействия одной стороны или обеих взаимодействующих сторон, способные привести к возникновению конфликтной ситуации и ее перерастанию в реальный конфликт.

Конфликт -противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений.

Кризис - резкое обострение остроты конфликта, после которого наступает качественное изменение ситуации.

Легитимизация конфликта - этап разрешения конфликта, выяснение того, присутствует ли у большинства участников конфликта добровольная готовность соблюдать предложенные нормы и правила, приведение институциональной процедуры в соответствие с уровнем легитимности.

Манипуляция – вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент.

Медиация (посредничество) – процесс, в ходе которого участники конфликта с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь консенсусного соглашения, которое соответствовало бы их интересам.

Межличностный конфликт - ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей личности, осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий субъектов конфликта.

Отрицание - это способ психологической защиты, предполагающий инфантильную подмену принятия решения в соответствии с новыми обстоятельствами их игнорированием; блокирование внешних событий от вхождения их в сознание, когда восприятие таких стимулов связано с угрожающими импульсами.

Переговоры – это взаимодействие социальных субъектов или их представителей в форме прямого или опосредованного диалога, предполагающего согласование интересов и (или) направленного на нейтрализацию потенциального или регулирование (разрешение) реального конфликта.

Приспособление - стратегия поведения в конфликте; уступки противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов.

Причина конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его.

Проекция - способ психологической защиты, предполагающий приписывание другому человеку того, что в себе реально подлежало бы осуждению; обвинение другого в своей неудаче; «чтение в сердцах».

Разрешение конфликта – минимизация проблем, разделяющих стороны; обычно осуществляется через поиск компромисса, достижение согласия между участниками.

Регрессия -это способ психологической защиты, предполагающий обращение к примитивным формам / детским стереотипам поведения; уход от ответственности в ситуации внутриличностного или межличностного конфликта.

Рефлексивное управление – передача партнеру по коммуникации некоторых оснований, из которых тот самостоятельно логически выведет предопределенное другим партнером и необходимое ему действие или решение.

Стресс - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

 

Соперничество (борьба) - стратегия поведения в конфликте; стремление к доминированию и в конечном счете устранению одной из сторон в конфликте.

Сотрудничество - стратегия поведения в конфликте; стремление к интегрированию интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны.

Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих.

Сублимация - это способ психологической защиты, предполагающий удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив, творческой деятельностью.

Управление конфликтами. Целенаправленное влияние на различные компоненты конкурентного взаимодействия сторон, предполагающее повышение соответствия их состояния сознательным намерениям того или иного субъекта.

Урегулирование конфликта – мягкое воздействие на конфликт, а также его частичное или временное решение. Результат организованного успешного побуждения (или принуждения) одного из противников к тому или иному типу действий, выгодному другой стороне или посреднику.

Фасилитация групповая - это процесс, в котором специалист, приемлемый для всех членов группы, нейтральный и не имеющий права принимать решения (фасилитатор), помогает группе улучшить способы идентификации проблем и принятия решений за счет организации конструктивной совместной деятельности.

Фрустрация - ситуация психического расстройства, переживания неудачи.

Цель -осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека; представление той конечной ситуации, которая возникнет в результате разрешения противоборства и к достижению которой стремятся его участники.

Эмпатия (греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Различают: эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.

Эскалация - прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, 2010

2. Журавлёв В.И. - Основы педагогической конфликтологии.: М РПА, 1995

3. Кузнецова Н.И., Суртаева Н.П. Педагогические конфликты. Пути преодоления. -Тобольск, 1995.

4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб ЗАО «издательство «Питер». 1999. – 416 с.

5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.-М., 1991.

Дополнительная литература

1. Андреев В.К. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань, 2002. – с. 135 - 166

2. Анцупов А.А., Шепилов А.И., Конфликтология. М., 1999.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – СПб., 1997. – с. 33 - 61

4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - 2-е изд. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1989.

5. Вершинин М.С. «Конфликтология» Конспект лекций.. Спб, 2000

6. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов издателей "Тандем". Издательство "ЭКМОС", 2001. – 320с.

7. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 2012.

8. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.

9. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 1996.

10. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998. – 480с.

11. Конфликтология: Учебник для вузов / В.П. Ратников, В.Ф. Голюбь, Г.С. Лушакова и др.; Под ред. Проф. В.П. Ратников, - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001

12. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.;М, 1999

13. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Ростов на Дону. 2005

14. Левин К. Разрешение социальных конфликтов.С - Пб, 2000

15. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. СПб. -, М. -Харьков. - Минск: Питер,1997

16. Мелибруда Е.Я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польск. М.: Прогресс, 1986.

17. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.:Речь,2002.

18. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. - Воронеж, 2012.

19. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во политич. лит-ры, 2012.

20. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.

21. Седова Н.В., Общение учителя и учащихся на уроке. //Изучение личности школьника учителем -: М, 1998

22. Скотт Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления, Киев.: Внешторгиздат,1991

23. Суртаева Н.Н., Фёдорова В.К. Педагогическая конфликто-логия в решении конфликтных взаимодействий. Тюмень; ТОГИРРО, 1998

24. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. -Красноярск,1996.

25. Чумиков А. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия. Социс, 1995.

26. Шапиро Д. Конфликт и общение: путеводитель по лабиринту разрешения конфликта. Кишенев, 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: