Упрощённые правила посредничества

1. Придите к согласию:

Вам, как посреднику, необходимо познакомить конфликтующие стороны с вашей ролью и пояснить её. Вам следует сказать, например, о следующем:

 наша задача - решить проблему

 без обвинений

 не прерывая друг друга

 говоря только правду

2. Выслушайте каждого:

 каждый участник расскажет, что произошло с ним, в то время как другие слушают его

 каждый слушающий повторяет то, что было сказано до него своими словами, во избежание недопонимания

 каждая сторона рассказывает о своём отношении к конфликту

3. Разрешите конфликт:

 каждая сторона объясняет, что ей необходимо для достижения соглашения;

 соглашение может быть записано на бумагу и подписано каждой стороной;

 покажите, что разногласия можно решать лучшим способом, чем они делали до этого.

Основное правило посредничества: ни в коем случае не принимать точку зрения одной из сторон, так как в этом случае посредник тут же теряет доверие другой стороны, участвующей в конфликте. Наладить диалог в сложной ситуации помогут преобразующие вопросы.

 

Практическая работа 15.

Исследование уровня собственной рефлексивности.

1. Исследовать уровень собственной рефлексивности по методике А.В.Карпова и В.В.Пономарева.

2. Исследовать рефлексивность собственного мышления с помощью методики О.С.Анисимова.

3. Определить уровень сформированности рефлексии по методике Руковишникова Е.Е.

 

Методика определения уровня рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева)

Инструкция. Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений методики. В бланке ответов напротив номера утверждения поставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту вашего ответа:

1 — абсолютно неверно;

2 — неверно;

3 — скорее неверно;

4 — не знаю;

5 — скорее верно;

6 — верно;

7 — совершенно верно.

 Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может. Первый пришедший в голову ответ и является верным.

Текст методики

1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долгое время думаю о ней, хочется ее с кем-нибудь обсудить.

2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.

3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.

4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могу отвлечься от мыслей о нем.

5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.

6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.

7. Главное для меня — представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.

8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.

9. Я часто ставлю себя на место другого человека.

10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.

11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил плана.

12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

13. Я довольно легко принимаю решения относительно дорогой покупки.

14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.

15. Я беспокоюсь о своем будущем.

16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.

17. Порой я принимаю необдуманные решения.

18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.

19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.

20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить.

21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.

22.Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним разговор.

23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.

24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, в каких словах это лучше сделать, чтобы его не обидеть.

25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.

26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.

27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

 

Обработка результатов

 Из этих 27 утверждений 15 являются прямыми (номера утверждений: 1, 3, 4, 5, 9,10,11,14,15, 19, 20, 22, 24, 25). Остальные 12 -обратные утверждения, что необходимо учитывать при обработке результатов, когда для получения итогового балла суммируются в прямых утверждениях цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратном — значения, замененные на те, что получаются при переворачивании шкалы ответов.

Все пункты можно сгруппировать в четыре группы:

1) ретроспективная рефлексия деятельности (номера утверждений: 1, 4, 5, 12, 17, 18, 25, 27);

2) рефлексия настоящей деятельности (номера утверждений:2,3,13,14,16,17,18,26);

3) рассмотрение будущей деятельности (номера утверждений: 3, 6, 7, 10,11, 14, 15,20);

4) рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми (номера утверждений: 8, 9, 19, 21, 22, 23, 24, 26).

Полученные сырые баллы переводятся в стены:

 

Стены 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Сырые баллы <80 81-100 101-107 108-113 114-122 123-130 131-139 140-147 148-156 157-171 >172

 

Интерпретация данных, полученных в результате тестирования

Результаты равные или большие семи стенов свидетельствуют о высокой рефлексивности. Педагог с таким баллом в большей степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. Результаты в границах от четырех до семи стенов — индикаторы среднего уровня рефлексивности. Низкие результаты — меньше четырех стенов - свидетельствуют о низком уровне развития рефлексивности педагога. Это проявляется в том, что ему сложно поставить себя на место другого и регулировать собственное поведение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: