У данной категории детей встречаются следующие особенности:
- сниженный запас сведений и представлений об окружающем;
- нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем;
- низкая познавательная активность;
- по уровню развития интеллекта дети с ДЦП представляют разнородную группу;
- расстройство эмоционально-волевой сферы (повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, заторможенность, застенчивость, робость);
-нарушения поведения (агрессия, полное безразличие, равнодушие, безучастность);
- своеобразие структуры личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость, наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых вопросах;
- нарушения речи (80%), слуха, зрения (25%);
- астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.
Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) детей с детским церебральным параличом
|
|
Задачи АФВ:
1. Нормализация тонуса и моторики.
2. Развитие манипулятивной функции и двигательных навыков.
3. Развитие игровой деятельности и психических процессов.
4. Расширение знаний об окружающей среде.
5. Развитие двигательных навыков.
В раздел ОРУ введены коррекционные упражнения для:
- расслабления мышц;
- формирования правильной осанки;
- формирования равновесия;
- развития пространственной ориентации и точности движений.
В каждый урок включаются ОРУ, корригирующие, прикладные упражнения, игры по упрощенным правилам.
Для специализированных школ с ДЦП существует программа по физическому воспитанию только для 1-4 классов (1986). Отдельные разделы программы не выделяются (гимнастика, легкая атлетика), а используются доступные виды занятий. Раздел «Прикладные упражнения» направлен на формирование возрастных локомоторно-статических функций, необходимых в быту, учебе и труде. В нем выделены разделы: построения и перестроения, ходьба и бег, прыжки, лазание и перелезание, ритмические и танцевальные упражнения, упражнения с предметами.
Разрабатываются авторские программы.
Работа учителя физкультуры осуществляется в тесном контакте с врачом. Вопрос об использовании ортопедической обуви и аппаратов во время занятий решает врач.
Требования к урокам физкультуры:
- постепенно увеличивать нагрузку и усложнять упражнения;
- чередовать различные виды упражнений, применять принцип рассеянной нагрузки;
- упражнения должны соответствовать возможностям учеников;
|
|
- индивидуальный подход;
- рационально дозировать нагрузку, не допускать переутомления;
- обеспечить профилактику травматизма и страховку.
Нетрадиционные формы занятий:
При работе с детьми, имеющими ДЦП, используются занятия в сухом бассейне и на фитболах.
Преимущество сухого бассейна:
- тело ребенка постоянно находится в безопасной опоре;
- осуществляется постоянный контакт кожи с шариками;
- происходит постоянный массаж всего тела;
- стимулируется проприорецептивная и тактильная чувствительность;
- свободные движения, смена направления движения, позы;
- чередование двигательной активности с отдыхом;
- самопроизвольное регулирование нагрузки;
- удовлетворение потребности в движения;
- способствует развитию моторики, координации движений, равновесия;
- активизация сердечно-сосудистой и дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта;
- способствует развитию физических качеств;
- уменьшает спастику и гиперкинезы;
- стимулирует функцию паретичных мышц, способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей;
- создают положительный психоэмоциональный настрой.
Подбор упражнений должен быть индивидуален в зависимости от формы и тяжести заболевания.
Преимущество фитбола:
- вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лимфооттоку;
- увеличивает сократительную способность мышц;
- улучшается функция ссс, внешнего дыхания, повышается обмен веществ, интенсивность процессов пищеварения;
- вибрация, сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с райттерапией (лечение верховой ездой);
- создается сильный мышечный корсет;
- уравновешиваются нервные процессы;
- развиваются физические качества, формируются двигательные навыки;
- положительное воздействие на психоэмоциональную сферу.
Методические рекомендации при работе на фитболе:
1. Правильная посадка предусматривает оптимальное взаиморасположение звеньев тела.
2. Использование правильной и своевременной страховки.
3. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений.
4. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах, интенсивного напряжения мышц шеи и спины.
5. При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхание.
6. При выполнении упражнений лежа на спине на мяче и груди на мяче голову не запрокидывать.
7. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на расслабление и растягивание.
8. Занятия могут проводиться 2 раза в неделю.
9. Каждое упражнение повторять, начиная с 3-4 раз, увеличивая до 6-8 повторений.