Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом (ДЦП)

У данной категории детей встречаются следующие особенности:

- сниженный запас сведений и представлений об окружающем;

- нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем;

- низкая познавательная активность;

- по уровню развития интеллекта дети с ДЦП представляют разнородную группу;

- расстройство эмоционально-волевой сферы (повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, заторможенность, застенчивость, робость);

 -нарушения поведения (агрессия, полное безразличие, равнодушие, безучастность);

- своеобразие структуры личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость, наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых вопросах;

 - нарушения речи (80%), слуха, зрения (25%);

- астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.

 

Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) детей с детским церебральным параличом

      Задачи АФВ:

1. Нормализация тонуса и моторики.

2. Развитие манипулятивной функции и двигательных навыков.

3. Развитие игровой деятельности и психических процессов.

4. Расширение знаний об окружающей среде.

5. Развитие двигательных навыков.

 

В раздел ОРУ введены коррекционные упражнения для:

- расслабления мышц;

- формирования правильной осанки;

- формирования равновесия;

- развития пространственной ориентации и точности движений.

В каждый урок включаются ОРУ, корригирующие, прикладные упражнения, игры по упрощенным правилам.

Для специализированных школ с ДЦП существует программа по физическому воспитанию только для 1-4 классов (1986). Отдельные разделы программы не выделяются (гимнастика, легкая атлетика), а используются доступные виды занятий. Раздел «Прикладные упражнения» направлен на формирование возрастных локомоторно-статических функций, необходимых в быту, учебе и труде. В нем выделены разделы: построения и перестроения, ходьба и бег, прыжки, лазание и перелезание, ритмические и танцевальные упражнения, упражнения с предметами.

Разрабатываются авторские программы.

Работа учителя физкультуры осуществляется в тесном контакте с врачом. Вопрос об использовании ортопедической обуви и аппаратов во время занятий решает врач.

Требования к урокам физкультуры:

- постепенно увеличивать нагрузку и усложнять упражнения;

- чередовать различные виды упражнений, применять принцип рассеянной нагрузки;

- упражнения должны соответствовать возможностям учеников;

- индивидуальный подход;

- рационально дозировать нагрузку, не допускать переутомления;

- обеспечить профилактику травматизма и страховку.

Нетрадиционные формы занятий:

При работе с детьми, имеющими ДЦП, используются занятия в сухом бассейне и на фитболах.

Преимущество сухого бассейна:

- тело ребенка постоянно находится в безопасной опоре;

- осуществляется постоянный контакт кожи с шариками;

- происходит постоянный массаж всего тела;

- стимулируется проприорецептивная и тактильная чувствительность;

- свободные движения, смена направления движения, позы;

- чередование двигательной активности с отдыхом;

- самопроизвольное регулирование нагрузки;

- удовлетворение потребности в движения;

 - способствует развитию моторики, координации движений, равновесия;

- активизация сердечно-сосудистой и дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта;

- способствует развитию физических качеств;

- уменьшает спастику и гиперкинезы;

- стимулирует функцию паретичных мышц, способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей;

- создают положительный психоэмоциональный настрой.

Подбор упражнений должен быть индивидуален в зависимости от формы и тяжести заболевания.

Преимущество фитбола:

- вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лимфооттоку;

- увеличивает сократительную способность мышц;

- улучшается функция ссс, внешнего дыхания, повышается обмен веществ, интенсивность процессов пищеварения;

- вибрация, сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с райттерапией (лечение верховой ездой);

- создается сильный мышечный корсет;

- уравновешиваются нервные процессы;

- развиваются физические качества, формируются двигательные навыки;

- положительное воздействие на психоэмоциональную сферу.

Методические рекомендации при работе на фитболе:

1. Правильная посадка предусматривает оптимальное взаиморасположение звеньев тела.

2. Использование правильной и своевременной страховки.

3. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений.

4. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах, интенсивного напряжения мышц шеи и спины.

5. При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхание.

6. При выполнении упражнений лежа на спине на мяче и груди на мяче голову не запрокидывать.

7. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на расслабление и растягивание.

8. Занятия могут проводиться 2 раза в неделю.

9. Каждое упражнение повторять, начиная с 3-4 раз, увеличивая до 6-8 повторений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: