Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) глухих и слабослышащих детей

 Коррекционные задачи адаптивного физического воспитания:

- коррекция и развитие способности к усвоению ритма движений;

- коррекция и развитие способности к быстрому реагированию;

- коррекция и развитие координации движений;

 - коррекция и развитие мелкой моторики пальцев;

 - формирование устойчивости, помогающей преодолеть шаркающую походку;

- развитие и правильное использование остатков слуха;

- развитие чувства ритма, умения различать тактильно-вибрационные и доступные звуковые сигналы.

 

Средства для коррекции функции равновесия:

- ходьба по дорожке (с различными предметами, переступая предметы);

- ходьба по кругу (в обоих направлениях);

- ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы;

- ходьба по дощечкам («кочкам»);

- ходьба на лыжах и коньках по ковру;

- езда на велосипеде и самокате;

- ходьба, бег, прыжки, ползание по наклонной опоре;

- балансировка на набивном мяче;

- элементы игры в баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон.

Средства коррекции вестибулярной функции:

- движения глаз;

- наклоны и повороты головы в разных плоскостях;

- повороты головы при наклоненном туловище;

- повороты на 90,180,360 гр.;

- кувырки вперед, назад;

- вращение вокруг шеста, держась за него руками;

- кружение в парах с резкой остановкой;

- подскоки на батуте;

- изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках;

- резкая остановка при выполнении движений;

- прыжки со скакалкой с изменением темпа;

- упражнения с закрытыми глазами (кувырки, кружение, наклоны и повороты головы).

Методические правила:

- подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;

- специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими;

- упражнения с изменениями положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;

- упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;

- в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи;

- образцовый показ упражнений учителем;

- применять на занятиях звуковые сигналы (пианино, барабан, бубен);

- использование специального словаря (определенный набор слов для каждого занятия).

2.5.Особенности проведения подвижных игр для глухих и слабослышащих детей

Особенности физического и психического развития:

- затруднено восприятие мира, ограничены возможности общения с окружающими;

- частые простудные заболевания,

- общая ослабленность организма,

- низкая работоспособность, быстрая утомляемость,

- нарушение осанки,

- отставание развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости),

- труднее и дольше осваивают новые движения,

- испытывают трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений;

- плохая ориентация в пространстве,

- неустойчивость внимания,

- замедленное и непрочное запоминание,

- ограниченная речь, малый запас слов,

- неспособность к адекватному восприятию и воображению.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит повысит в процессе развития речи, повысить уровень отработки значений.

Как показывают наблюдения, игра не занимает ведущего места в работе с такими детьми. Причины: незнание педагогами особенностей игровой деятельности глухих и слабослышащих; перенесение в детские сады для детей с нарушением слуха способов руководства игрой, характерных для массовых учреждений; трудности общения в процессе игры с низким уровнем речевого развития; отношение к игру со стороны сурдопедагогов как к второстепенной деятельности по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия.

Методические рекомендации:

- вызвать интерес к играм;

- ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать,

- показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, командой, указанием),

- дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего;

- при показе дети должны повторять задание вслух;

- проводящий игру должен быть уверен, что все дети поняли задание.

Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей

«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель. Развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны – «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначенную «Воздух».

Слово «пароход» - играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

 

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: