Коррекционные задачи адаптивного физического воспитания:
- коррекция и развитие способности к усвоению ритма движений;
- коррекция и развитие способности к быстрому реагированию;
- коррекция и развитие координации движений;
- коррекция и развитие мелкой моторики пальцев;
- формирование устойчивости, помогающей преодолеть шаркающую походку;
- развитие и правильное использование остатков слуха;
- развитие чувства ритма, умения различать тактильно-вибрационные и доступные звуковые сигналы.
Средства для коррекции функции равновесия:
- ходьба по дорожке (с различными предметами, переступая предметы);
- ходьба по кругу (в обоих направлениях);
- ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы;
- ходьба по дощечкам («кочкам»);
- ходьба на лыжах и коньках по ковру;
- езда на велосипеде и самокате;
- ходьба, бег, прыжки, ползание по наклонной опоре;
- балансировка на набивном мяче;
- элементы игры в баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон.
Средства коррекции вестибулярной функции:
|
|
- движения глаз;
- наклоны и повороты головы в разных плоскостях;
- повороты головы при наклоненном туловище;
- повороты на 90,180,360 гр.;
- кувырки вперед, назад;
- вращение вокруг шеста, держась за него руками;
- кружение в парах с резкой остановкой;
- подскоки на батуте;
- изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках;
- резкая остановка при выполнении движений;
- прыжки со скакалкой с изменением темпа;
- упражнения с закрытыми глазами (кувырки, кружение, наклоны и повороты головы).
Методические правила:
- подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;
- специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими;
- упражнения с изменениями положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;
- упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;
- в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи;
- образцовый показ упражнений учителем;
- применять на занятиях звуковые сигналы (пианино, барабан, бубен);
- использование специального словаря (определенный набор слов для каждого занятия).
2.5.Особенности проведения подвижных игр для глухих и слабослышащих детей
Особенности физического и психического развития:
- затруднено восприятие мира, ограничены возможности общения с окружающими;
- частые простудные заболевания,
- общая ослабленность организма,
- низкая работоспособность, быстрая утомляемость,
- нарушение осанки,
|
|
- отставание развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости),
- труднее и дольше осваивают новые движения,
- испытывают трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений;
- плохая ориентация в пространстве,
- неустойчивость внимания,
- замедленное и непрочное запоминание,
- ограниченная речь, малый запас слов,
- неспособность к адекватному восприятию и воображению.
В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит повысит в процессе развития речи, повысить уровень отработки значений.
Как показывают наблюдения, игра не занимает ведущего места в работе с такими детьми. Причины: незнание педагогами особенностей игровой деятельности глухих и слабослышащих; перенесение в детские сады для детей с нарушением слуха способов руководства игрой, характерных для массовых учреждений; трудности общения в процессе игры с низким уровнем речевого развития; отношение к игру со стороны сурдопедагогов как к второстепенной деятельности по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия.
Методические рекомендации:
- вызвать интерес к играм;
- ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать,
- показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, командой, указанием),
- дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего;
- при показе дети должны повторять задание вслух;
- проводящий игру должен быть уверен, что все дети поняли задание.
Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей
«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»
Цель. Развитие внимания.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:
«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;
«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;
«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.
Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.
Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.
Вариант
Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.
Инструкция. Площадка делится на три зоны – «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначенную «Воздух».
Слово «пароход» - играющие бегут в зону «Вода».
Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».
Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше очков).
Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.
«Поймай мяч»
Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.
Количество играющих может быть любым.
Инвентарь: один мяч среднего размера.
Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.