Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) детей с нарушением интеллекта

Основные задачи АФВ:

1.Укрепление здоровья, закаливание организма.

2.Обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков.

3.Развитие физических качеств.

4.Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

5.Воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к дисциплине, активности и самостоятельности.

Специальные задачи АФВ:

1.Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами (согласованность движений отдельных звеньев тела, согласованность выполнения симметричных и асимметричных движений, согласованность движений и дыхания, компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций).

2.Коррекция и развитие координационных способностей (ориентировка в пространстве, быстрота реагирования на изменяющиеся условия, точности мелких движений кисти и пальцев).

3.Коррекция и профилактика соматических нарушений (осанки, плоскостопия, коррекция массы тела, коррекция речевого дыхания, укрепление ССС и дыхательной системы).

4.Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей (развитие зрительной и слуховой памяти, развитие воображения, дифференцировкам зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению).

5.Развитие познавательной деятельности (формирование представлений об упражнениях, влиянии их на организм, режим дня, гигиена одежды).

6.Воспитание личности умственно отсталого ребенка.

 

Средства АФВ:

Группы упражнений (они могут использоваться на уроках ф.к., ЛФК, на рекреационных и спортивных занятиях).

1. Упражнения, связанные с перемещениями тела в пространстве: ходьба. Прыжки, ползание, лазание, лыжи.

2. ОРУ (без предметов, с предметами, на снарядах – лестница, тренажеры, гимнастическая стенка).

3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

4. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук, ног.

5. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, туловища, с дыханием, равновесии, дифференцировка усилий.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

7. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.

8. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом, активизирующие познавательную деятельность.

9. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.

10. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, минифутбол, верховая езда.

 

Особенности проведения подвижных игр для детей

С нарушением интеллекта

 

Методические особенности проведения игр:

1. Выбор игры.

2. Учитывать состав группы, возраст, условия, место и форма проведения.

3. Организация играющих (команды, равные по силам).

4. Успешность игры зависит от того, как дети поняли содержание и правила игры.

5. Применять наглядное, образное объяснение, дополненное показом.

6. Объяснять игру, когда дети разделены на команды и заняли свои места.

7. До начала игры подготовить игровую площадку.

8. Принять меры безопасности.

9. Проветрить помещение.

10. Создать праздничную обстановку игры.

11. Свобода выражения радости, подбадривание болельщиков – естественное сопровождение подвижной игры.

12. Справедливо оценивать игру, найти добрые слова для проигравших, отметить индивидуальные успехи каждого.

13. В случае перевозбуждения и утомления детей (рассеянное внимание, нарушение точности движений, учащенное дыхание, побледнение) необходимо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры.

14. Регулирование нагрузки: сокращение продолжительности игры, введение перерывов для отдыха и упражнений на расслабление, изменение числа играющих, сокращение поля игровой площадки, изменение правил, смена ролей играющих, переключение на другую игру.

Этапы проведения игры:

1. Выбор игры.

2. Подготовка места для игры.

3. Подготовка инвентаря.

4. Разметка площадки.

5. Размещение играющих (не вставать спиной к детям, не ставить против солнца).

6. Объяснение игры.

7. Выделение водящих (выбрать по желанию, назначить, считалки).

8. Распределение на команды (для более слабых детей определить щадящую нагрузку, снизить вес снаряда, сократить дистанцию, уменьшить количество упражнений).

9. Судейство. Судья, он же ведущий – наблюдает за ходом игры, задает нужный тон и настроение, направляет инициативу детей в нужное русло, создает возможность каждому участнику игры проявить свои лучшие качества. При нарушении правил он своевременно вмешивается для исправления ошибок, корректирует неправильные действия, предотвращает конфликтные ситуации, стимулирует и эмоционально поддерживает играющих. Необъективность судьи всегда вызывает у детей отрицательные эмоции и обиду.

10. Дозирование нагрузки:

11. Окончание игры. Заканчивать игру при появлении первых признаков утомления.

12. Подведение итогов игры (объявление победителя, анализ и оценка игровой деятельности участников с привлечением детей).

Подвижные игры для детей с нарушением интеллекта

«Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: