Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку, является основой коммуникативной деятельности.
Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной работ могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка.
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травм и т.п.), а также в первые месяцы после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неправильный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, дефекты речи окружающих.
Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии – логопедия.
Нарушения устной речи подразделяются на два типа: 1) нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи, 2) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания.
К фонационным нарушениям относятся:
Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации (голоса). Проявляется либо в отсутствии голоса (афония), либо в нарушении силы, высоты или тембра голоса (дисфония).
Заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Выражается в нечеткости произношения отдельных звуков.
Нарушения семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами системных нарушений: алалией и афазией.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Афазия - полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.
Нарушения письменной речи подразделяются на следующие виды:
Дислеския – нарушение чтения, связанное с поражением некоторых участков коры головного мозга.
Дисграфия – частичное специфическое расстройство процесса письма.
Психолого-педагогическая характеристика детей
С нарушением речи
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
Наличие органического поражения мозга способствует тому, что такие дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них наблюдаются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений. Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Дети эмоционально неустойчивы, у них быстро меняется настроение.
У таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.