Основы методики адаптивного физического воспитания детей с нарушением речи

Основные задачи АФВ:

Коррекция психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического и физического развития.

Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей с задержкой речевого развития.

Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Освоению каждого движения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. У детей с различными речевыми нарушениями изменен тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо в работе с этой категорией детей. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью.

Дыхательным упражнениям в курсе коррекции необходимо уделять особое внимание. Вентиляция легких обеспечивает постоянство газового состава альвеолярного воздуха. Особенно важно сделать акцент на диафрагмальном дыхании, так как оно физиологически более целесообразно для лучшей вентиляции нижних отделов легких и экскурсии диафрагмы.

Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения необходимо выполнять в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта.

Особенности проведения подвижных игр для детей

С нарушением речи

Дети с нарушением речи ограничены в речевом общении. Такие дети неверно произносят звуки, искажают слоговую структуру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию (кот-кит-ток), у них низкий словарный запас.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более четкой и эмоциональной.

На формирование речи влияют следующие факторы:

- моторика мелких мышц кисти,

- координационные способности;

- дыхание,

- состояние осанки,

- фонематический слух (т.е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова),

- четкость артикуляции (звукопроизношений),

- зрительно-двигательная координация.

Педагогические задачи, решаемые посредством применения подвижных игр:

- развивать моторику мелких мышц кисти,

- развивать координационные способности,

- совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений,

- формировать осанку и предупреждать ее нарушения,

- развивать устную речь при выполнении физических упражнений,

- формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры,

- формировать четкость артикуляции,

- формировать зрительно-двигательную координацию.

 

Подвижные игры для детей с нарушением речи

«Замок»

Цель: развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти воображения.

Инструкция.

Текст                                                                       Движения

На двери висит замок                                 Ритмичные быстрые соединения

                                                                      пальцев рук в «замок».

Кто открыть его бы мог?                           Повторение движений.

Потянули,                                                    Пальцы сцеплены в «замок»,

                                                                      руки потянуть в одну, потом

                                                                      В другую сторону.

Покрутили,                                                  Движения кистями рук со

                                                                      сцепленными пальцами от

                                                                      себя – к себе.

Постучали                                                    Пальцы сцеплены, основаниями

                                                                      Ладоней постучать друг о друга.

И – открыли!                                                Пальцы расцепить, ладони в

                                                                      Стороны.

«Письмо на ладони»

Цель: развитие тактильной чувствительности ладоней, внимания, пространственных представлений.

Играют 5 и более детей.

Инструкция. Игроки встают друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Ведущий чертит пальцем на ладони последнего игрока какой-нибудь знак (это может быть геометрическая фигура, буква или цифра). Игрок повторяет начерченный знак на ладони предпоследнего игрока, тот – на ладони предыдущего, пока знак не дойдет до первого. Первый молча рисует знак мелом на доске (карандашом на бумаге, палочкой на песке и т.д.).

Варианты

1. Ведущий чертит знак (например, крест) на ладони последнего игрока. Тот, поняв, что это за знак, шепотом передает на ухо предпоследнему: «Крест», тот рисует этот знак на ладони предыдущего, и так далее до первого игрока.

2. В «письме» можно отправлять несколько знаков.

3. Игра проводится в виде соревнования команд. Игроки делятся на две команды. Каждая команда строится в колонну по одному. Ведущий рисует одинаковые знаки на ладонях последних игроков, и по сигналу «письма» отправляются в путь. Побеждает команда, чья «почта» работает лучше, то есть чье письмо дойдет быстрее.

«Сидячий футбол»

Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.

Играют две команды, по 4-6 человек в каждой.

Инвентарь: мяч для футбола, кегли.

Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5 – 3 метров.

Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

Варианты

1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.

2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.

3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на ровном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.

Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.

 

«Слушай внимательно»

Цель: развитие внимания, координации, умение сохранять правильную осанку и равновесие.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего. На слове «пень» - становятся на одно колено, опустив голову и руки, затем сразу же встают и продолжают движение по кругу. На слове «елка» - останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слове «сноп» - останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой.

Затем указанные три команды даются вразбивку. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. Сначала команды подаются через каждые 6-10 секунд, а затем постепенно увеличиваются до 3-5 секунд. Ведущий контролирует правильность осанки.

Методические указания. Игра для детей 8-10 лет, нагрузка умеренная.

                                      Литература

1.Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160с.

2.Горская И.Ю., Суянгулова Л.А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья. – Монография. – Омск: СибГАФК, 2000. – 212 с.: ил.

3.Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. – М.: Советский порт, 2000. – 160с., илл.- (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

4.Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие. – М.: Советский спорт, 2000. – 240с.: ил.

5.Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. проф. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. – СПб.: СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. – 95 с.

6.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушением в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2002. – 212с.

7.Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением в развитии: Учебное пособие – М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 140с.

8.Подвижные игры для детей с нарушением в развитии / Под ред. Л.В. Шапковой. – СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002, 160с.

9.Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие для студентов факультета физической культуры / Под. Ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004. – 514с.

10.Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002. – 448с.: ил.

11.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464с., ил.

12.Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. -1 52с.: ил.

13.Шапкова Л.В. Функции адаптивной физической культуры: Учебное пособие. – СПб.: СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. – 82с.

14.Федорова Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура»: Учебное пособие / Под редакцией С.П. Евсеева. – СПб.: СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. – 134с.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ

 

Методические рекомендации

 для студентов факультета физической культуры

Специальность – 032102 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

 

 

Редактор – Л.И. Безнина

Компьютерный набор – Н.Н. Мелентьева

Подписано к печати                          Формат

Бумага ксероксная. Печать офсетная.

Усл. печ. л.     Уч. изд. л.     Тираж 100 экз.  Цена руб. коп.

 

160035, Вологда, С.Орлова, 6. ВГПУ, изд-во «Русь»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: