double arrow

Романо-Германская правовая семья

К романо-германской семье относятся правовые системы, которые первоначально возникли в континентальной Европе на основе древнеримского права, канонических и местных правовых обычаев.

История формирования и дальнейшего развития континентальной правовой семьи занимает довольно длительное время. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII-XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Произошел процесс, получивший название «рецепция римского права». Формирование континентального права на основе рецепции римского права не означает, что римское право превращается в методологическую основу всего романо­германского права, речь идет о формировании и развитии всего цивильного права на базе «рецепцированного» римского права.

В Германии влияние римского права оказало более сильное воздействие, нежели во Франции. Это было обусловлено отсутствием единой централизованной власти, господством феодальных порядков. В итоге это привело к широкому проникновению в правовую систему норм и доктрин римского права.

Система права континентальных стран Европы имеет структуру, состоящую из двух подсистем - публичной и частной. Публичное право - это совокупность отраслей и институтов, которые определяют статус и порядок деятельности органов государства. Публичное право связано с обеспечением государственных и общественных интересов. Частное право ориентировано на отношения, связанные с правами и свободами человека и гражданина, связывает частных лиц в процессе защиты своих личных интересов[5].

Особенностью континентального права является ярко выраженный кодифицированный характер. Кодификация права, начавшаяся в странах Западной Европы в раннем Средневековье и продолжающаяся по сей день, оказала огромное влияние на характер и процесс развития романо­германского права. Кодификация была связана с превращением права университетов в реальное, действующее право, применяемое на практике.

Верховенство закона в системе романо-германского права является еще одной особенностью рассматриваемой правовой семьи. Высшая юридическая сила закона означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с ним. Немалую роль среди источником романо-германского права играют и подзаконные акты: декреты, инструкции, регламенты, циркуляры и другие документы, издаваемые органами исполнительной власти.

Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилась устойчивая норма. В романо-германской семье, созданной под сильным влиянием классического римского права, существование правовом обычая обусловлено, с одной стороны, необходимостью объективного определения того, что у данной нации считается справедливым, а с другой - потребностью в объяснении понятий, используемых законодателем. На сегодняшний день обычай за редким исключением потерял свою самостоятельность, обычай выполняет второстепенную роль в правовой системе, выступая в качестве дополнения к закону.

Судебный прецедент как источник права в системе романо-германской правовой семьи является вторичным источником. Но стоит заметить, что в настоящее время объективно наблюдается явное возрастание роли судебного прецедента в правотворческой деятельности государства, чему способствуют как несовершенство законодательства, так и подъем «третьей власти» - судебной.

Среди источников можно выделить доктрину права. «Доктрина права» - это собирательное понятие для обозначения всей совокупности научно­юридических трактовок и суждений о позитивном праве, составляющих основы догмы права. На протяжении долгого времени доктрина права являлась одним из основных источников романо-германского права. Но в настоящее время доктрина не признается в качестве первичного источника.

К континентальной системе права относятся такие страны, как Франция, Германия, Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Исландия, Италия, Португалия, Норвегия, Монако, Швейцария, Швеция, в частности и Россия относится к данной правовой семье, но с некоторыми оговорками, обусловленными социалистическим прошлым. Романо-германская правовая семья объединила народы Европы, уважая при этом существующие между ними различия, без которых Европа не была бы тем, чем она является, и той, какой мы хотим ее видеть [6].

При активном развитии межгосударственных отношений анализ и сравнение различных правовых семей имеет огромное значение в рамках конкретной страны и мирового сообщества в целом.

Романо-германская правовая семья, е, представляет собой эволюцию положений римского права. Идеи и механизмы данной правовой семьи распространены на большую часть Евразии, Латинскую Америку, страны Африки.

Следующей рассматриваемой правовой семьёй является - религиозная, которая объединяет в себе мусульманскую, христианскую, иудейскую и другие конфессии. На данный момент осталось не так много стран с религиозной правовой доктриной, однако такие страны в мире существуют, в основном, к ним относят страны, преимущественно исповедующие ислам.

У данных правовых семей есть некоторые черты, которые являются схожими:

Во-первых, это роль правовой доктрины в формировании права;

Во-вторых, роль судебных решений в качестве источников права либо незначительна, либо отсутствует вообще.

Однако есть существенные различия:

Во-первых, ключевой источник права: у романо-германской правовой семьи это - нормативно-правовой акт, а у религиозной - священные писания.

Во-вторых, это то, каким образом формируется право: в романогерманской правовой семье эта роль отводится законодателю, а в религиозной - высшему разуму.

В-третьих, это дифференциация права на отрасли: романо -германской правовой семье это подразделение представлено частным и публичным правом, а в религиозной правовой семье подобное разделение отсутствует. Такое различие обуславливается тем, что романо -германское право развивалось с помощью внедрения извне, благодаря постоянному совершенствованию законодателем, а в религиозной правовой семье эволюция протекала самостоятельно, обособленно, что специфически развило данную правовую семью до того вида, какой мы наблюдаем сейчас.

В-четвёртых, для романо-германской правовой семьи характерно главенство прав и свобод личности в государственной среде, а для религиозной обязанности граждан выдвигаются на верхнюю ступень \

Таким образом, проанализировав и сравнив романо-германскую и религиозную правовые семьи, можно сделать вывод о том, что у обеих этих правовых семей есть свои недостатки и преимущества. В современном мире, в эпоху глобализации и интеграции невозможно найти «чистую» правовую семью, что влечёт за собой необходимость исследования различных правовых семей, а также их интеграцию, синтезирование уникальной и совершенной во всех отношения глобальной правовой семьи, которая объединила бы в себе культуру разных стран, чтобы наладить межгосударственные отношения, а также для того, чтобы повысить качество права в пределах одного конкретного государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: