Соотношения романского и германского типов права

Есть два разных подхода к понятию о правовой системе - узкое и широкое. В узком понимании правовая система представляет собой систему национального права (внутреннего). Она имеет свою структуру: норма права, отрасль права, правовой институт. Правовую систему в широком смысле характеризуют тремя разными группами правовых явлений: 1) определенные юридические нормы, отрасли (сферы регулирования права), правовые институты (нормативная сторона); 2) совокупность разнообразных правовых учреждений (организационная сторона); 3) совокупность определенных правовых взглядов, идей, представлений, которые свойственны для того или иного общества (это составляет понятие правовой культуры).

В пределах континентального права можно выделить две подсистемы - романскую и германскую, в зависимости от того, законодательство какой страны - Франции или Германии - берется за основу, воплощениями которых соответственно являются ГК Франции (1804) и ГГУ 1896 Указанные кодексы отражали развитие доктрин этих стран, на основе которых сформировались группы романского и германского гражданского права[11].

Система гражданского права романской группы (Кодекса Наполеона) считалась заимствованной из Институций, наиболее простого учебника римского права, составляет часть Кодификации Юстиниана (Corpus Juris Civilis). Эта система, которую называют институциональной, предполагает группировку гражданско-правовых норм по трем разделам: 1) лица (т.е. субъекты права) 2) вещи (объекты права) и соответственно вещные права, 3) иски и соответствующие искам обязательства ' Обязательства. В результате модификации из этой системы были изъяты нормы гражданского процесса и появились общие положения и другие разделы.

Система германской группы основывается на Дигестах (Пандекты) Кодификации Юстиниана (и поэтому получила название - пандектное) и предусматривает разделение норм материального и процессуального частного права. Все материальные нормы делятся на нормы Общей и Особенной частей. Общая часть включает нормы, касающиеся любых институтов гражданского права и включает общие положения, нормы о субъектах права, объекты прав и сами права, в частности об осуществлении и защите последних. Содержание Особенной части составляют нормы отдельных институтов - вещного, обязательственного, семейного и наследственного права.

В результате модернизации и сближения пандектной и институциональной систем в современных условиях нельзя говорить о них как самостоятельные системы. Они составляют лишь две основные подсистемы единого континентального права, логично в условиях развития европейской интеграции.

Итак, под правовой системой можно понимать совокупность внутренне согласованных, связанных друг с другом, однородных социально юридических средств (явлений), которые в итоге позволяют осуществлять публичную власть. Правовая система оказывает регулятивно-организующее, а также стабилизирующее действие на общественные отношения, поведение людей, а также их объединений.

Проведение анализа правовых систем в таких странах, как Россия и Германия (федеративные государства) не представляется возможным без того, чтобы провести сравнение систем законодательства этих двух стран. В национальном праве Германии есть два разных вида законов: они существуют в формальном и в материальном смыслах. Что касается законов в формальном смысле, то это такие законы, которые приняты законодательными органами власти (бундестагом в Германии, либо ландтагами земель). Вместе с формальными законами также есть и носящие материальный характер законы. Они издаются органами исполнительной власти. Например, в России это различные подзаконные нормативно-правовые акты. В Германии - иные постановления (как федеральные, так и различных земельных правительств, министерств. Данная категория законодательных актов охватывает и разнообразные предписания, к примеру, такие как правила дорожного движения; различные распоряжения правового характера, к примеру, распоряжения в сфере охраны окружающей среды. В округах и в общинах, и в различных учреждениях и организациях публично-правового характера, на территории Германии существует в настоящее время еще одна из разновидностей законодательных актов в материальном смысле, а именно уставы (статуты), к примеру, к их числу можно отнести устав о коммунальных отчислениях или о порядке вывоза мусора [12].

Из разных источников позитивного права в демократических государствах особенное место занимают конституции стран. В РФ и в Германии устанавливаемые ею нормы (а она является Основным законом) занимают приоритетное положение. Это значит, что принимаемые в стране законодательные акты должны в любом случае соответствовать действующей Конституции, ее положениям. Если этот принцип нарушается, принимаемые законы будут неконституционными, вследствие чего их объявляют недействительными.

В Германии, кроме конституции, есть законы в формальном смысле, т. е. акты, которые принимают органы законодательной власти. Законы в материальном смысле, т. е. разнообразные распоряжения, постановления, уставы занимают в иерархии законом более низкую ступень. Они не должны противоречить остальным законам в формальном смысле.

В РФ и в Германии нет обязательной системы прецедента. В Германии исключением являются решения Федерального конституционного суда. Немецкие юристы при этом полагают, что вполне можно говорить о непрямой силе прецедента. В судебной практике на территории Германии данный механизм непрямой обязательной силы судебных решений действует фактически в отношении судей нижестоящих инстанций. Судьи стремятся избегать того, чтобы принятые ими решения оспаривались в вышестоящих инстанциях, так как зачастую это в итоге сказывается отрицательным образом на их судебной карьере.

Международный договор в системе права Германии приоритетен в иерархии всех существующих в стране источников права; его значимость была получена и в Европейском Союзе. Передача государствами из своих правовых систем в правовую систему ЕС прав и обязанностей (на основе Договора об ЕЭС влечет за собой в итоге ряд ограничений по их суверенным правам, над которыми не способны превалировать никакие последующие односторонние акты, не совместимые с концепцией Сообщества. В законах РФ закрепляется то, что международные договоры приоритетны над существующими в России законами, в случае если международными договорами устанавливаются иные правила, нежели на основе законов РФ.

В Российской Федерации законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент - Федеральное Собрание. Состоит оно из Совета Федерации (верхней палаты) и Государственной Думы РФ (она является нижней палатой Парламента). В Совете Федерации включены по два представителя от различных субъектов РФ, независимо от территории субъекта и от численности населения, которые проживают в данном субъекте. Они выбираются по одному от представительного и исполнительного органов власти. Подобный порядок формирования Совета Федерации является уравнительным. А нужно это, чтобы у разных субъектов были одинаковые возможности в отстаивании собственных интересов. В Государственной Думе Российской Федерации состоит более 450 депутатов. Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы принадлежит право законодательной инициативы в России. Вначале в Государственной Думе вносятся различные законопроекты, затем они рассматриваются [13].

Принятые федеральные законы впоследствии передаются на рассмотрение Совету Федерации. При отклонении федерального закона на уровне Совета Федерации тот или иной федеральный закон считают принятым в том случае, если за него при проведении повторного голосования голосует не меньше 2/3 от общего количества депутатов Государственной Думы РФ.

В субъектах Российской Федерации законодательная власть олицетворяется местными законодательными органами (а это думы, советы субъектов федерации и др.). Ими принимаются местные законы, действующие на территории того или иного субъекта РФ. Местные законы, принимаемые органами власти на местах, в любом случае не должны противоречить действующему федеральному законодательству.

Высшая законодательная власть на территории Германии принадлежит двухпалатному парламенту. Она включает в себя нижнюю палату - Бундестаг, а также верхнюю палату - Бундесрат. Члены той и другой палат имеют право на законодательную инициативу. Ведущая роль в законодательном процессе у бундестага. Правительством вносятся в Бундесрат законопроекты, далее мнение Бундесрата передается в бундестаг не позднее шести недель. Половину депутатов избирают в бундестаг в одномандатных округах, по мажоритарной системе. При этом вторую половину депутатов избирают по земельным партийным спискам в многомандатных округах. Бундестаг состоит из 650-670 депутатов. Бундестагом принимаются законы в сферах, на которые распространяют (частично или полностью) законы федерации. Законы, которые затрагивают интересы земель, должны одобряться бундесратом.

Значимую роль в обеспечении законности и правового порядка играет в стране судебная власть. В РФ есть, говоря условно, три “высших” суда, осуществляющие судебный надзор и “направляющие” деятельность всех нижестоящих судов в стране. Они находятся в их ведении. Это Конституционный Суд РФ (в его ведении в том числе находится конституционный контроль), а также Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Конституционным Судом Российской Федерации принимаются различные решения: итоговые (формулировка судебных выводов по результатам разбирательств дел) и прочие (они имеют отношение к организации работы Суда). ВС Российской Федерации представляет собой высший судебный орган по уголовным, гражданским, а также административным и прочим делам, которые являются подсудными судам общей юрисдикции. Им также реализуется судебный надзор за их деятельностью. Он дает необходимые разъяснения по вопросам судебной практики.

Важнейший орган судебной власти Германии - это Федеральный конституционный суд (аббревиатура ФКС). ФКС является блюстителем Основного закона, он представляет собой независимый самостоятельный орган власти, у которого равные права с иными федеральными органами. ФКС принимаются решения по толкованию Основного закона при появлении споров, касающихся компетенции высших федеральных органов, им проводится правовой контроль за выявлением соответствия конституции законов, принятых парламентом страны или какой-то отдельной земли. ФКС решаются споры между Федерацией и землями, связанные с вопросами по разграничению действующего законодательства.

Помимо ФКС, также к судебной власти на уровне Федерации относят и федеральные суды, которые занимаются различными специальными вопросами: Федеральный верховный суд (по уголовным и гражданским делам); Федеральный финансовый суд; административный суд; суд по социальным делам; суд по трудовым делам. Их задачи заключаются в первую очередь в том, чтобы обеспечить единство судебной практики в Германии, помимо этого, они представляют собой высшие судебные инстанции для разных сфер судебного производства. Бесспорно, подобный партикуляризм власти представляет собой исторически сложившуюся особенность Германии.

Исполнительные органы власти могут издавать нормативные акты (это подзаконные акты в РФ; законы в материальном смысле в Германии). Но при этом основной задачей этих органов является обеспечение реализации законов, которые приняты парламентом, а также судебных решений, которые вынесены судами.

Исполнительная власть в стране осуществляется правительством. В Российской Федерации в нем есть Председатель, его заместители и федеральные министры. Правительством Российской Федерации осуществляются полномочия, которые возложены на него Конституцией Российской Федерации, различными федеральными законами, указами Президента РФ [14].

Высший орган исполнительной власти в Германии - Федеральное правительство. В нем есть канцлер (глава) и федеральные министры. Федеральным правительством страны претворяются в жизнь законы, которые принял бундестаг, также им осуществляется административное и политическое руководство страной.

Федеральным канцлером определяются главные направления политики, он руководит деятельностью правительства, возглавляет кабинет министров и является председателем на проводимых им заседаниях. Федеральными министрами организуется работа своих ведомств. При возникновении разногласий между министрами и в случаях, которые предписаны Основным законом, правительство принимает решения коллегиально.

Подводя итог рассмотренному материалу, нужно отметить следующее: Российскую Федерацию принято традиционно относить к романо-германской правовой системе, но у нее в то же самое время есть и своя особенная специфика, которая вызвана рядом особенностей исторического развития. Германия относится к числу стран континентальной системы права. Эта страна входит в романо-германскую правовую семью.

Для романо-германской правовой семьи, включая Россию, а также для Германии свойственно писанное, кодифицированное право, которое получило законодательное выражение. В Российской Федерации, как и в Германии, происходит довольно четкое деление норм права на разные отрасли, а все отрасли подразделяют на две разных подсистемы: частное право, а также публичное право. При этом к публичному праву относят уголовное, административное, международное публичное, конституционное право. К частному праву относят гражданское, трудовое, семейное, международное частное право.

В системе органов рассматриваемых государств проводится достаточно четкое различие между законодательными и правоприменительными органами.

Законотворческие функции составляют в двух странах монополию законодателя. И в РФ, и в Германии есть написанная конституция. Источники административного права РФ и Германии и в материальном, и в формальном значении есть возможность изобразить в виде системы, при этом ее "вершину" образуют Основной закон страны - Конституция и различные акты высших нормотворческих и представительных органов публичной администрации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая семья – это совокупность правовых систем разных государств, которые объединены с учетом определённых критериев. Теория была впервые выдвинута в 1667 году немецким ученым Лейбницем. Он утверждал, что право некоторых стран позволяет объединить их в отдельные группы. Каждая из них будет основана на сходствах и различиях процесса развития, отдельно взятых государств.Именно на основе этой теории было выработано современное понятие правовой семьи. На сегодняшний день основными критериями разделения семей являются: - источники права; - терминологическая, методологическая основа правовой системы; - особенности системы права; - историческая характеристика государства; - роль судебных инстанций; - развитие и происхождение системы права. Конечно, любая правовая система является уникальной, но ученые на основе приведенных выше критериев научились выделять схожие аспекты.

Развитие учения о правовых семьях во многом повлияло на развитие научных знаний в области изучения государств. К тому же появилась реальная возможность познать государства в их соотношении друг с другом. Классификация правовых семей Все правовые семьи были сформированы в XX веке, однако существует большое количество подходов к их классификации, каждый из которых был выдвинут определенным ученым. «Первопроходцем» в сравнительном правоведении был Давид, который в 60-х годах сформировал следующую классификацию: 1) романо-германская, англо-саксонская и социалистическая правовая семья; 2) религиозная, индусская и дальневосточная. На сегодняшний день эта классификация существенно устарела. Ведь Давид брал за основу только исторический фактор. Иную точку зрения на проблематику классификации семей имел ученый по фамилии Кетц. Он выделял следующие семьи: 1) романская; 2) германская; 3) скандинавская; 4) англо-саксонская; 5) дальневосточная и т. п.

Помимо этого, совершенно иные классификации выдвигали ученые Бехруз и Осакве. В современной теории государства и права выделяют следующие основные правовые семьи: 1. Романо-германская. 2. Англосаксонская. 3. Религиозная. 4. Традиционная. 5. Дальневосточные. Помимо исторического фактора, данная классификация основывается на особенностях юридической техники, что является достаточно важным аспектом в современном мире.

Следует помнить, что всегда существует правовая основа семьи любого типа, вне зависимости от территориальных рамок. Она формируется из тех источников, которые повлияли на развитие правовой семьи в целом. Романо-германская правовая семья является системой всей континентальной Европы. Её источник – рецепции римского частного права. Нормативный акт признается основным источником права в государствах романо-германской правовой семьи. Все отрасли права включены в две группы: публичное и приватное право. Это позволяет точнее и эффективнее регулировать общественные правоотношения. Подавляющее количество стран этой системы имеют конституции писанной формы. В романо-германской правовой семье существует ряд «ответвлений», которые формировались с учетом различий исторического процесса в разных частях континентальной Европы. Таким образом, ученые выделяют подсистемы, группы в романо-германской правовой семье. Подгруппы романно-германской семьи Ученые на сегодняшний день выделяют всего три основных подгруппы: 1. Романско-правовая группы, в которую входят правовые системы следующих государств: Бельгии, Франции, Испании и Румынии, бывшие колонии Франции. 2. В группу германского права входят правовые системы Германии, Греции, Монако, Украины, Чехии и Швейцарии. 3. Скандинавско-правовая группа представлена такими странами, как Дания, Норвегия, Швеция и Исландия. Как мы видим, характеристика правовых семей романно-германского типа осуществлялась на основе территориальной расположенности, особенностей исторического и культурного развития, а также различительных аспектов элементов правовых систем.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авакьян С.А. Конституционное право / Отв. ред. С.А.Авакьян - М.,2012.-378с.

2. Алексеев С.С. Общая теория права / Под ред. С.С.Алексеева -М.: Юрлитинформ. 2012. -314с.

3. Барсегян А.Г. Перспективы развития системы официальной классификации правовых актов в Российской Федерации // Законодательство. 2012. № 6.-С.15-24.

4. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. Учебник. Москва, 2014.-378с.

5. Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы: учебник для юридических вузов и факультетов. Издание 9-е, переработанное и дополненное / под ред. К.Ф. Гуценко. - М.: ИКД Зерцало-М, 2013.-348с.

6. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография / Под ред. С.А.Иванова - М.: Народный учитель, 2012.-317с.

7. Корельский М.В. Теория государства и права / Под ред. М.В. Корельский - М.: Инфра. 2013.-358с.

8. Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право современных зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии): учебное пособие. - М.: Зерцало, 2018.-312с.

9. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Москва, 2016 г.-346с.

10. Литягин Н.Н. Организационные предпосылки систематизации законодательства // Журнал российского права. 2012. № 4. –С.11-25.

11. Марченко М.Н. Теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н.Марченко - М.:Зерцало. 2016.-378с.

12. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Москва, 2017 г.-318с.

13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. Москва, 2014 г.-278с.

14. 6. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Москва, 2014.-378с.

15. Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права: Историко-теоретический очерк. // Закон: создание и толкование. / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрайт. 2016.-298с.

16. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М.: ИКД «Зерцало-М», 2014. -989 с.

17. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. - М.: Юристъ, 2017.-348с.

18. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства / Под ред. В.С.Нарсесянца - М.: Инфра-М. 2018. -274с.

19. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под ред. В.П. Божьева. - М.: Высшее образование,2012-324с..

20. Пилипенко А.Н. Классификация и систематизация законодательства Франции // Журнал российского права. 2015. № 9.-С.36-42.

21. Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (сравнительное конституционно-правовое исследование): автореф. дис.... канд. юрид. наук. Тюмень, 2013. 25 с.

22. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало. 2018.-387с.

23. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ. 2017. -345с.

Яценко В.Н. Закон и подзаконный нормативный правовой акт: соотношение понятий // Журнал российского права. 2013. № 2.-С.11-15.

24. Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2014. 700 с.

25. Романчук Я. Запад против «Запада» // Свободная мысль. 2014. №1. С. 521.

26. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М.: Юристъ, 2014.- 456 с.

27. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. СПб.: Юрид. ин-т, 2015. -318с.

28. Тихомиров Ю.А. Сравнительное правоведение: развитие концепций и общественной практики // Журнал российского права. 2015. №6. С. 3-15.

29. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть: учеб. пособие / под ред. И.Д. Козочкина. М.: Омега-Л, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2013. -567 с.

30. Чухвичев Д.В., Хлопотин Н.К. Необходимость кодификации корпоративного права в России // Гражданин и право. 2014. №5. С. 13-34.

 

 


[1] Алексеев С.С. Общая теория права / Под ред. С.С.Алексеева -М.: Юрлитинформ. 2012.С.115.

[2] Авакьян С.А. Конституционное право / Отв. ред. С.А.Авакьян - М.,2012.-С.169.

[3] Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. Учебник. Москва, 2014.С.169.

[4] Корельский М.В. Теория государства и права / Под ред. М.В. Корельский - М.: Инфра. 2013.-С.157.

[5] Марченко М.Н. Теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н.Марченко - М.:Зерцало. 2016.-С.118.

[6] Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право современных зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии): учебное пособие. - М.: Зерцало, 2018.-С.143.

[7] Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Москва, 2014.С.189.

[8] Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права: Историко-теоретический очерк. // Закон: создание и толкование. / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрайт. 2016.-с.109.

[9] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ. 2012.С.125.

[10] Пилипенко А.Н. Классификация и систематизация законодательства Франции // Журнал российского права. 2015. № 9.С.38.

[11] Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. - М.: Юристъ, 2017.С.116.

[12] Пилипенко А.Н. Классификация и систематизация законодательства Франции // Журнал российского права. 2015. № 9.-С.36.

[13] Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (сравнительное конституционно-правовое исследование): автореф. дис.... канд. юрид. наук. Тюмень, 2013.С.11.

[14] Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало. 2018.-С.116.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: