Российский парламентаризм

В разгар Первой Русской революции царское правительство теряло контроль над ситуацией. Сил для того, чтобы подавить революционное движение, у него не хватало. В этих условиях Николаю II пришлось пойти на уступки, носившие действительно принципиальный характер. 17 октября он подписал манифест, вводивший в стране свободу слова, печати, собраний, союзов и пр.

Этот манифест внёс раскол в революционное движение. Либералы, получившие возможность легально организовать свои силы, создав партии, призывали прекратить революционную борьбу и возложить все надежды на парламент. Меньшевики и эсеры считали, что Россия стала конституционной страной и все усилия надо направить на парламентские методы политической борьбы. Большевики призывали к продолжению революционной борьбы. У значительной части рабочих и демократической интеллигенции манифест вызвал конституционные надежды.

Одновременно с манифестом 17 октября 1905 года было издано несколько указов и постановлений, которые значительно ограничивали самостоятельность будущей Государственной думы.

11 декабря 1905 года был утверждён избирательный закон. Выборы были не всеобщими (права голоса были лишены военные, женщины и прислуга), неравноправными (1 голос помещика = 3 голоса буржуазии = 15 голосов крестьянство = 45 голосов рабочий класс), непрямые, т.е. многоступенчатые (для крестьянской и рабочей избирательной курии) и не тайные.

Выборы в I Государственную Думу происходили в марте-апреле 1906 года. Большинство левых (т.е. радикальных, революционных) партий бойкотировали выборы, т.к. надеялись на продолжение революции.

           Первое заседание состоялось 27 апреля 1906 года. Этот день считается началом российского парламентаризма. Большинство мест в Думе получили кадеты (161 место из 450), второе по численности депутатских мандатов получили трудовики – 107 мест в Государственной думе.

           В центре внимания I Государственной Думы стоял аграрный вопрос. От основных фракций были внесены законопроекты – от кадетов и трудовиков. Оба проекта предусматривали создание в стране государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землёй. Расхождения были только по поводу источников этого фонда: кадеты предлагали выкуп необрабатываемой помещичьей земли, а трудовики настаивали на отчуждении той помещичьей земли, которая находится в запустении. Правительство под руководством И.Л.Горемыкина заявило, что принудительное отчуждение помещичьей земли недопустимо. По предложению трудовиков депутаты I Государственной Думы выразили недоверие правительству. 9 июля 1906 года последовал указ о роспуске I Государственной Думы.

Одновременно с роспуском думы произошли изменения в составе правительства. 8 июля 1906 года председателем Совета министров был избран П.А.Столыпин.

Деятельность I Государственной Думы в целом способствовала разрушению «конституционных иллюзий» демократической интеллигенции и надежд крестьянства на решение аграрного вопроса.

           Выборы во II Государственную Думу прошли в обстановке усиления забастовок рабочих и волнений крестьян. Путём всевозможных уловок и прямых репрессий правительство пыталось обеспечить приемлемый для себя состав Думы. Но то, что революционные партии на сей раз отказались от тактики бойкота, предопределило более радикальный состав II Государственной Думы.

Во II Государственную Думу было избрано 518 депутатов. Кадеты получили 106 мест, трудовики – 104, эсеры – 37, народные социалисты – 16, социал-демократы – 65 мест. Всего у левых партий было 222 мандата, т.е. 43% всех мест в Думе.

Открытие II Государственной Думы состоялось 20 февраля 1907 года. Председателем Думы стал кадет Ф.А.Головин. Основным вопросом оставался аграрный, но теперь уже каждая фракция представляла свой проект. Но, учитывая, что подавляющее большинство депутатов были настроены очень радикально, проект, который могла бы предложить II Государственная Дума ещё больше не устраивал царское правительство. По инициативе кадетов Дума отказалась обсуждать правительственную программу, подготовленную П.А.Столыпиным. Когда стало очевидно, что и II Государственная Дума не оправдала надежд правительства, было принято решение о её роспуске. Наученное горьким опытом предыдущих выборов, царское правительство, обладающее правом законотворческой инициативы, разработало новый избирательный закон, изданный 3 июня 1907 года, через два дня после роспуска II Государственной Думы.

 

Издание закона о выборах фактически явилось государственным переворотом, поскольку оно нарушало «Основные государственные законы», по которым ни один государственный закон не мог последовать без одобрения Государственной Думы. Новый избирательный закон на 33% увеличивал число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшалось на 56%. Теперь 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 — городской мелкой буржуазии, 260 — крестьян и 543 — рабочих. Большинство рабочих было лишено права голоса по имущественному цензу. Главное отличие III Думы от I заключалось в том, что силы, оппозиционные правительству, не составляли в ней абсолютного большинства. В результате в III Думе существовало определенное равновесие между правыми — черносотенцами (144 депутата), центром — октябристами (148) и левыми фракциями, из которых наиболее значительной была фракция кадетов (54).

Председателем стал октябрист Н.А.Хомяков, которого потом сменил А.И.Гучков. Однако деятельность III Государственной Думы прежде всего связана с деятельностью П.А.Столыпина.

Именно Столыпин отладил тот своеобразный режим, который получил название третьеиюньской монархии. Он решительно противостоял нажиму черносотенцев, которые призывали вообще разогнать Думу и восстановить самодержавие. С его точки зрения, подобная мера могла лишь революционизировать страну. В то же время Столыпину нужна была послушная Дума, которая не мешала бы ему действовать в избранном направлении.

Такая Дума и была создана, благодаря новому положению о выборах, принятому 3 июня 1907 г.

Выборы, проведенные по этому положению, резко изменили и партийный состав Думы. Черносотенцы, безоговорочно поддерживавшие карательные меры Столыпина, не одобряли его преобразовательных планов. Либералы пытались противостоять реакции, но склонны были со вниманием отнестись к столыпинским реформам. Однако ни одна из этих группировок не могла в одиночку обеспечить при голосовании утверждение того или иного законопроекта. Все решала позиция центра — октябристов. Эту партию вполне удовлетворяла политика, проводимая новым главой правительства.

В результате с первых же заседаний III Думы, начавшихся осенью 1907 г., в ней заработал нехитрый, но очень действенный механизм, получивший название октябристского маятника. Когда в Думе принималось решение по законопроекту реакционного характера, октябристы голосовали вместе с черносотенцами, образовывая право-октябристское большинство. Когда же на повестке дня стоял законопроект, связанный с преобразованиями, октябристы меняли своих временных союзников, образовывая лево-октябристское большинство. Таким образом, не имея в Думе постоянного большинства, Столыпин, тем не менее, сумел развязать себе руки и проводить ту политику, которую считал необходимой.

Таким образом, благодаря такому раскладу в III Государственной Думе в России сложился режим бонапартизма – режим, основанный на тактике лавирования между правыми и левыми силами в обществе и в парламенте. Подобную политическую систему также называют политикой качелей или политикой маятника. Роль маятника в Российской политической системе выполняла партия октябристов. Во-первых, октябристы во всём поддерживали инициативы царского правительства, возглавляемого П.А.Столыпиным, во-вторых, это была самая многочисленная партия в Думе. Но даже при этом, октябристы были вынуждены консолидироваться (объединяться) с другими фракциями. В зависимости от обсуждаемого законопроекта формировалось правооктябристское большинство или левооктябристское большинство.

Правооктябристское большинство – это временный союз октябристов с черносотенцами и монархистами, он формировался, когда необходимо было поддержать реакционный курс правительства. В частности это парламентское объединение поддержало известную столыпинскую идею «Сначала успокоение, а потом реформы», которая предусматривала введение военно-полевых судов, а также ссылки, каторгу и смертную казнь для революционеров.

 Левооктябристское большинство – это временный союз октябристов, прогрессистов и кадетов, т.е. политических объединений, направленных на умеренные реформы. Оно формировалось, когда необходимо было поддержать правительственные реформы. Речь идёт об аграрной реформе п.А.Столыпина, которую монархисты и черносотенцы не поддерживали в принципе, поэтому октябристы консолидировался с теми, кто поддерживал хоть какие-то реформы.

Режим российского бонапартизма, или третьеиюньская политическая система, просуществовал довольно долго. В общих чертах он сохранялся и в IV Государственной Думе, хотя потребности лавировать в этой Думе уже не было. К моменту открытия IV Государственной Думы (15 ноября 1912 г.) реформы Столыпина постепенно начали затухать и вообще сошли на нет после его гибели. Подавляющее большинство мест заняли черносотенцы и монархисты (157 мест). Сил либерально и прогрессивно настроенных партий (кадеты и прогрессисты) не хватало для того, чтобы противостоять мощному блоку националистов и монархистов, кадеты заняли в IV Государственной Думе 59 мест, а прогрессисты – 48. Октябристы получили 98 мест, и благодаря этому продолжали лавировать, хотя чаша весов чаще склонялась в правую сторону, представленную монархистами и черносотенцами.

В условиях первой мировой войны различные фракции IV Государственной Думы сделали попытку сплотиться. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: