Политические субкультуры

Далее необходимо отметить, что политическая культура может структурироваться и на уровне политических субкультур. Этим понятием обозначаются системы политических ориентаций и моделей поведения, характерные для социальных групп и общностей, которые отличаются в этом качестве от других социальных субъектов и нации в целом. Одно из наиболее распространенных определений данного понятия принадлежит У. Розенбауму. Он считает, что политическая субкультура, есть существующая в рамках политической системы совокупность индивидов, чьи политические ориентации заметно отличаются от ориентации значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.

Политические субкультуры порождаются социально-экономической, этнической, религиозной институциональной, территориальной, возрастной и собственно культурно-статусной стратификацией общества. Они могут быть связаны с идеологическими, поколенческими, географическими различиями и т.п. Традиционно в этой связи выделяются политико-культурные особенности элиты, среднего класса, низших страт и маргинальных слоев. Тем не менее, политологи пытаются выделить собственно специфические субкультурные комплексы, которые могут быть поняты в своей особой логике, не сводящейся к обычно фиксируемым сторонам социальной стратификации. Так, американский исследователь Д. Элазар полагает, что американская политическая культура - это синтез трех политических субкультур: «индивидуалиста», «моралиста» и «традиционалиста», каждая из которых особым образом адаптирует базовые ценности общеамериканской политической культуры - «рыночной площади» и «содружества».

Субкультуры функционируют в рамках доминантной политической культуры и не имеют автономии. Их культурный код формируется в пределах существующей культурной системы, с которой ведётся «диалог». Вырабатывая собственные нормы политического поведения, мировоззрение, которые будут отличать их от других субкультурных образований, они остаются в контексте более широкой политико-культурной среды и в отличие от контркультуры не вступают с ней в конфронтацию. Например, для большинства англичан, вне зависимости от партийной принадлежности, король или королева остаются важным и необходимым политическим символическим институтом, также и прецедент в английском праве для всех понятен и естественен. Но вместе с тем, представления лейбористов и консерваторов по отношению к возможности государственного вмешательства в экономическую или социальную сферы сильно разнятся.

Контркультура же как совокупность мировоззренческих установок и форм духовно-практического освоения мира является альтернативой, радикально противостоящей господствующей политической культуре. Строго говоря, это не единое движение, а набор разнообразных инициатив, объединённых негативным отношением к существующей системе политических ценностей. В 60-е годы ХХ в. источником, определяющим поведение представителей контркультуры в молодёжной среде стали политикофилософские концепции Ницше, Кьеркегора, Маркузе, Гессе и др. Начавшись с индивидуального бунта, осознания нетождественности собственного Я и мира господствующих социальных отношений, неприятия существующего порядка вещей, это молодежное движение вылилось в поиск новых форм социализации, в том числе и политической, способных создать оптимальные условия для реализации прав человека.

Контркультура как возможность присутствует в любой политической системе, заявляя о себе в периоды политической нестабильности, кризиса официальной политической идеологии, политических установок, их неспособности адекватно отразить происходящие социально-политические процессы, происходящие в обществе.

В целом спектр различных классификаций структуры политической культуры достаточно широк. Все приведенные выше классификации являются основополагающими для понимания данного феномена. Однако чаще всего в его структуре вычленяются такие элементы, как культура политического сознания, культура политического поведения и культура функционирования политических институтов. Первый включает в себя политические установки, представления и убеждения, а также политические традиции, обычаи и нормы. Второй - культуру политического участия и политической деятельности. В культуру функционирования политических институтов входят: культура принятия и реализации политических решений, культура электорального процесса, а также культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов. Политическая культура оказывает значительное влияние на формы, функционирование и развитие государственных и политических институтов, придаёт значимость и направление политическому процессу в целом.

Мы уже приводили определение политической субкультуры У. Розенбаума. Понятие "политическая субкультура" можно определить и по- другому: как совокупность ценностей, норм, моделей поведения, ориентаций в политике, входящих в качестве подсистемы в политическую культуру социума в целом и характеризующихся наличием ряда устойчивых и специфичных признаков, благодаря которым их можно отличить от других аналогичных подсистем. Данная специфика обусловливается прежде всего тем, что субкультура базируется на определенной социальной, территориальной, профессиональной, экономической, религиозной или иной общности её носителей. Существование субкультур характеризует неоднородность самого общества, тех условий бытия, в которых протекает жизнь различных его групп. В свою очередь, это вносит неоднородность в процесс преемственности, формирования и заимствования тех или иных компонентов как духовной культуры в целом, так и политической культуры.

Различают политическую культуру молодёжи, женщин, интеллигенции, творческой элиты, служащих государственного аппарата, деревенскую, городскую, этническую субкультуры и др.

Наличие в обществе множества политических субкультур может оказаться источником дестабилизации общественно-политической жизни. Иногда отдельные субкультуры настолько отличаются от общей политической культуры, что могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур. Стабильности общества способствует единство его политической культуры. Видимо, нереальной является задача преодоления множественности политических субкультур. Однако можно и следует стремиться к совместимости между различными субкультурами, к согласованию взглядов всех социальных групп по основополагающим, коренным вопросам жизни общества.

В мире существует определенное количество стран, в которых вообще отсутствует общенациональная политическая культура и поэтому невозможно выделить субкультуры. Например, Нигерия, где вражда между различными племенами и народностями уже приводила к затяжным конфликтам и даже войне, или Северная Ирландия (Ольстер), где существуют непримиримые противоречия католической и протестантской общин, способные при соответствующих условиях вылиться во взаимное истребление и гражданскую войну, что уже имело место в их истории.

Обычно же носителями политических субкультур выступают группы, проживающие в определенной части страны. Например, франкоязычные жители Канады (провинция Квебек), баски в Испании, жители южных штатов США и шахтерских городков на северо-западе Англии, различные территориальные группы казаков (донские, терские, уральские, сибирские) и др.

В то же время, как мы уже отмечали, существуют субкультуры, сформировавшиеся не по территориальному, а по религиозному, социально - бытовому либо половозрастному признаку, и распространенные в самых разных регионах отдельных государств. Например, связанная со многими радикальными идеями молодежная субкультура 60-х гг., распространенная во многих странах Запада.

В целом же существование в обществе политических субкультур - явление вполне нормальное, естественное, однако лишь при наличии следующих условий:

1) если ценности и нормы определенной субкультуры не вступают в непримиримый антагонизм с цивилизованными средствами конфликт с ценностями общенациональной политической культуры;

2) если её носители терпимо и с уважением относится к субкультурам и ценностям других социальных групп;

3) если в рамках общества и общенациональной политической культуры существуют общие ценности и нормы, разделяемые носителями различных субкультур. Например, уважение к институтам демократии, к правам и свободам человека

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: