Нанесение светотени на поверхность предмета

При работе с помощью чертежных инструментов все линии на аксонометрических чертежах имеют одну толщину. Совершенно иначе должен выглядеть технический рисунок.

При изображении геометрических тел рельефность и наглядность повышается, если линии контура в освещенных местах рисовать тоньше, а в теневых – толще.

В техническом рисовании направление лучей света выбирается условно, но так, чтобы источник света находился сверху, слева и сзади рисующего, а световые лучи при этом составляли угол наклона к горизонту 450.

Таким образом, характерной особенностью технического рисунка является условное направление лучей света. Независимо от того, как рисуется предмет – с натуры или по чертежу, свет всегда находится слева, а тень – справа.

Для придания рисунку большей наглядности и выразительности применяют условные средства передачи объема с помощью светотени, учитывая следующие физические факторы:

· собственная тень;

· падающая тень;

· рефлекс или отражение от другого светлого предмета;

· контраст, т. е. кажущееся усиление тона между светом и тенью;

· блики – самые светлые, наиболее освещенные места предмета;

· полутона – умеренно освещенные места.

Поскольку технический рисунок носит в основном условный, прикладной характер, то падающие тени на нем чаще всего не показываются. Прежде чем приступить к нанесению светотени, необходимо тщательно проверить правильность построения рисунка. В противном случае светотень не сгладит допущенных ошибок, а рисунок получится искаженным.

Светотень наносят на рисунок различными способами оттенений: штриховкой, шрафировкой (штриховка в сетку), точками, отмывкой.

Штриховка

Способ оттенения штриховкой является самым простым и распространенным.

Оттенение штриховкой многогранников

Поверхности многогранников заштриховывают параллельными прямыми по форме предмета. Все вертикальные плоскости штрихуют вертикальными прямыми, горизонтальные плоскости – прямыми, параллельными аксонометрическим осям х и у, наклонные плоскости – прямыми, параллельными углу наклона плоскости. Расстояние между штрихами принимают от одного до трех миллиметров. Толщину штрихов выполняют неодинаковой: выступающие элементы выделяют наиболее яркими и толстыми штрихами, а последующие штрихи – с постепенным ослаблением яркости и толщины. Все горизонтальные поверхности должны оттеняться светлее, чем вертикальные, т. к. свет падает на предмет сверху слева. В теневой части предмета штрихи должны быть ярче и чаще, чем на свету. В каждом законченном рисунке должны быть четко выделены поверхности многогранника, причем так, чтобы контуры предмета не выделялись, а сливались с поверхностью. Примеры оттенения штриховкой многогранников показаны на рисунке 44.

На поверхностях вращения нет резких переходов от света к тени, как на поверхностях многогранников. На круглых телах свет мягко и постепенно переходит в полутон, а затем в тень. Поэтому, чтобы правильно нанести светотень, надо хорошо понять условно принятую схему распределения светотени на круглых телах, таких как цилиндр, конус, шар.

 

Рисунок 44 – Оттенение штриховкой

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: