Основные тенденции развития образования и культуры

Начавшаяся перестройка в СССР вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима. Это привело, в частности, к отказу органов руководства культурой в центре и на местах от административных методов управления литературой, искусством, наукой.

В годы перестройки появились первые ростки альтернативной образовательной системы: наряду с государственными учебными заведениями стали создаваться негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В этот период Министерством образования предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования профессиональной подготовкой. В учебных комбинатах, созданных на базе средних школ, в середине 80-х гг. организовывались курсы водителей, слесарей, столяров, механизаторов, где школьники могли освоить рабочие профессии. В Москве и некоторых других крупных городах в наиболее «продвинутых» учебных заведениях началось ознакомление школьников с компьютерами.

Реформа, по замыслу ее инициаторов, предполагала приблизить учащихся к физическому труду, к последующей работе на предприятиях. Однако слабость материально-технической базы школ не позволила осуществить намеченное полностью. Кроме того, против реформы выступили работники народного образования, опасавшиеся снижения уровня освоения школьной программы.

Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть вузов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования. В середине 80 - х гг. в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн специалистов. Но уровень подготовки многих из них не всегда отвечал требованиям времени. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством. Многие молодые специалисты работали не по специальности. В годы перестройки стали входить в практику договорные обязательства между вузами и предприятиями на подготовку специалистов определенного профиля. Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в развитии высшей школы и ее связях с производством.

Непросто развивалась отечественная наука. Ее отставание наметилось во многих отраслях. Именно на это обратила внимание группа советских ученых в письме, направленном руководству страны. Одной из причин отставания науки называлось отсутствие необходимых для деятельности ученых свободы творчества и получения информации. Ее развитие сдерживалось также слабой материальной базой, неразвитостью научного приборостроения.

 

Задания.

1.Раскрыть содержание названий, понятий: «перестройка», забастовка, «гласность», хозрасчет, «свобода слова», референдум.

 

2.Выполните задания:

1. Напишите дату принятия Закона «О государственном предприятии», который должен был стимулировать переход на самофинансирование и хозрасчет.

2. Напишите название принятого в 1988 г. закона, который окончательно легализовал рыночные отношения в стране и закрепил сформированный дисбаланс в экономике.

3. Укажите, из приведенного списка, название политики, о которой идет речь в отрывке: «В конце апреля 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято решение о необходимости резкого повышения темпов социально- экономического развития страны».

а) «политика перелома» б) «политика ускорения»

в) «политика самостоятельности»  г) «политика улучшения жизни»

4. Какое название получила программа правительства, предполагавшая рост темпов развития производства, техническую модернизацию, усиление самостоятельности предприятий и углубление рыночных отношений.

а) «ускорение»                                       б) «модернизация»

в) «углубление» г) «перестройка»  

5. Укажите, из приведенного списка, название нововведения, появившееся на предприятиях СССР с целью обеспечения выпуска качественных, конкурентоспособных товаров.

а) «ГОСТ» б) «Золотой стандарт» в) «Госприемка» г) «Госкомиссия»

6. Заполните пропуски в таблице, выбрав необходимые элементы из приведенного ниже списка.

Дата Направленность организации Название
1989 г. Областной Еврейский культурно-просветительный центр А
Б В «Донецкое историко- этнографическое общество «Курень»
Г Д Е

1. 1989 г.

2. 1991 г.

3. Союз офицеров Украины

4. Национально-патриотическая организация – молодежное объединение казацкой направленности

5. «Алеф»

6. 1985 г.

7. Областная организация защиты прав офицеров и членов их семей, содействия подготовке молодежи к военной службе

8. «Скиф»

9. Организация защиты прав студентов

 

3.Составить сравнительную  таблицу: «Достижения и утраты Донец­кой области в годы «перестройки», используя самостоятельно выбранные критерии для сравнения.

 

критерии для сравнения достижения утраты
1. 2. 3. ……    

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: