Тема. Донецкий регион в период «перестройки»
План.
1.Попытки перехода от плановой к рыночной экономике в годы перестройки (1985-1991 гг.). Экономический кризис.
2.Рост общественно-политической активности в годы «перестройки».
3.Социальная сфера. Проявление кризиса в социальной сфере Донбасса в годы «перестройки».
4.Основные тенденции развития образования и культуры.
Попытки перехода от плановой к рыночной экономике в годы перестройки (1985-1991). Экономический кризис.
В апреле 1985 г. новое руководство в лице М.С.Горбачева заявило об изменении экономической политики государства. Оно сделало упор на расширение экономической самостоятельности государственных предприятий.
Постепенно в советском руководстве росло понимание того, что без кардинальных преобразований в хозяйственном механизме и последующей трансформации социально - политической системы достичь реальных результатов невозможно.
Предпосылками реформ были:
Экономические - К середине 80-х годов обнаружился глубокий экономический, политический и социальный кризис системы. Советская экономика утратила присущий ей динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности с 8,4% в конце 60-ых годов до 3,5% в начале 80-ых. Производительность труда за это же время упала с 6,3% до 3%. Экономический застой сопровождался большим удельным весом военных затрат (около 43-45% бюджета), снижением жизненного уровня, что вызвало объективную потребность реальных изменений.
|
|
Политические - завершилось оформление основных институтов советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки общества (коррупция, протекционизм) являвшиеся оплотом консерватизма.
Социальные - Обозначился кризис и в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х годов по сравнению с 1966-70 гг. уменьшились в 2,8 раза. Сохранявшаяся уравниловка и дефицитная система распределения вступала в противоречие с сохраняемой системой привилегий управленческого слоя. Все это вело к апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Усиление идеологического давления породило диссидентское движение.
Международные - с периодом холодной войны совпало существование биполярной структуры СССР - США, которая привела к соперничеству двух сверхдержав и непрерывной гонке вооружений. Это изматывало экономику страны. Нужно было оценить размеры охватившего страну кризиса путем его глубокого научного анализа.
По инициативе Горбачева в 1987 г. начинается разработка концепции экономической реформы в СССР. К этой работе были привлечены известные экономисты Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, П.Г. Бунич, Т.П. Заславская и др. Разработанный ими проект предусматривал следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально путем развития кооперативного движения), отказ от монополии внешней торговли, более глубокая интеграция в мировой рынок, сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, развитие арендных отношений на селе. В 1987-88 гг. был принят комплекс законодательных актов о перестройке управления народным хозяйством, важнейшими из которых были закон «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987 г.), постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О расширении прав трудового коллектива и выборы руководителей», закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.). Однако при сохранении ведомственного диктата, ужесточении государственного регулирования и контроля по отношению к хозяйствующим субъектам и прежде всего кооперативам, арендным предприятиям принятые законодательные акты практически не срабатывали.
|
|
Донецкая область начала реализовывать принятые законы.
Одним из первых в области в порядке эксперимента начал работать в 1986 г. завод «Азовсталь». В 1988 на хозрасчет перешло более половины предприятий области (243) а с 1989 г. вся ее промышленность. Хозрасчет в угольной промышленности оказался в значительной степени формальным, поскольку действовавшие цены на уголь не соответствовали реальным затратам и в любом случае оставляли предприятия планово убыточными. Контроль государства сделал фиктивной самостоятельность, поэтому результаты реформы в нашей области оказались весьма скромными. Иначе и не могло быть ибо госзаказ ничем не отличался от директивного плана.
Особенностью кризиса стало падение качества выпускаемой продукции. С целью обеспечения выпуска конкурентноспособной продукции было решено ввести государственную приемку. На предприятиях области она начала внедряться с января 1987 г. Инициаторами ее внедрения стали Новокраматорский и Донецкий машиностроительный завод, Енакиевский и Донецкий металлургические заводы, завод ЛКУ (ныне Донецкий завод горного машиностроения). Госприемка предполагала создание специальных органов вневедомственного контроля и должна была поставить заслон браку и расточительству на предприятиях. Однако она дала и неожиданные социальные последствия. Повсеместно выявляя несоответствие изделий стандартам качества, она лишала трудовые коллективы премий. В частности на предприятиях работающих в условиях госприемки в 1-ом полугодии 1989 г. почти на 145 млн.руб. продукции было принято только после доработки и повторного предъявления, на 0,8 млн.руб. - окончательно забраковано. Опосредованным результатом госприемки стало фактическое сокращение заработной платы тысяч трудящихся. Таким образом к середине 1987 г. попытки стабилизировать экономику области оказались малоэффективными.
Второе направление экономической реформы 2-ой половины 80-х годов предусматривало расширение сферы деятельности частного сектора и поощрения частной инициативы. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным 26 мая 1988 г. законом частная собственность была легализована в 30 видах производства товаров и услуг. Трудовые коллективы получили право выбирать, либо стать государственной собственностью, либо перейти в разряд кооперативных, государственно - кооперативных или частных. На кооперативы возлагали большие надежды в деле улучшения ситуации на потребительском рынке. Однако последствия развития кооперативного движения оказались далеки от ожидаемых. Именно поэтому оно получило негативную оценку в значительной части граждан области. Большинство населения считало развитие частной инициативы причиной снижения их жизненного уровня. Недовольство населения было столь велико что в дни июльской забастовки шахтеры потребовали их ликвидации. В итоге 21 июля 1989 г. Донецкий облисполком принял специальное постановление о прекращении регистрации и закрытии торгово-закупочных и других посреднических кооперативов.
|
|
1 сентября 1989 г. он констатировал, что денежное обращение в области значительно ухудшилось, причем в налогообложении благодаря деятельности посреднических организаций приобретающих товары в государственной розничной сети, колхозах и совхозах с последующей их реализацией по повышенным ценам. В условиях товарного голода и неудовлетворенного спроса населения спекуляция являлась следствием неспособности государства обеспечить граждан товарами и услугами. Дефицит самых необходимых продуктов, «вымывание» различных групп продовольственных и промышленных товаров из государственной торговли в кооперативы заставили власти ввести нормированное распределение для населения области: по талонам, спискам, приглашениям. Так в 1988 - 89 гг. на каждого жителя полагалось в месяц от 1 до 2,5 кг. сахара (в зависимости от времени года), 5 пачек сигарет, 1 кусок туалетного мыла, 300-400 гр. стирального порошка. Были введены нормы отпуска сливочного масла, мяса, мясопродуктов. Однако стабилизировать потребительский рынок не удавалось. Не всегда можно отоварить полученные талоны или приглашения. Нестабильность в обществе сразу же сказалась на производственной дисциплине, вызвав резкое ее падение. В 1988 г. потери рабочего времени выросли на 15%. Поэтому неудивительно, что и экономические показатели области становились все хуже.
За 1-ое полугодие 1989 г. 28,3% всех предприятий Донецкой области сорвали поставки продукции потребителям. В 10 городах и 11 районах области не был выполнен план по вводу жилья в эксплуатацию.
Кризисные явления в экономике и социальной сфере области продолжали усугубляться. Во второй половине 1989 г. кроме угольной промышленности большое отставание от плановых показателей допустили металлурги. 60% металлургических предприятий не справились с договорными обязательствами.
|
|
Однако несмотря на снижение производственных показателей средняя зарплата значительно выросла. Так в промышленности при падении производительности труда на 2,3% средняя зарплата увеличилась на 11%. В целом по народному хозяйству области она была больше на 9,5% чем в 1988г. Однако необоснованный рост денежных доходов не улучшил положение населения, а привели к снижению уровня жизни, так как цены в условиях товарного дефицита росли быстрее зарплаты. Так цены на мясо и сало выросли на 25%, фрукты и ягоды на 30%, на овощи на 21%, на картошку на 36%. Резко усилилась напряженность ввода объектов социального назначения. Ввод школ в эксплуатацию уменьшился на 88%, детских учреждений на 57%, больниц на 86%. Человек вдруг ощутил, что он лишился социальных гарантий, которыми он пользовался.
Трудности ощущались и в сельском хозяйстве. Поголовье крупного рогатого скота снизилось на 4%, свиней на 7%, овец на 10%, птицы на 11%, производство яиц на 11%, овощей на 6%. Таким образом к концу 80-х годов кризис охватил и аграрно - промышленный комплекс области. Колхозы и совхозы не могли рентабельно работать в новых условиях хозяйствования, а фермерство не получило достаточного развития и государственной поддержки.
Рост общественно-политической активности в годы «перестройки».
Накопившиеся экономические и социальные проблемы начали вызывать недовольство у трудящихся области. Первыми отреагировали на эту ситуацию шахтеры. Начиная с 1987 – 89 гг. на отдельных шахтах начали возникать трудовые конфликты заканчивавшиеся коллективными жалобами и обращениями в вышестоящие инстанции, прекращением работы и даже голодовками. Как правило они охватывали небольшую группу людей и не имели значительного успеха. Горняки передавали в адрес ХІХ партконференции, 1–го съезда народных депутатов СССР десятки обращений. Разуверившись в результативности таких форм они изменили тактику.
Начали появляться первые рабочие организации: советы трудовых коллективов, объединения социалистических профсоюзов, стачечные комитеты. 18 июля 1989 г. забастовали горняки шахты «Ясиновская - Глубокая» г.Макеевки. 20 июля в области уже не работали 93 шахты и 11 шакхтостроительных организаций. Забастовка перекинулась на шахты областей (Луганской, Днепропетровской (Западный Донбасс)), Львовско – Волынского бассейна. 22 июля из 121 шахты не работало 110.
25 июля было подписано соглашение между руководством стачкома и правительством и в тот же день шахты начали работать. Стачкомы совместно с правительством подписали «Протокол о согласованных мерах». Однако постановление правительства № 608 в основном осталось на бумаге. Не были введены новые оптовые цены на уголь, не улучшилось обеспечение шахт оборудованием и запасными частями. Со временем стало ясно, что многие пункты «Протокола...» не выполнимы, так как включают в себя зачастую нереальные требования. Любой договор чтобы быть выполненным должен содержать обязательства двух сторон а не одной. Однако «Протокол...» перечислял исключительно обязательства правительства, совершенно не оговорив обязательства шахтеров. Правительство страны растерялось перед забастовщиками, дало невыполнимые обещания скорого выполнения их требований, породив тем самым стачкомовский экстремизм и создало прецедент для работников других отраслей области. Поэтому забастовки стали обычным явлением не только в угольной промышленности но и в других отраслях и бюджетных организациях.
В июне 1990 г. в Донецке прошел I Всесоюзном съезде шахтеров. Однако отыскать выход из сложившейся кризисной ситуации шахтерам не удалось. Забастовки 1990 года только усугубили положение. В условиях прежней хозяйственной системы, без коренной переориентации отрасли на рыночные методы работы, ожидаемые позитивные изменения так и не произошли.
Экономические проблемы Донецкой области заставляли задуматься над путями выхода из кризиса.
16 июля 1990 г. была принята Декларации о государственном суверенитете Украины.
Жители Донбасса восприняли это событие как первый шаг к обретению Украиной и ее отдельными регионами экономической и политической независимости. Государственный суверенитет большинством населения многонационального Донбасса рассматривался исключительно как путь реформирования Советского Союза, превращения его в демократическое государство.
В 1990 году в Донецке влияние Компартии было серьезно подорвано, и в результате свободных выборов коммунисты потеряли большинство в городском совете. Участники шахтерских стачкомов, независимые интеллигенты, демократы и либералы, журналисты и преподаватели вошли в состав обновленного горсовета. Новый городской глава (председатель городского совета) –Александр Гафарович Махмудов. Новые депутаты смогли фактически ликвидировать влияние горкома партии на управление мегаполисом и тем самым дать свободу партийного контроля бизнесменам и общественным деятелям. Первые смогли заработать деньги и вложить их в приобретение собственности и власти, а вторые трансформировали свои должности в реальные активы, став де-юре хозяевами предприятий, на которых работали. Так начал складываться донецкий финансово-промышленный клан, который вскоре войдет в число сильнейших на Украине.
Уже в 1991 году в регионе появились первые организации казаков, которые вскоре разделились на украинских и донских. Возникли национально-культурные общества различных этносов Донбасса: греков, немцев, евреев… В это же время были созданы несколько организаций воинов-афганцев и независимых профсоюзов. Достаточно активно в начале девяностых годов действовали члены Движения за возрождение Донбасса (ДВД), Интернационального движения Донбасса (ИДД) и Движения за восстановление СССР. Начали вести пропагандистскую работу малочисленные, но хорошо обеспеченные и активные украинские организации националистического толка, которые, как правило, являлись филиалами всеукраинских объединений.
19—20 января 1991 г Донецкая общегородская конференция представителей 26 партий и общественных объединений продемонстрировала существование разных подходов к решению вопроса о подписании союзного договора. Однако большинство рядовых граждан видели свое будущее в обновленном Союзе, о чем свидетельствовали данные социологических опросов.
17 марта 1991 г. состоялся Всесоюзный референдум, где стоял вопрос о сохранении СССР. В Донецкой области более 84,5% голосовавших избирателей высказалось за сохранение и обновление Союза и более 86,1% — за вхождение в него Украины. Этот референдум показал также, насколько велика разница между промышленным Донбассом и западными областями Украины, где процент голосовавших за сохранение СССР не превышал 20%.
Такие результаты голосования были обусловлены и интернациональным составом населения Донецкой области, и спецификой ее экономики, тесно интегрированной с экономикой всего Советского Союза. Промышленная продукция Донетчины была ориентирована на потребление во всех республиках. За пределы Украины вывозилось 45% проката, произведенного в области; 65% стальных труб; 32% минеральных удобрений; 69% металлорежущих станков; 82% прокатного оборудования, выпущенного на заводах Донбасса. Вместе с тем в область ввозили 59% заготовок из черного металла, 27% угля, не говоря уже о предметах потребления и продовольствия. В целом 1/6 часть рыночного фонда товаров формировалась за счет поставок из других республик.
Дальнейшее обнищание населения и спад по всем экономическим показателям делали обстановку в регионе очень взрывоопасной. Реальных улучшений материального положения горняков не последовало. Забастовки, то затихая, то вспыхивая с новой силой, продолжались. Государство уже не имело рычагов воздействия на промышленность и стачечное движение Выход из социального и экономического, все более углубляющегося кризиса союзные власти попытались найти в простом повышении цен. Вначале был введен 5% налог на добавленную стоимость, взвинтивший все цены.
Однако со времени забастовки 1989 г. горняки уяснили, что некоторые материальные уступки при сохранении прежней системы государственного управления приносят лишь временные результаты. Поэтому стачечное движение, носившее ранее экономический характер, начало политизироваться. Впервые политические лозунги прозвучали во время мартовской 1991 г. забастовки, когда шахтеры потребовали отставки Президента СССР М. С. Горбачева. Впоследствии появились антикоммунистические лозунги. К лету 1991 года идея необходимости департизации советского общества занимает все более прочное место в требованиях бастующих трудящихся Донетчины.
19 августа 1991 г. – попытка госпереворота (путч) прокоммунистической ГКЧП в Москве - попытка приостановить демократические процессы, развернувшиеся в стране. Большинство аппаратчиков Донецкой области, партийных комитетов и организаций выступили в поддержку путчистов. Однако августовские события завершились поражением ГКЧП и, следовательно, тех, кто одобрил действия заговорщиков. Как следствие августовского путча, началась полоса отставок донецких руководителей, занявших неверную позицию в дни путча.
24 августа 1991г. Верховный Совет Украины принял Акт о независимости и решение о начале департизации властных структур. В сентябре, когда окончательно была приостановлена деятельность КПУ, в области начался процесс реальной смены власти. Были опечатаны областной, городские и районные комитеты партии. Украина после московских событий августовского путча окончательно взяла курс на полную независимость от непредсказуемой политики горбачевского руководства.
1 декабря 1991 г. Всеукраинский референдум: более 60% донбассовцев проголосовало за подтверждение Акта провозглашения независимости Украины. Таким образом, большинство жителей Донецкой области, хотя и в силу различных причин, высказались за развитие независимой Украины. Беловежские соглашения о денонсации союзного договора 1922 г. и образовании СНГ дончане встретили как логическое завершение процесса распада СССР.
Предложение создать организацию под названием «Интернациональный Фронт Донбасса» прозвучало и в Донецке. Произошло это 31 августа 1989 года, когда в одной из аудиторий Донецкого университета собрались люди, в числе участников группы активное место занимали выпускник факультета романской и германской филологии Донецкого университета. В начале 1990-х годов среди множества партий и политических движений существовало Интернациональное Движение Донбасса (ИДД), которое еще тогда выступало против националистов и бандеровцев, против продажности номенклатуры. Одним из основателей этого Движения был политолог и общественный деятель Дмитрий Корнилов, который еще в 1991 году поднял черно-сине-красное знамя.