Рост общественно-политической активности в годы «перестройки»

Тема. Донецкий регион в период «перестройки»

План.

1.Попытки перехода от плановой к рыночной экономике в годы перестройки (1985-1991 гг.). Экономический кризис.

2.Рост общественно-политической активности в годы «перестройки».

3.Социальная сфера. Проявление кризиса в социальной сфере Донбасса в годы «перестройки».

4.Основные тенденции развития образования и культуры.

Попытки перехода от плановой к рыночной экономике в годы перестройки (1985-1991). Экономический кризис.

        В апреле 1985 г. новое руководство в лице М.С.Горбачева заявило об изменении экономической политики государства. Оно сделало упор на расширение экономической самостоятельности государственных предприятий.

Постепенно в советском руководстве росло понимание того, что без кардинальных преобразований в хозяйственном механизме и последующей трансформации социально - политической системы достичь реальных результатов невозможно.

Предпосылками реформ были:

Экономические - К середине 80-х годов обнаружился глубокий экономический, политический и социальный кризис системы. Советская экономика утратила присущий ей динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности с 8,4% в конце 60-ых годов до 3,5% в начале 80-ых. Производительность труда за это же время упала с 6,3% до 3%. Экономический застой сопровождался большим удельным весом военных затрат (около 43-45% бюджета), снижением жизненного уровня, что вызвало объективную потребность реальных изменений.

Политические - завершилось оформление основных институтов советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки общества (коррупция, протекционизм) являвшиеся оплотом консерватизма.

Социальные - Обозначился кризис и в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х годов по сравнению с 1966-70 гг. уменьшились в 2,8 раза. Сохранявшаяся уравниловка и дефицитная система распределения вступала в противоречие с сохраняемой системой привилегий управленческого слоя. Все это вело к апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Усиление идеологического давления породило диссидентское движение.

Международные - с периодом холодной войны совпало существование биполярной структуры СССР - США, которая привела к соперничеству двух сверхдержав и непрерывной гонке вооружений. Это изматывало экономику страны. Нужно было оценить размеры охватившего страну кризиса путем его глубокого научного анализа.

По инициативе Горбачева в 1987 г. начинается разработка концепции экономической реформы в СССР. К этой работе были привлечены известные экономисты Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, П.Г. Бунич, Т.П. Заславская и др. Разработанный ими проект предусматривал следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально путем развития кооперативного движения), отказ от монополии внешней торговли, более глубокая интеграция в мировой рынок, сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, развитие арендных отношений на селе. В 1987-88 гг. был принят комплекс законодательных актов о перестройке управления народным хозяйством, важнейшими из которых были закон «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987 г.), постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О расширении прав трудового коллектива и выборы руководителей», закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.). Однако при сохранении ведомственного диктата, ужесточении государственного регулирования и контроля по отношению к хозяйствующим субъектам и прежде всего кооперативам, арендным предприятиям принятые законодательные акты практически не срабатывали.

Донецкая область начала реализовывать принятые законы.


Одним из первых в области в порядке эксперимента начал работать в 1986 г. завод «Азовсталь». В 1988 на хозрасчет перешло более половины предприятий области (243) а с 1989 г. вся ее промышленность. Хозрасчет в угольной промышленности оказался в значительной степени формальным, поскольку действовавшие цены на уголь не соответствовали реальным затратам и в любом случае оставляли предприятия планово убыточными. Контроль государства сделал фиктивной самостоятельность, поэтому результаты реформы в нашей области оказались весьма скромными. Иначе и не могло быть ибо госзаказ ничем не отличался от директивного плана.

Особенностью кризиса стало падение качества выпускаемой продукции. С целью обеспечения выпуска конкурентноспособной продукции было решено ввести государственную приемку. На предприятиях области она начала внедряться с января 1987 г. Инициаторами ее внедрения стали Новокраматорский и Донецкий машиностроительный завод, Енакиевский и Донецкий металлургические заводы, завод ЛКУ (ныне Донецкий завод горного машиностроения). Госприемка предполагала создание специальных органов вневедомственного контроля и должна была поставить заслон браку и расточительству на предприятиях. Однако она дала и неожиданные социальные последствия. Повсеместно выявляя несоответствие изделий стандартам качества, она лишала трудовые коллективы премий. В частности на предприятиях работающих в условиях госприемки в 1-ом полугодии 1989 г. почти на 145 млн.руб. продукции было принято только после доработки и повторного предъявления, на 0,8 млн.руб. - окончательно забраковано. Опосредованным результатом госприемки стало фактическое сокращение заработной платы тысяч трудящихся. Таким образом к середине 1987 г. попытки стабилизировать экономику области оказались малоэффективными.

Второе направление экономической реформы 2-ой половины 80-х годов предусматривало расширение сферы деятельности частного сектора и поощрения частной инициативы. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным 26 мая 1988 г. законом частная собственность была легализована в 30 видах производства товаров и услуг. Трудовые коллективы получили право выбирать, либо стать государственной собственностью, либо перейти в разряд кооперативных, государственно - кооперативных или частных. На кооперативы возлагали большие надежды в деле улучшения ситуации на потребительском рынке. Однако последствия развития кооперативного движения оказались далеки от ожидаемых. Именно поэтому оно получило негативную оценку в значительной части граждан области. Большинство населения считало развитие частной инициативы причиной снижения их жизненного уровня. Недовольство населения было столь велико что в дни июльской забастовки шахтеры потребовали их ликвидации. В итоге 21 июля 1989 г. Донецкий облисполком принял специальное постановление о прекращении регистрации и закрытии торгово-закупочных и других посреднических кооперативов.

1 сентября 1989 г. он констатировал, что денежное обращение в области значительно ухудшилось, причем в налогообложении благодаря деятельности посреднических организаций приобретающих товары в государственной розничной сети, колхозах и совхозах с последующей их реализацией по повышенным ценам. В условиях товарного голода и неудовлетворенного спроса населения спекуляция являлась следствием неспособности государства обеспечить граждан товарами и услугами. Дефицит самых необходимых продуктов, «вымывание» различных групп продовольственных и промышленных товаров из государственной торговли в кооперативы заставили власти ввести нормированное распределение для населения области: по талонам, спискам, приглашениям. Так в 1988 - 89 гг. на каждого жителя полагалось в месяц от 1 до 2,5 кг. сахара (в зависимости от времени года), 5 пачек сигарет, 1 кусок туалетного мыла, 300-400 гр. стирального порошка. Были введены нормы отпуска сливочного масла, мяса, мясопродуктов. Однако стабилизировать потребительский рынок не удавалось. Не всегда можно отоварить полученные талоны или приглашения. Нестабильность в обществе сразу же сказалась на производственной дисциплине, вызвав резкое ее падение. В 1988 г. потери рабочего времени выросли на 15%. Поэтому неудивительно, что и экономические показатели области становились все хуже.

За 1-ое полугодие 1989 г. 28,3% всех предприятий Донецкой области сорвали поставки продукции потребителям. В 10 городах и 11 районах области не был выполнен план по вводу жилья в эксплуатацию.

Кризисные явления в экономике и социальной сфере области продолжали усугубляться. Во второй половине 1989 г. кроме угольной промышленности большое отставание от плановых показателей допустили металлурги. 60% металлургических предприятий не справились с договорными обязательствами.

Однако несмотря на снижение производственных показателей средняя зарплата значительно выросла. Так в промышленности при падении производительности труда на 2,3% средняя зарплата увеличилась на 11%. В целом по народному хозяйству области она была больше на 9,5% чем в 1988г. Однако необоснованный рост денежных доходов не улучшил положение населения, а привели к снижению уровня жизни, так как цены в условиях товарного дефицита росли быстрее зарплаты. Так цены на мясо и сало выросли на 25%, фрукты и ягоды на 30%, на овощи на 21%, на картошку на 36%. Резко усилилась напряженность ввода объектов социального назначения. Ввод школ в эксплуатацию уменьшился на 88%, детских учреждений на 57%, больниц на 86%. Человек вдруг ощутил, что он лишился социальных гарантий, которыми он пользовался.


Трудности ощущались и в сельском хозяйстве. Поголовье крупного рогатого скота снизилось на 4%, свиней на 7%, овец на 10%, птицы на 11%, производство яиц на 11%, овощей на 6%. Таким образом к концу 80-х годов кризис охватил и аграрно - промышленный комплекс области. Колхозы и совхозы не могли рентабельно работать в новых условиях хозяйствования, а фермерство не получило достаточного развития и государственной поддержки.

 



Рост общественно-политической активности в годы «перестройки».


     Накопившиеся экономические и социальные проблемы начали вызывать недовольство у трудящихся области. Первыми отреагировали на эту ситуацию шахтеры. Начиная с 1987 – 89 гг. на отдельных шахтах начали возникать трудовые конфликты заканчивавшиеся коллективными жалобами и обращениями в вышестоящие инстанции, прекращением работы и даже голодовками. Как правило они охватывали небольшую группу людей и не имели значительного успеха. Горняки передавали в адрес ХІХ партконференции, 1–го съезда народных депутатов СССР десятки обращений. Разуверившись в результативности таких форм они изменили тактику.

Начали появляться первые рабочие организации: советы трудовых коллективов, объединения социалистических профсоюзов, стачечные комитеты. 18 июля 1989 г. забастовали горняки шахты «Ясиновская - Глубокая» г.Макеевки. 20 июля в области уже не работали 93 шахты и 11 шакхтостроительных организаций. Забастовка перекинулась на шахты областей (Луганской, Днепропетровской (Западный Донбасс)), Львовско – Волынского бассейна. 22 июля из 121 шахты не работало 110.

25 июля было подписано соглашение между руководством стачкома и правительством и в тот же день шахты начали работать. Стачкомы совместно с правительством подписали «Протокол о согласованных мерах». Однако постановление правительства № 608 в основном осталось на бумаге. Не были введены новые оптовые цены на уголь, не улучшилось обеспечение шахт оборудованием и запасными частями. Со временем стало ясно, что многие пункты «Протокола...» не выполнимы, так как включают в себя зачастую нереальные требования. Любой договор чтобы быть выполненным должен содержать обязательства двух сторон а не одной. Однако «Протокол...» перечислял исключительно обязательства правительства, совершенно не оговорив обязательства шахтеров. Правительство страны растерялось перед забастовщиками, дало невыполнимые обещания скорого выполнения их требований, породив тем самым стачкомовский экстремизм и создало прецедент для работников других отраслей области. Поэтому забастовки стали обычным явлением не только в угольной промышленности но и в других отраслях и бюджетных организациях.

В июне 1990 г. в Донецке прошел I Всесоюзном съезде шахтеров. Однако отыскать выход из сложившейся кризисной ситуации шахтерам не удалось. Забастовки 1990 года только усугубили положение. В условиях прежней хозяйственной системы, без коренной переориентации отрасли на рыночные методы работы, ожидаемые позитивные изменения так и не произошли.

Экономические проблемы Донецкой области заставляли задуматься над путями выхода из кризиса.  

16 июля 1990 г. была принята Декларации о государственном суверенитете Украины.

Жители Донбасса восприняли это событие как первый шаг к обретению Украиной и ее отдельными регионами экономической и политической независимости. Государственный суверенитет большинством населения многонационального Донбасса рассматривался исключительно как путь реформирования Советского Союза, превращения его в демократическое государство.

В 1990 году в Донецке влияние Компартии было серьезно подорвано, и в результате свободных выборов коммунисты потеряли большинство в городском совете. Участники шахтерских стачкомов, независимые интеллигенты, демократы и либералы, журналисты и преподаватели вошли в состав обновленного горсовета. Новый городской глава (председатель городского совета) –Александр Гафарович Махмудов. Новые депутаты смогли фактически ликвидировать влияние горкома партии на управление мегаполисом и тем самым дать свободу партийного контроля бизнесменам и общественным деятелям. Первые смогли заработать деньги и вложить их в приобретение собственности и власти, а вторые трансформировали свои должности в реальные активы, став де-юре хозяевами предприятий, на которых работали. Так начал складываться донецкий финансово-промышленный клан, который вскоре войдет в число сильнейших на Украине.

Уже в 1991 году в регионе появились первые организации казаков, которые вскоре разделились на украинских и донских. Возникли национально-культурные общества различных этносов Донбасса: греков, немцев, евреев… В это же время были созданы несколько организаций воинов-афганцев и независимых профсоюзов. Достаточно активно в начале девяностых годов действовали члены Движения за возрождение Донбасса (ДВД), Интернационального движения Донбасса (ИДД) и Движения за восстановление СССР. Начали вести пропагандистскую работу малочисленные, но хорошо обеспеченные и активные украинские организации националистического толка, которые, как правило, являлись филиалами всеукраинских объединений.

19—20 января 1991 г Донецкая общегородская конференция представителей 26 партий и общественных объединений продемонстрировала существование разных подходов к решению вопроса о подписании союзного договора. Однако большинство рядовых граждан видели свое будущее в обновленном Союзе, о чем свидетельствовали данные социологических опросов.

17 марта 1991 г. состоялся Всесоюзный референдум, где стоял вопрос о сохранении СССР. В Донецкой области более 84,5% голосовавших избирателей высказалось за сохранение и обновление Союза и более 86,1% — за вхождение в него Украины. Этот референдум показал также, насколько велика разница между промышленным Донбассом и западными областями Украины, где процент голосовавших за сохранение СССР не превышал 20%.

Такие результаты голосования были обусловлены и интернациональным составом населения Донецкой области, и спецификой ее экономики, тесно интегрированной с экономикой всего Советского Союза. Промышленная продукция Донетчины была ориентирована на потребление во всех республиках. За пределы Украины вывозилось 45% проката, произведенного в области; 65% стальных труб; 32% минеральных удобрений; 69% металлорежущих станков; 82% прокатного оборудования, выпущенного на заводах Донбасса. Вместе с тем в область ввозили 59% заготовок из черного металла, 27% угля, не говоря уже о предметах потребления и продовольствия. В целом 1/6 часть рыночного фонда товаров формировалась за счет поставок из других республик.

Дальнейшее обнищание населения и спад по всем экономическим показателям делали обстановку в регионе очень взрывоопасной. Реальных улучшений материального положения горняков не последовало. Забастовки, то затихая, то вспыхи­вая с новой силой, продолжались. Государство уже не имело рычагов воз­действия на промышленность и стачечное движение Выход из социального и экономического, все более углубляющегося кризиса союзные власти попытались найти в простом повыше­нии цен. Вначале был введен 5% налог на добавленную стоимость, взвинтивший все цены.

  Однако со време­ни забастовки 1989 г. горняки уяснили, что некоторые материальные уступки при сохранении прежней системы государственного управления при­носят лишь временные результаты. Поэтому стачеч­ное движение, носившее ранее экономический характер, начало политизироваться. Впервые полити­ческие лозунги прозвучали во время мартовской 1991 г. забастовки, когда шахтеры потребовали отставки Президента СССР М. С. Горбачева. Впоследствии по­явились антикоммунистические лозунги. К лету 1991 года идея необходимости департизации советского об­щества занимает все более прочное место в требова­ниях бастующих трудящихся Донетчины.

19 августа 1991 г. – попытка госпереворота (путч) прокоммунистической ГКЧП в Москве - попытка приостановить демократические процессы, развернувшиеся в стране. Большинство аппаратчиков Донецкой области, партийных комитетов и организаций выступили в поддержку путчистов. Однако августовские события завершились поражением ГКЧП и, следовательно, тех, кто одобрил действия заговорщиков. Как следствие августовского путча, началась полоса отставок донецких руководителей, занявших неверную позицию в дни путча.

24 августа 1991г. Верховный Совет Украины принял Акт о независимости и решение о начале департизации властных структур. В сентябре, когда окончательно была приостановлена деятельность КПУ, в области начался процесс реальной смены власти. Были опечатаны областной, городские и районные комитеты партии. Украина после московских событий августовского путча окончательно взяла курс на полную независимость от непредсказуемой политики горбачевского руководства.

1 декабря 1991 г. Всеукраинский референдум: более 60% донбассовцев проголосовало за подтверждение Акта провозглашения независимости Украины. Таким образом, большинство жителей Донецкой области, хотя и в силу различных причин, высказались за развитие независимой Украины. Беловежские соглашения о денонсации союзного договора 1922 г. и образовании СНГ дончане встретили как логическое завершение процесса распада СССР.

  Предложение создать организацию под названием «Интернациональный Фронт Донбасса» прозвучало и в Донецке. Произошло это 31 августа 1989 года, когда в одной из аудиторий Донецкого университета собрались люди, в числе участников группы активное место занимали выпускник факультета романской и германской филологии Донецкого университета. В начале 1990-х годов среди множества партий и политических движений существовало Интернациональное Движение Донбасса (ИДД), которое еще тогда выступало против наци­оналистов и бандеровцев, против продажности номенклатуры. Одним из основателей этого Движения был политолог и общественный деятель Дмитрий Корнилов, который еще в 1991 году поднял черно-сине-красное знамя.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: