Вопрос 27. Зрительное восприятие

1. Слепящая яркость света

2. Яркостной контраст

3. Инерция зрения

4. Слитие мельканий и последовате.1ьные образы  

1. Слишком яркий свет вызывает неприятное ощущение ослепления. Верхняя граница слепящей яркости зависит от адаптации глаза: чем дольше была темновая адаптация, тем меньшая яркость света вызывает ослепление. Если в поле зрения попадают очень яркие (слепящие) объекты, то они ухудшают различение сигналов на значительной части сетчатки (так, на ночной дороге водителей ослепляют фары встречных машин» При тонких работах, связанных с напряжением зрения (длительное чтение, работа на компьютере, сборка мелких деталей), следует пользоваться только рассеянным светом, не ослепляющим глаз.

2. Взаимное латеральное торможение зрительных нейронов лежит в основ всеобщего, или глобального яркостного контраста. Так, серая полоска бумаги, лежащая на светлом фоне, кажется темнее такой же полоски, лежащей на темном фоне.

Наиболее сильно латеральное торможение действует между близко рас­положенными нейронами, создавая эффект локального контраста. Про­исходит кажущееся усиление перепада яркости на границе поверхнос­тей разной освещенности. Этот эффект называют также подчеркиванием контуров, или эффектом Маха.

3. Зрительное ощущение появляется не мгновенно. Прежде чем возникнет ощущение, в зрительной системе происходят многократные преобразо­вания и передача сигналов, то есть должно пройти некоторое время, называемое временем инерции зрения.

Время инерции зрения, необходимое для возникновения зрительного ощущения, в среднем равно 0,03 - 0,1 с. Следует отметить, что это ощуще­ние исчезает также не сразу после того, как прекратилось раздражение.

4, Минимальная частота следования световых стимулов (например, вспы­шек света), при которой происходит объединение отдельных ощуще­ний, называется критической частотой слития мельканий. При средних освещенностях эта частота равна 10-15 вспышкам в 1 с. На этом свой­стве зрения основаны кино и телевидение: мы не видим промежутков между отдельными кадрами (24 кадра в 1 с в кино), так как зрительное ощущение от одного кадра еще длится до появления следующего. Это и обеспечивает иллюзию непрерывности изображения и его движения.

Ощущения, продолжающиеся после прекращения раздражения, назы­ваются последовательными образами.

Использованные источники:

Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 69-70.

Вопрос 28. Цветовое зрение

1. Получение цветов

Теория цветового восприятия

3. Дальтонизм

1. Весь видимый нами спектр электромагнитных излучений заключен между коротковолновым излучением, которое мы называем фиолетовым цве­том, и длинноволновым излучением, называемым красным цветом. Остальные цвета видимого спектра (синий, зеленый, желтый и оран­жевый) имеют промежуточные значения длины волны. Смешение лу­чей всех цветов дает белый цвет. Он может быть получен и при смеше­нии двух так называемых парных дополнительных цветов: красного и синего, желтого и синего. Если произвести смешение трех основных цветов - красного, зеленого и синего, - то могут быть получены любые цвета.

2. Максимальным признанием пользуется трехкомпонентная теория Г. Гельмгольца, согласно которой цветовое восприятие обеспечивается трем типами колбочек с различной цветовой чувствительностью:

• одни из них чувствительны к красному цвету;

• другие - к зеленому;

• третьи - к синему.

Всякий цвет оказывает воздействие на все три цветоощущающих эле мента, но в разной степени.

Эта теория прямо подтверждена в опытах, в которых измеряли поглощение излучений с разной длиной волны в. одиночных колбочках сетчатки человека.

3. Частичная цветовая слепота была описана в конце XVIII в. Д. Дальтоном, который сам страдал ею. Поэтому аномалию цветовосприятия обозначили термином "дальтонизм".

Существуют три разновидности частичной цветовой слепоты, каждв из которых характеризуется отсутствием восприятия одного из трех от новных цветов:

• протанопия - страдающие протанопией ("краснослепые") не воспринимают красного цвета;

• дейтеранопия - страдающие дейтеранопией ("зеленослепые") не отличают зеленые цвета от темно-красных и голубых;

  тританопия - редко встречающаяся аномалия цветового зрения, не воспринимаются лучи синего и фиолетового цвета.

Все перечисленные виды частичной цветовой слепоты хорошо объясняются трехкомпонентной теорией.

Вопрос 29. Восприятие пространства

Острота зрения

Поле зрения

Бинокулярное зрение

4. Глазные движения

1. Остротой зрения называется максимальная способность различать от| дельные детали объектов. Ее определяют по наименьшему расстояния между двумя точками, которые различает глаз, то есть видит отделы» а не слитно. Нормальный глаз различает две точки, расстояние между которыми составляет 1 угловую минуту.

Максимальную остроту зрения имеет центр сетчатки - желтое пятно. К периферии от него острота зрения намного меньше.

2. Если фиксировать взглядом небольшой предмет, то его изображен]! проецируется на желтое пятно сетчатки. В этом случае мы видим прел мет центральным зрением.

Предметы, изображения которых падают на остальные участки сетчат­ки, воспринимаются периферическим зрением. Пространство, видимое глазом при фиксации взгляда в одной точке, называется полем зрения.

Измерение границы поля зрения производят по периметру. Границы поля зрения для бесцветных предметов составляют книзу 70°, кверху -60°, внутрь - 60° и кнаружи - 90°.

Поля зрения обоих глаз у человека частично совпадают, что имеет боль­шое значение для восприятия глубины пространства.

3. Бинокулярное зрение - это зрение двумя глазами. При взгляде на какой-либо предмет у человека с нормальным зрением не возникает ощуще­ния двух предметов, хотя и имеется два изображения на двух сетчатках. Изображение каждой точки этого предмета попадает на так называемые корреспондирующие, или соответственные участки двух сетчаток, и в восприятии человека два изображения сливаются в одно. Величина знакомого предмета оценивается как функция величины его изображения на сетчатке и расстояния предмета от глаз. В случае когда расстояние до незнакомого предмета оценить трудно, возможны грубые ошибки в определении его величины.

Восприятие глубины пространства и оценка расстояния до объекта воз­можны при зрении как одним глазом (монокулярное зрение), так и двумя глазами (бинокулярное зрение). Во втором случае оценка рассто­яния гораздо точнее.

Некоторое значение в оценке близких расстояний при монокулярном зрении имеет явление аккомодации.

Для оценки расстояния имеет значение также то, что знакомый пред­мет кажется ближе.

4. При рассматривании любых предметов глаза двигаются.

Глазные движения осуществляют 6 мышц, прикрепленных к глазному яблоку.

Движение двух глаз совершается одновременно и содружественно.

Рассматривая близкие предметы, необходимо сводить зрительные оси двух глаз (конвергенция), а рассматривая далекие предметы - разводить (дивергенция).

Кроме того, важная роль движений глаз для зрения определяется также тем, что для непрерывного получения мозгом зрительной информации необходимо движение изображения на сетчатке. Импульсы в зритель­ном нерве возникают в момент включения и выключения светового изображения. При длящемся действии света на одни и те же фоторецеп­торы импульсация в волокнах зрительного нерва быстро прекращается и зрительное ощущение при неподвижных глазах и объектах исчезает через 1 -2 с.

Чем сложнее рассматриваемый объект, тем сложнее траектория движения глаз. Они как бы "прослеживают" контуры изображения, задерживаясь на наиболее информативных его участках.

Кроме скачков, глаза непрерывно мелко дрожат и дрейфуют (медленно смещаются с точки фиксации взора). Эти движения также очень в для зрительного восприятия.

Использованные источники:

Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред; Ю.И. Александрова. С. 70


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: