Особенности международных отношений и дипломатии Древней Греции в классическую и эллинистическую эпохи

Обычай частного гостеприимства у древних греков, о котором уже упоминалось в предыдущих разделах, или «проксения», постепенно создавал институт международных отношений, весьма близкий по своим функциям к современным посольствам и консульствам. Следует, однако, помнить, что проксения сохраняла на протяжении всего своего развития характер частного гостеприимства, или гостеприимства частного лица.

 Практиковавшаяся система гостеприимства давала иностранцу лишь некоторую защиту и тем самым только отчасти уничтожала преграды, созданные обособленностью греческих республик, разделением на граждан и иностранцев. По этой системе гостеприимства (проксении) иностранец ещё не мог пользоваться правами гражданина в городе, куда он прибыл.

Под давлением экономических и военно-политических интересов разделение на граждан и иностранцев внутри полиса постепенно стало сглаживаться. Когда два государства-города желали соединиться узами дружбы и взаимного благоприятствования, они заключали соглашение об «исополитии». По такому соглашению гражданам одного государства предоставлялись в другом государстве те же государственные и частные права, какими пользовались местные граждане. Греческие государства практиковали исополитию двух родов: первая – когда обе договаривающиеся стороны получали для своих граждан одни и те же права в соответствии с заключаемым договором; другая же форма исополитии предусматривала не взаимное, а одностороннее предоставление прав гражданства иностранцам, главным образом за различные заслуги и помощь[47].

Исополития явилась весьма серьёзным шагом в развитии международного общения и практики международных соглашений в древности.

Следующим шагом в развитии практики международных соглашений явились так называемые «симболы», т. е. договоры о правовых нормах в различных судебных процессах, возникающих между гражданами разных городов в связи с торговлей, в связи с кредитными операциями и всякого рода сделками[48]. Симболы  заключались главным образом между союзными или, по крайней мере, дружественно друг к другу относящимися городами. К договорам подобного рода следует отнести и монетные соглашения. Таким образом, симболы разрешали спорные вопросы и регулировали отношения между гражданами различных государств, при наличии доброй воли или союзных отношений между ними.

Таким образом, исополития и симболы, регулировавшие гражданские и политико-экономические взаимоотношения между государствами и их гражданским населением, представляют собой зачатки международных норм права.

В непосредственной связи с такой практикой рождается и идея арбитража, нашедшая своё отражение в организации третейских судов для рассмотрения споров между различными полисами. Первые известные упоминания о подобной процедуре относятся к 416 г. до н.э.

Наряду с нарождавшимися идеями международного права господствовали обычаи, старые установления и даже законы, которые уже не соответствовали новым условиям экономической и политической жизни. В качестве примера можно указать на афинский закон об «андролепсии». Сущность его заключалась в том, что если гражданин республики убит за границей, то родственникам покойного позволялось схватить трёх подданных того государства, которое не дало удовлетворения за обиду, и представить их в суд для наказания. Это служит примером применения первобытной мести.

В Греции классического периода ещё сохранялся обычай частного возмездия, который рассматривался как вполне законный акт или особый международный приём. Иногда само государство брало на себя осуществление права частного возмездия и выступало в этом случае в качестве экзекутора. Однако в борьбе со старыми отживающими обычаями греки заключают различные соглашения, ограничивающие применение устаревших обычаев. Несмотря на ограниченное воздействие новых правил на отношения между греческими городами-государствами, самый факт их появления свидетельствует о том, что поступательное движение вперёд оставляло позади себя первобытные пережитки, старые обычаи и рутину в развитии народов древней Греции.

Особое место в системе международного общения играл вопрос войны и мира. Теория войны и мира у древних греков основывалась на следующих ключевых тезисах:

– естественное состояние войны между греками и «варварами», т. е. не греками;

– борьба против варваров, всякие военные действия против них есть вполне законный способ приобретения добычи – рабов и имущества;

– допустимы войны и между греками;  в том случае, если только такие войны, вызываются необходимостью, признаётся нормальным при этом, что люди, попадавшие в плен, продавались в рабство.

Первоначально обычаи греков не создавали ещё каких-либо основ международного права в войне и мире. Единственный обычай – установившийся порядок объявления войны – в какой-то мере напоминал о нормализации начала военных действий и закладывал основы права.

Так, государство, по тем или иным причинам решившее воевать с другим, формально объявляло ему войну через герольда или особого посла, стоявшего под защитой божества и считавшегося неприкосновенным. Деятельность герольда состояла не только в объявлении войны, но и в заключении перемирия, необходимого для погребения павших в битве или для размена пленных. При объявлении войны иногда совершались особые религиозные обряды перед самым началом военных действий. Афиняне, начиная войну с соседями, выгоняли обычно на границу одного ягнёнка, что имело символическое значение открытия военных действий. Однако война велась и без предварительного объявления. Вероломные нападения и уничтожение или порабощение населения побеждённого государства были обычным явлением в древней Греции. Во время войны опустошение неприятельской земли и разрушение городов считалось обыкновенным средством принудить противника к миру. Не ограничиваясь похищением плодов, неприятель нередко вырубал самые деревья, вырывал с корнем виноградную лозу.

Жестокое обращение с побеждёнными, продажа населения в рабство, захват имущества были обычным явлением в войнах между греками. Об отношении к военнопленным можно судить по тому, как поступили афиняне с самосскими пленными. На теле каждого пленного о. Самос выжигалось клеймо (фигура корабля) и на правой руке отрезался большой палец, чтобы ни один из пленных не мог больше владеть копьём. В отместку самосцы стали выжигать клеймо (фигуру совы) на всех пленных из Афин. Но старые обычаи, регулировавшие общение народов, старые нормы ведения войны вставали с течением времени в противоречие с быстро развивавшимися отношениями народов древности. Этот процесс усиливался в результате колонизации, торговли, договоров и т. п. Старым обычаям противостояли новые идеи международного права[49].

Объявление войны стало подчиняться определённым условностям, которые должны были регулировать войну. Возникали соглашения или правила о порядке ведения войны. Вместо варварского обычая умерщвлять пленных был введён обычай размена военнопленных или право их выкупа. Утверждалось постепенно и право выдачи победителями трупов убитых для погребения. Надругательство над трупом убитого врага, даже варвара, считалось уже беззаконным. Для погребения убитых заключались перемирия.

Несмотря на то, что война была обычным явлением в жизни греческих городов-государств, несмотря на то, что военные действия сопровождались нередко жестоким обращением с противниками, в Греции вырабатывается ряд норм, касающихся ведения войны и поведения борющихся сторон.

Целый ряд международных правил и обычаев сложился в связи с общегреческими празднествами. Во время Олимпийских игр, например, война между греческими государствами с момента открытия этих игр прерывалась «священным перемирием», и всякий, нарушивший это принятое правило, подвергался наказанию, чаще всего большому денежному штрафу.

Стало общепринятым правило, что храмы являются неприкосновенными для неприятеля и в то же время служат священным приютом и убежищем. Всякий раз во время войны оракулы напоминали грекам об этом законе.

Было немало попыток уладить конфликты путём договоров и соглашений. Система договоров получает широкое применение. Различались союзные, мирные и другие виды договоров, подчиняющиеся определённым обычаям. Заключение мира обставлено было целым рядом формальностей. Следует отметить, что мирные договоры заключались на определённый срок. Договаривающиеся стороны как бы признавали, что вечного мира между ними быть не может. Срок этот был иногда коротким, но мирные договоры на 30, на 50 и более лет не были редкостью в древней Греции. Для того чтобы внушить уважение к мирному договору и подчеркнуть гражданский долг каждого в выполнении всех его пунктов, текст договора (его условия, имена подписавших его и приносивших клятвы верности договору) заносился на мраморные плиты и выставлялся на площади города или чаще в каком-либо храме. Важнейшие договоры хранились среди статуй богов в Дельфийском и Олимпийском храмах. Для закрепления заключённого мирного договора приносились также жертвоприношения и клятвы; при этом клятвы и присяги совершались ежегодно, как бы обновляя договор.

Большим достижением в условиях рабовладельческих государств древности являлось зарождение и развитие посредничества и третейского суда при столкновениях или конфликтах государств между собой[50]. Третейский суд или посредник выбирался по взаимному согласию спорящих сторон. Посредником мог быть какой-либо авторитетный человек или же целое государство. Из источников нам известно, что посредническую роль выполняли дельфийский оракул.

Войны, перемирия, мирные переговоры, третейские суды – всё это привело если не к созданию последовательной системы международного права, то к установлению отдельных его норм, которые применялись, однако, лишь в отношениях между греческими полисами. Характерное для греческих рабовладельцев деление людей на эллинов и варваров не позволяло им распространить на последних многие из тех норм, какие выработаны были в связи с ростом связей между греческими городами. Однако позднее, в эпоху эллинизма, в этом отношении сделан был известный шаг вперёд.

Наиболее хорошо изучена история греко-персидских отношений в период до начала, и в ходе греко-персидских войн.

Фактически Спарта стала первым из балканских греческих полисов, который вступил в политические контакты с возникающим Персидским государством еще при Кире Великом. Во время скифо-персидской войны 514–513 гг. до н. э., по свидетельству Геродота, Спарту посетили скифские послы с намерением заключить союз со спартанцами. «Отец истории» предполагает, что союз был заключен, и было достигнуто решение, что скифы предпримут попытку вторжения в Мидию, тогда как спартанцы направятся вглубь Персидской державы на соединение со скифами.

По-видимому, спартанский царь поддержал проект совместной войны против Персии, однако данных о конкретных действиях не имеется.

Первое афинское посольство в Персию было направлено в 508 г. до   н.э., что отразилось на состоянии дальнейших афинско-персидских взаимоотношений. Поскольку договор так и не был заключен, афиняне не имели какой-либо определенности в отношениях с Персией. Напротив, персидский царь и сатрапы могли уже видеть афинян в числе своих новых подданных со всеми вытекающими отсюда последствиями и ожидали только формального закрепления отношений подданства в результате преподнесения земли и воды. Не получив землю и воду, в 491 г. до н. э. Дарий I направил других глашатаев в Афины, чтобы вновь потребовать землю и воду как знаки подданства.

Практика требования земли и воды стала на рубеже VI–V вв. до н. э. наиболее распространенным средством дипломатического давления на греков. Дело в том, что в основе взаимоотношений царя со своими подданными в Персидской державе находился традиционный обычай даров. Символическое предоставление от различных племен и народов земли и воды как знаков покорности является, таким образом, своего рода отражением традиционного обычая дароприношения, присущего социальным институтам Персии. С точки зрения граждан греческих полисов, предоставление земли и воды означало добровольное подчинение Великому царю Персии и утрату полисной свободы.

    Первые дипломатические акции персов в 480–479 гг. до н. э. имели своей непосредственной целью добиться распада Эллинского союза, который, как известно, базировался на участии в нем Афин и Спарты. После поражения персов в морском сражении при Саламине, в окружении персидского царя все чаще стали раздаваться голоса об изменении стратегии и тактики ведения войны в Греции, отказа от непосредственных военных действий в пользу дипломатии, часто неофициальной, с особым акцентом на роль финансовых средств в отношениях с греками.

К 480–479 гг. до н. э. принадлежат три известные персидские дипломатические миссии к грекам, связанные с «дипломатией золота». Именно в это время возникает и развивается персидская неофициальная дипломатия, при которой значительную роль стали играть финансовые средства для подкупа политиков в греческих полисах, хотя первые попытки персов подкупить основных участников Эллинского союза не увенчались успехом. Причина этого довольно проста: как афиняне, так и спартанцы стали воспринимать персов во время их вторжений в Грецию как своих непримиримых врагов.

Однако, уже к середине V в. до н.э. ситуация начинает меняться, это было вызвано нежеланием Спарты усиления Афинского могущества. После перехода руководства в войне против персов к афинянам и создания Делосского союза некоторые представители спартанских властей уже сами пытаются договориться с Персией об урегулировании отношений при посредничестве, персы охотно шли на налаживание контактов со спартанцами в надежде использовать их в борьбе с афинянами. Об этом свидетельствует дипломатическая миссия персов в Спарту в 450 г. до н.э. Важная веха в истории греко-персидских отношений – Каллиев мир               449 г. до н.э., названный так в честь посла греков к персам Каллия. Данный договор, во-первых, ознаменовал завершение продолжительного конфликта между Афинами и их союзниками, с одной стороны, и Ахеменидской державой – с другой, а во-вторых, был заключен на равноправных условиях, а не с позиции силы.

Этот мир, собственно говоря, открыл путь для установления официальных дипломатических отношений между греческими полисами и персами. И главное, после этого события происходят изменения в греческом восприятии персов: образ врага постепенно начинает отходить на задний план, и отношения с Персией перестают быть предосудительными. Преимущество новой роли персов в делах греков одним из первых наверняка осознал знаменитый Перикл.

После дипломатической миссии Каллия афинские послы стали регулярно посещать Персию, в чем, очевидно, был заинтересован Перикл, который, как известно, был безусловным лидером в Афинах в 440–430-е гг. до н. э. Перикл видел в поддержании мира и стабильных дипломатических отношениях с Персией один из путей укрепления афинского могущества в Элладе. Опыт афино-персидских отношений после Каллиева мира показывает, что эхо прошлой войны периодически давало о себе знать и находило выражение в ряде кризисов, самые известные из которых связаны с позицией ряда островных греческих государств по отношению к гегемонии Афин, что приводило к неоднократным восстаниям и войнам. Наметившиеся тенденции в греко-персидских политических отношениях найдут свое продолжение в период Пелопоннесской войны, когда сочетание ряда факторов сделало неизбежным дальнейшее развитие взаимных контактов.

Опыт осуществления дипломатических отношений между греками и Персией на протяжении V в. до н.э., в период расцвета полисного строя, нельзя признать удачным в целом. Несомненно, что как ведущие греческие полисы (Афины и Спарта), с одной стороны, так и персидский царь и его сатрапы – с другой, преследовали собственные внешнеполитические цели, и, несмотря на достигнутые компромиссы,  взаимодействие греков и персов нельзя считать полностью плодотворным. Именно в этом, состоит причина того, что зачастую заключенные договора о мире и сотрудничестве перестают соблюдаться уже вскоре после их непосредственного подписания. В период Пелопоннесской войны закладываются новые аспекты греко-персидского взаимодействия, которые получат дальнейшее развитие в IV в. до н. э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: